Full text

Социально-экономическое развитие регионов во многом предопределяется используемой региональной политикой, эффективной системой управления муниципальной региональной власти. На практике существует обилие методик для оценки социально-экономического развития регионов. К сожалению, на современном этапе экономического развития российской экономики наблюдается инерционное региональное воздействие, это связано в первую очередь с существенным различием социально-экономического развития региона, а также в значительном отличии институционального состава регионов.

Институциональное развитие экономики современного региона происходит под влиянием взаимодействия институтов и организации, требует непрерывной модернизации институциональных основ управления на региональном и муниципальном уровнях и повышения эффективности влияния правовых, экономических и организационных форм воздействия на процесс социально-экономического развития региона.

В последнее время данные вопросы актуальны и рассматриваются многими отечественными и зарубежными авторами. Органы государственной власти рассматривают и раскрывают социально-экономическое развитие регионов, лишь с позиции количественных показателей, однако, по мнению многих авторов, количественная составляющая без их качественной характеристики не дает полной и объективной картины развития субъектов экономики.

На рисунке представлены цели разработки и применения основных методик, оценки социально-экономического развития субъектов хозяйствования.

Для раскрытия социально-экономического развития регионов (табл. 1), представим показатели, используемые для составления данного рейтинга: численность населения во взаимосвязи с коэффициентом естественного прироста и относительного прироста (убыли) населения; ожидаемая продолжительность жизни; уровень безработицы в среднем за год; объем валового регионального продукта (в расчете на одного жителя субъекта РФ и среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников; инвестиции в основной капитал на душу населения; оборот розничной торговли на душу населения и доходы бюджета субъекта РФ на душу населения субъекта РФ; оборот общественного питания на душу населения; базовый индекс потребительских цен; индекс промышленного производства; количество индивидуальных предпринимателей и количество юридических лиц.

 

 

 

Цели разработки и применения основных методик оценки социально-экономического развития

регионов [1, с. 142–144]

По результатам рейтинга лучшие показатели остаются у г. Москвы, г. Санкт-Пе­тербург, Московская область, т. е. наиболее эффективные субъекты социально-эко­номического развития расположены в центральной части Европейской территории России. Здесь, считаем необходимым раскрыть еще и сложившеюся динамику уровня социально-экономического регионов, что в теории и практике подразумевает распределения субъектов экономики на классы. По количественным показателям динамики уровня социально-экономического развития выделено восемь классов регионов. Но прежде чем перейти к перечислению классов приведем пример исторического ракурса, который на наш взгляд впоследствии и повлиял на отнесение тех или иных регионов к тому или иному классу социально-экономического развития региона. Исторический ракурс. До Великой отечественной войны основная масса промышленных предприятий была сконцентрирована на западе европейской части СССР, что негативно отразилось после первых же бомбежек фашистов «Блицкриг», немецкой армии, заставил советский союз передислоцировать промышленные предприятия вглубь страны, но уже вначале 50-х годов, доктрина изменилась.

Таблица 1

Рейтинг социально-экономического развития регионов, 2015 г.

 

Место в рейтинге

Субъект Российской Федерации

Общий балл

1

г. Москва

1091

2

Республика Татарстан

1046

3

г. Санкт-Петербург

1027

4

Ханты-Мансийский авт.округ-Югра

993

5

Московская область

987

6

Тюменская область (без АО)

986

7

Краснодарский край

961

8

Ямало-Ненецкий авт.округ

932

9

Республика Саха (Якутия)

929

10

Красноярский край

910

………………………………..

75

г. Севастополь

390

76

Орловская область

379

77

Республика Северная Осетия-Алания

378

78

Костромская область

367

79

Еврейская автономная область

364

80

Ивановская область

357

81

Республика Ингушетия

343

82

Республика Калмыкия

339

83

Псковская область

321

84

Карачаево-Черкесская Республика

309

85

Курганская область

298

 

Первый класс – регионы с устойчивым высоким (средним) уровнем развития.

Ко второму классу относятся регионы, восстановившие высокий (средний) уровень развития в современный период после спада в послевоенный период.

Третий класс – регионы, ранее отсталые, достигшие высокого уровня развития в послевоенный и современный периоды за счет экстенсивного освоения природных ресурсов.

