Социально-экономическое развитие регионов во многом предопределяется используемой региональной политикой, эффективной системой управления муниципальной региональной власти. На практике существует обилие методик для оценки социально-экономического развития регионов. К сожалению, на современном этапе экономического развития российской экономики наблюдается инерционное региональное воздействие, это связано в первую очередь с существенным различием социально-экономического развития региона, а также в значительном отличии институционального состава регионов.
Институциональное развитие экономики современного региона происходит под влиянием взаимодействия институтов и организации, требует непрерывной модернизации институциональных основ управления на региональном и муниципальном уровнях и повышения эффективности влияния правовых, экономических и организационных форм воздействия на процесс социально-экономического развития региона.
В последнее время данные вопросы актуальны и рассматриваются многими отечественными и зарубежными авторами. Органы государственной власти рассматривают и раскрывают социально-экономическое развитие регионов, лишь с позиции количественных показателей, однако, по мнению многих авторов, количественная составляющая без их качественной характеристики не дает полной и объективной картины развития субъектов экономики.
На рисунке представлены цели разработки и применения основных методик, оценки социально-экономического развития субъектов хозяйствования.
Для раскрытия социально-экономического развития регионов (табл. 1), представим показатели, используемые для составления данного рейтинга: численность населения во взаимосвязи с коэффициентом естественного прироста и относительного прироста (убыли) населения; ожидаемая продолжительность жизни; уровень безработицы в среднем за год; объем валового регионального продукта (в расчете на одного жителя субъекта РФ и среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников; инвестиции в основной капитал на душу населения; оборот розничной торговли на душу населения и доходы бюджета субъекта РФ на душу населения субъекта РФ; оборот общественного питания на душу населения; базовый индекс потребительских цен; индекс промышленного производства; количество индивидуальных предпринимателей и количество юридических лиц.
Цели разработки и применения основных методик оценки социально-экономического развития
регионов [1, с. 142–144]
По результатам рейтинга лучшие показатели остаются у г. Москвы, г. Санкт-Петербург, Московская область, т. е. наиболее эффективные субъекты социально-экономического развития расположены в центральной части Европейской территории России. Здесь, считаем необходимым раскрыть еще и сложившеюся динамику уровня социально-экономического регионов, что в теории и практике подразумевает распределения субъектов экономики на классы. По количественным показателям динамики уровня социально-экономического развития выделено восемь классов регионов. Но прежде чем перейти к перечислению классов приведем пример исторического ракурса, который на наш взгляд впоследствии и повлиял на отнесение тех или иных регионов к тому или иному классу социально-экономического развития региона. Исторический ракурс. До Великой отечественной войны основная масса промышленных предприятий была сконцентрирована на западе европейской части СССР, что негативно отразилось после первых же бомбежек фашистов «Блицкриг», немецкой армии, заставил советский союз передислоцировать промышленные предприятия вглубь страны, но уже вначале 50-х годов, доктрина изменилась.
Таблица 1
Рейтинг социально-экономического развития регионов, 2015 г.
Место в рейтинге |
Субъект Российской Федерации |
Общий балл |
1 |
г. Москва |
1091 |
2 |
Республика Татарстан |
1046 |
3 |
г. Санкт-Петербург |
1027 |
4 |
Ханты-Мансийский авт.округ-Югра |
993 |
5 |
Московская область |
987 |
6 |
Тюменская область (без АО) |
986 |
7 |
Краснодарский край |
961 |
8 |
Ямало-Ненецкий авт.округ |
932 |
9 |
Республика Саха (Якутия) |
929 |
10 |
Красноярский край |
910 |
……………………………….. |
||
75 |
г. Севастополь |
390 |
76 |
Орловская область |
379 |
77 |
Республика Северная Осетия-Алания |
378 |
78 |
Костромская область |
367 |
79 |
Еврейская автономная область |
364 |
80 |
Ивановская область |
357 |
81 |
Республика Ингушетия |
343 |
82 |
Республика Калмыкия |
339 |
83 |
Псковская область |
321 |
84 |
Карачаево-Черкесская Республика |
309 |
85 |
Курганская область |
298 |
Первый класс – регионы с устойчивым высоким (средним) уровнем развития.
Ко второму классу относятся регионы, восстановившие высокий (средний) уровень развития в современный период после спада в послевоенный период.
Третий класс – регионы, ранее отсталые, достигшие высокого уровня развития в послевоенный и современный периоды за счет экстенсивного освоения природных ресурсов.
К четвертому классу относятся регионы, ранее отсталые, но достигшие высокого уровня развития в современный период, благодаря добывающим и экспортоориентированным отраслям экономики; часть из них – за счет эффективной деятельности крупных предприятий металлургии, машиностроения, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Пятый класс – регионы, ранее отсталые, поднявшиеся до среднего и выше среднего уровня развития в современный период, находятся в северных районах, богатых природными ресурсами, освоение которых сдерживается вследствие малонаселенности и отсутствия развитой транспортной инфраструктуры.
