Full text

Проблема адаптации студентов вуза к условиям обучения представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых на психофизиологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.

Актуальность данного исследования возрастает в связи с переходом Российской Федерации на двухуровневую систему высшего образования, которая предусматривает уже на ступени бакалавра увеличение доли самостоятельной работы, введение инновационных методов обучения, что позволяет прогнозировать осложнения процесса адаптации студентов к обучению в вузе и, следовательно, необходимость изучения данного явления.

Уровень сложности и специфика обучения в медицинском университете требует особого подхода к изучению психофизиологической адаптации. Эффективность адаптации первокурсников ТГМУ определяет успешность их учебной деятельности, сохранения физического и психического здоровья, что является очень важными показателями в профессии будущего врача.

Объект исследования: процесс адаптации студентов в рамках образовательной деятельности в вузе.

Предмет исследования: психофизиологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе.

Цель работы: исследование особенностей психофизиологической адаптации студентов к обучению в вузе на примере студентов Тихоокеанского государственного медицинского университета.

Задачи: 1. Осуществить обзор литературы по проблеме психофизиологических аспектов адаптации студентов к обучению.

2. Выделить факторы, влияющие на процесс адаптации студентов – первокурсников к обучению в вузе.

3. Рассмотреть особенности психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников.

4. Организовать исследование психофизиологической адаптации студентов к обучению в вузе на примере студентов Тихоокеанского государственного медицинского университета.

5. Разработать и реализовать программу тренинга для повышения уровня адаптации студентов-первокурсников ТГМУ и оценить её эффективность.

Материалы и методы исследования: Исследование проводилось на базе Тихоокеанского государственного медицинского университета, кафедра безопасности жизнедеятельности, УВЦ.

В исследование приняли участие 150 студентов первого курса разных факультетов, в возрасте 17–18 лет.

Для проведения методики использовался следующий диагностический инструментарий:

1)     методика «Самочувствия, активности и настроения (САН)»;

2)     методика «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмс,Pare»;

3)     статистический анализ полученных данных выполнен при помощи программ Microsoft Office Excel 2007, Statistica v 8.0 (StatSoft, США). Данные, полученные в исследовании, обобщались и представлялись путем вычисления Т-критерий Вилкоксона.

Основываясь на полученных эмпирических данных после проведения методик «Самочувствия, активности и настроения (САН)» и «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс, Раге)», установлено, что большинство студентов-первокурсников ТГМУ (137 человек – 91%) имеют низкий уровень самочувствия, активности и настроения.

Полученный результат уровня САН отобразили схематически (рис. 1).

 

Рис. 1. Уровень САН студентов-первокурсников

 

У данной категории респондентов так же выявлена низкая и пороговая степень стрессоустойчивости.

Полученные данные отображены схематически (рис. 2).

 

Рис. 2. Степень сопротивляемости стрессу студентов-первокурсников

 

Эти данные свидетельствовали о необходимости проведения с данной категорией первокурсников развивающей программы с целью повышения их уровня адаптации. Для улучшения эмоционального настроения студентов-первокурсников была разработана программа-тренинг, которая предназначена для студентов-первокурсников с целью обучения приемам и методам саморегуляции для ускорения процессов адаптации.

После завершения экспериментальной программы была проведена повторная диагностика респондентов с целью оценки эффективности работы.

На основе анализа полученных данных контрольного исследования можно утверждать, что у большинства студентов-первокурсников уровень самочувствия, активности, настроения и степень стрессоустойчивости повысились до средних и высоких значений.

Следующим этапом деятельности стало установления статистической значимости полученных результатов с помощью метода математической статистики – Т-критерия Вилкоксона. Основываясь на полученных эмпирических значениях по Т-критерию Вилкоксона, было установлено, что различия между результатами до и после проведения коррекционных занятий статистически значимы.

Выводы

  1. В результате исследования психофизиологической адаптации студентов – первокурсников ТГМУ, применяя методики «САН» и «Определения степени стрессоустойчивости и социальной адаптации», выявлено, что большинство студентов-первокурсников (137 человек – 91%) имеют низкий уровень самочувствия, активности и настроения. У данной категории респондентов определена низкая и пороговая степень стрессоустойчивости.
  2. После проведения программы тренинга на основе анализа полученных данных контрольного исследования установлено, что у большинства студентов-первокурсников уровень самочувствия, активности, настроения, а также степень стрессоустойчивости повысились до средних и высоких значений. Причем базируясь на полученных эмпирических значениях по Т-критерию Вилкоксона, было установлено, что различия между результатами до и после проведения коррекционных занятий статистически значимы.

Практическая значимость

Проведенная экспериментальная программа со студентами-первокурсниками является эффективной, что указывает на возможное дальнейшее применение данной программы в практике кураторов и преподавателей при организации учебно-воспитательного процесса в вузе, ориентируя их на формирование у студентов ценностей, связанных с самореализацией, социальным ростом, а также для оценки регулирования и ускорения процесса адаптации студентов к учебной деятельности.

Это наиболее своевременно и актуально в связи с последними общеуниверситетскими нововведениями. А именно 30 марта 2016 года на заседании ученого Совета ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России было принято «Положение о кураторе студенческой группы», в котором акцент поставлен на работе куратора с первокурсниками. «В работе с первокурсниками куратор особое внимание должен уделять адаптации обучающихся к условиям вузовского обучения, оказанию им помощи в овладении культурой умственного труда, методами самостоятельной работы». Что еще раз подчеркивает актуальность и практическую значимость данного исследования, которое может стать подспорьем в деятельности куратора и других преподавателей со своими подопечными для ускорения процессов их адаптации.