Full text

Начальным значением термина экуменизм (от греческого «oikoumene» – «вселенная», «обитаемый мир») существовала теория о вселенской природе Церкви, что исповедовала Истину Христову. Термин «Экумена» – «вселенная» в первых веках существования христианства означалонаселенные территории, группа государств греко-латинской культуры, территории Римской империи и стран средиземноморского бассейна. Экуменические мысли зародились в западноевропейской христианской сфере, в католическо-протестантском обществе. Происхождение экуменического движения западными историками общепринято начинать с реформации.

Экуменическое движение возникло как механизм церквей, при помощи которого предполагалось последующее снижение престижа религии. Вступление в экуменическое движение принесло возможность Русской православной церкви интегрироваться в современное общество, по-новому посмотреть на своих христианских братьев. В то же время для Русской православной церкви, равно как и для других православных церквей, экуменическое движение с недоброжелательного явления обернулось в пространство для проповеднической работы. Но явным считается то обстоятельство, что для русского православия свойственна комбинация экуменических и антиэкуменических настроений, которые в равной степени своими корнями уходят в теологию и русскую философию.

Тема о характере искомого в экуменизме единства христиан не предполагает собой на первый взгляд большой задачи. Но в случае если с православной точки зрения он и способен быть описан абсолютно конкретно, то данная ясность ставится под подозрение сам процесс исторического формирования экуменизма.

Христианство никак не может мыслить предполагаемое экуменизмом единство христиан только лишь на основе исключительно церковной, с целью каковой все другие, привходящие факторы действительного и возможного христианского солидаритета являются только компонентами внешними, психологическими, никак не обладающими непосредственного и принципиального отношения к подлинному единству. Такими привходящими факторами считаются, к примеру, вопросы культурной, политической, общественной, интернациональной, финансовой жизни современного человечества. Вся эта проблематика, будучи одной из хлопот христиан и церквей и являясь одним из значимых объектов исследования в экуменическом движении, тем не менее, не относится к вопросу экуменическому в его первоначальной, экклезиологической сути. Достижение христианами, общинами и церквами единства представлений и действий в данных областях жизни само по себе никак не может рассматриваться как единство экуменическое в православном его представлении.

Существует достаточно реальная тенденция в отдельных экуменических сферах не только установить внешнее секулярное единство христиан на первый план, но и сделать его едва лишь не главной целью нынешнего экуменического движения. При этом, безусловно, появляется значительная угроза постепенного отклонения экуменизма от основной миссии христианства – вечного спасения человека.

Изучение этой тематики выявило, что православное содействие в экуменическом движении содержит глубокие исторические корни. Виднейшие православные теологи и философы посвящали свои работы проблемам объединения церквей, а в основе организационного оформления межцерковных экуменических встреч, становились их активными участниками. Данный период предоставил возможность формирующемуся Всемирному совету церквей заявлять, что Русская православная церковь стоит у истоков экуменического движения и её содействие в экуменических встречах не есть что иное, как восстановление справедливости, занятие места, которое давно принадлежит Русской православной церкви по праву. Экуменическое движение воспринималось как навязанная и форсированная государством деятельность. Несомненно, именно этим и обусловлено отрицательное отношение к экуменизму, зародившееся в последнее время.

Таким образом ведь в исследовании было выявлено, что экуменизм в православном его представлении, имея единую для всех христианских конфессий, участвующих в экуменическом движении, цель – единство христиан, в то же время не способен принять каких-либо неясных, компромиссных или тем более нехристианских интерпретаций самого характера данного единства. Православный экуменизм подразумевает возможность подлинного единства христианских церквей только при условии единства веры, единства начал духовной жизни, единства основ церковного устройства.

Православное и инославное восприятие «экуменизма» существенно расходились. Для православных экуменичность – это следствие внутреннего единства с Истиной и внутренней целостности и неразрывности духовного опыта Церкви, а для инославных экуменизм – это исходная предпосылка и формальное требование единства. В настоящее время в Русской православной церкви по отношению к экуменизму имеются два противоположных лагеря. Пока одни пропагандирует мысль «российской ойкумены», именуя её нашей «высшей национальной идеей», прочие возводит экуменизм в разряд ереси.

Согласно взгляду автора статьи, перспектива возобновления полного общения между всеми христианами может показаться на первый взгляд наиболее отдаленной, нежели когда-либо прежде. Но у нас не имеется другого пути вперёд, кроме продолжения диалога с нашими экуменическими партнерами. И, безусловно, как гласят «Основные принципы отношения Русской православной церкви к инославию», «свидетельство не может быть монологом – оно подразумевает слышащих, подразумевает взаимодействие. Диалог подразумевает 2 стороны, обоюдную открытость к разговору, стремление к осознанию, не только «отверстые уши», но и «расширенное сердце». Крайне радостным и воодушевляющим считается тот факт, что инославная теологическая идея в облике собственных лучших представителей выражает искренний и полный интерес к исследованию святоотеческого наследия, вероучения и порядка Древней Церкви. В то же время необходимо принять тот факт, что в отношениях православного и инославного богословия остается немало неразрешенных трудностей и разномыслий.

Непосредственно в данных разномыслиях и обязаны сконцентрироваться обсуждения вопроса среди православных и их экуменических партнерах. Навык деятельность особой комиссии демонстрирует, то, что в реальности имеется место для добросовестного и прямого разговора. Это воодушевляет нас вновь в нашем общем поиске христианского Единства – единства, остающегося конечной целью нашей экуменической деятельность.

В настоящий период в русском православии представляет значимость мощное стихийное антиэкуменическое движение. Антиэкуменические расположения массово распространены в среде наших мирян, приходского духовенства, в особенности из числа монашествующих. Деятельность в смешанных духовных комиссиях, проведение экуменических встреч с разными инославными церквами посеяли мировозренческий конфликт изнутри Русской Православной Церкви, поделив её на «экуменистов» и «антиэкуменистов». «Антиэкуменизм», строго говоря, означает неприятие экуменизма. Антиэкуменизм считается отображением крайнего конфессионализма. На сегодняшний день в русском православном антиэкуменизме мы можем подчеркнуть две категории. Первую категорию возможно охарактеризовать «мягкими, либо умеренными антиэкуменистами» – те, кто не принимает экуменическое виденье, однако имеет опыт вполне дружественного общения с инославными. Вторая – «воинствующие антиэкуменисты» – те, кто совершенно не приемлет никакого общения с инославными, в том числе и за пределами духовной жизни, а экуменизм расценивают как ересь.

Конфликт экуменизма и антиэкуменизма считается в первую очередь спором идеологий: православной с католической, православной с протестантской, в том числе и православной с православной. Одолеть данный конфликт, если и возможно, то только лишь в локальной степени. Проанализировав историю духовных диалогов, возможно с полной уверенностью отметить, что объединения христианских церквей не ожидается, так как каждая из церквей признает истинной лишь себя.

В заключение хотелось бы сказать, что на сегодняшний день вопрос единства всех христианских деноминаций для Русской православной церкви, как показывает исследование, непосредственно связана с задачей сохранения чистоты православной веры. И, невзирая на направленность к глобализации, мы вряд ли идем к формированию какой-либо единой религии, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Будущее, скорее за открытым диалогом между различными религиями, культурами и традициями.