К четвертому классу относятся регионы, ранее отсталые, но достигшие высокого уровня развития в современный период, благодаря добывающим и экспортоориентированным отраслям экономики; часть из них – за счет эффективной деятельности крупных предприятий металлургии, машиностроения, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Пятый класс – регионы, ранее отсталые, поднявшиеся до среднего и выше среднего уровня развития в современный период, находятся в северных районах, богатых природными ресурсами, освоение которых сдерживается вследствие малонаселенности и отсутствия развитой транспортной инфраструктуры.

К шестому классу относят группу регионов, утративших высокий уровень развития в послевоенный и современный периоды. Основной причиной падения уровня их социально-экономического развития является отсутствие конкурентоспособных в рыночных условиях предприятий промышленности.

Седьмой класс – регионы, испытывающие спад в современный период после высоких темпов развития в советский период – эти регионы обладают значительным потенциалом для экономического роста, но тяжело адаптируются к условиям рыночных отношений.

К восьмому классу относят регионы с устойчивым низким уровнем развития.

Рассмотрим более детализированно результативность социально-экономичес­ких показателей Краснодарского края (табл. 2) и институциональный состав (табл. 3).

Таблица 2

Социально-экономические показатели Краснодарского края [2]

 

Показатели

1 квартал 2015 г.

1 квартал 2016 г.

значения

Темп роста, %

значения

Темп роста, %

         

Уровень жизни населения

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб.

26 817

108,4

28 480

106,2

Реальные денежные доходы, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Х

97,7

Х

99,5

Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, руб.

24 982

103,1

25 357

101,5

Реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Х

88,1

Х

94,0

Задолженность по заработной плате, млн. рублей

5,9

20,5

23,1

В 3,9 р.

Уровень зарегистрированной безработицы, в % к экономически активному населению

0,8

Х

0,8

Х

Инфляция

Индекс потребительских цен, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Х

117,1

Х

108,0

Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года

Х

107,4

Х

102,0

Цены производителей промышленных товаров, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Х

114,6

Х

109,6

Цены производителей промышленных товаров, в % к декабрю предыдущего года

Х

110,7

Х

102,6

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы: средние доходы населения за анализируемый период увеличились на 1663 руб.; наблюдается снижение инфляции в среднем на 5,5%, что оказывает существенное влияние на позиции рейтинга и, как следствие, экономическую безопасность и конкурентоспособность региона.

 

Таблица 3

Распределение числа организаций по видам экономической деятельности

(на 1 января; единиц) [3]

 

Институты

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Всего

120412

122540

125965

129961

137836

143138

из них:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

6617

6142

5704

5302

5066

4983

рыболовство, рыбоводство

353

361

366

366

355

350

добыча полезных ископаемых

512

523

530

526

543

535

Обрабатывающие производства

10031

10019

10202

10248

10859

10947

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

732

743

762

785

850

859

строительство

14236

14730

15607

16402

17841

18750

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

34734

35334

36577

38122

41930

44558

гостиницы и рестораны

5004

5089

5273

5575

5719

5879

транспорт и связь

7106

7424

7717

8130

8879

9390

финансовая деятельность

1581

1664

1787

1889

1979

2060

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

21264

22239

22969

23887

24994

25954

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

2170

2225

2285

2401

2433

2492

образование

4488

4511

4541

4546

4547

4514

здравоохранение и предоставление социальных услуг

2431

2526

2574

2645

2740

2868

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

8903

9010

9071

9137

9101

8999

 

В стремлении обеспечить устойчивые темпы социального развития и экономического роста, придать положительную динамику повышения конкурентоспособности национальной экономики, правительство Российской Федерации меняет направление региональной политики, обращая внимание на регионы, где возможно образование конкурентоспособных экономических трендов. В современную институциональную практику регионального управления вводятся новые «институты развития» (кластеры, ОЭЗ, технопарки и др.), внедрение которых в экономику призвано дать импульс ускорения инновационному развитию субъектов Российской Федерации.

В современных условиях, переход органов регионального управления к стратегии устойчивого развития, должно опираться на реально существующую ресурсную базу, эффективную систему государственного управления региональным развитием. Данное регулирование построено на согласованном взаимодействии федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в процессе осуществления ими региональной политики, комплексную, эффективную и взаимосогласованную систему стратегических и программных документов в сфере регионального развития России.

Создание институциональной среды в РФ и в ее субъектах, проблемы формирования цивилизованных мотиваций поведения человека, адекватных условиям рыночной экономики, приобретают приоритетное значение. Государственные и общественные институты приобретают особое значение в процессах формирования институциональной среды и построения цивилизованной рыночной экономической системы, как в отдельных субъектах РФ, так и в масштабах всего российского государства.