К шестому классу относят группу регионов, утративших высокий уровень развития в послевоенный и современный периоды. Основной причиной падения уровня их социально-экономического развития является отсутствие конкурентоспособных в рыночных условиях предприятий промышленности.
Седьмой класс – регионы, испытывающие спад в современный период после высоких темпов развития в советский период – эти регионы обладают значительным потенциалом для экономического роста, но тяжело адаптируются к условиям рыночных отношений.
К восьмому классу относят регионы с устойчивым низким уровнем развития.
Рассмотрим более детализированно результативность социально-экономических показателей Краснодарского края (табл. 2) и институциональный состав (табл. 3).
Таблица 2
Социально-экономические показатели Краснодарского края [2]
Показатели |
1 квартал 2015 г. |
1 квартал 2016 г. |
||
значения |
Темп роста, % |
значения |
Темп роста, % |
|
Уровень жизни населения |
||||
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. |
26 817 |
108,4 |
28 480 |
106,2 |
Реальные денежные доходы, в % к соответствующему периоду предыдущего года |
Х |
97,7 |
Х |
99,5 |
Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, руб. |
24 982 |
103,1 |
25 357 |
101,5 |
Реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года |
Х |
88,1 |
Х |
94,0 |
Задолженность по заработной плате, млн. рублей |
5,9 |
20,5 |
23,1 |
В 3,9 р. |
Уровень зарегистрированной безработицы, в % к экономически активному населению |
0,8 |
Х |
0,8 |
Х |
Инфляция |
||||
Индекс потребительских цен, в % к соответствующему периоду предыдущего года |
Х |
117,1 |
Х |
108,0 |
Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года |
Х |
107,4 |
Х |
102,0 |
Цены производителей промышленных товаров, в % к соответствующему периоду предыдущего года |
Х |
114,6 |
Х |
109,6 |
Цены производителей промышленных товаров, в % к декабрю предыдущего года |
Х |
110,7 |
Х |
102,6 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы: средние доходы населения за анализируемый период увеличились на 1663 руб.; наблюдается снижение инфляции в среднем на 5,5%, что оказывает существенное влияние на позиции рейтинга и, как следствие, экономическую безопасность и конкурентоспособность региона.
Таблица 3
Распределение числа организаций по видам экономической деятельности
(на 1 января; единиц) [3]
Институты |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
120412 |
122540 |
125965 |
129961 |
137836 |
143138 |
из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
6617 |
6142 |
5704 |
5302 |
5066 |
4983 |
рыболовство, рыбоводство |
353 |
361 |
366 |
366 |
355 |
350 |
добыча полезных ископаемых |
512 |
523 |
530 |
526 |
543 |
535 |
Обрабатывающие производства |
10031 |
10019 |
10202 |
10248 |
10859 |
10947 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
732 |
743 |
762 |
785 |
850 |
859 |
строительство |
14236 |
14730 |
15607 |
16402 |
17841 |
18750 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
34734 |
35334 |
36577 |
38122 |
41930 |
44558 |
гостиницы и рестораны |
5004 |
5089 |
5273 |
5575 |
5719 |
5879 |
транспорт и связь |
7106 |
7424 |
7717 |
8130 |
8879 |
9390 |
финансовая деятельность |
1581 |
1664 |
1787 |
1889 |
1979 |
2060 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
21264 |
22239 |
22969 |
23887 |
24994 |
25954 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
2170 |
2225 |
2285 |
2401 |
2433 |
2492 |
образование |
4488 |
4511 |
4541 |
4546 |
4547 |
4514 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2431 |
2526 |
2574 |
2645 |
2740 |
2868 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
8903 |
9010 |
9071 |
9137 |
9101 |
8999 |
В стремлении обеспечить устойчивые темпы социального развития и экономического роста, придать положительную динамику повышения конкурентоспособности национальной экономики, правительство Российской Федерации меняет направление региональной политики, обращая внимание на регионы, где возможно образование конкурентоспособных экономических трендов. В современную институциональную практику регионального управления вводятся новые «институты развития» (кластеры, ОЭЗ, технопарки и др.), внедрение которых в экономику призвано дать импульс ускорения инновационному развитию субъектов Российской Федерации.
В современных условиях, переход органов регионального управления к стратегии устойчивого развития, должно опираться на реально существующую ресурсную базу, эффективную систему государственного управления региональным развитием. Данное регулирование построено на согласованном взаимодействии федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в процессе осуществления ими региональной политики, комплексную, эффективную и взаимосогласованную систему стратегических и программных документов в сфере регионального развития России.
Создание институциональной среды в РФ и в ее субъектах, проблемы формирования цивилизованных мотиваций поведения человека, адекватных условиям рыночной экономики, приобретают приоритетное значение. Государственные и общественные институты приобретают особое значение в процессах формирования институциональной среды и построения цивилизованной рыночной экономической системы, как в отдельных субъектах РФ, так и в масштабах всего российского государства.