Культурная индустрия является одной из самых важных аспектов в жизни всего народа. С её помощью можно определить уровень развития страны, государства и даже самого маленького города. Постепенно Китай стал одной из стран, занимающих лидирующие позиции в пространстве глобальной массовой культуры.
Так, в течение последних десяти лет КНР ведет политику в сфере культуры, направленную на повышение конкурентоспособности и влияния среди других стран. Постепенно Китай перешел к использованию стратегии «мягкой силы». Она предполагает отведение рекламе, архитектуре, кино, музыке, ремеслам и другим аспектам культурной индустрии главенствующей роли в государстве.
Особое внимание, уделяемое проблемам культуры, вызвано многочисленными причинами. Основными являются: 1) отсутствие понимания народа в придании культуре особой роли с целью развития все китайской нации; 2) ошибочное представление о нормах морали, искренности, гуманности и ценностных нормах среди всех жителей страны, что разрушает единство общей идеологии КНР; 3) необходимость в специалистах, управляющих творческим производством культурной индустрии данной державы; 4) неравномерное развитие культурной сферы в городах и сельской местности; 5) некачественная система обслуживания народа в области культуры; 6) мелкомасштабное развитие культурной продукции и производственных сил в данной сфере; 7) очень слабое влияние китайской культуры на международной арене.
Главной целью реформы стало: построение мощной державы, состоящей из гармонично-сочетающихся сфер жизнедеятельности: политики, культуры, экономики, цивилизационного и экологического развитий к 2020 году.
Так, были выделены главные направления реформирования культурной индустрии Китая. Основными стали: формирование системы ценностей, предоставление народу более высококачественной духовной пищи, преобразование и мощное развитие массовой культуры, гарантирование защиты культурных прав потребителей, исследование интересов народа в культурной сфере, становление культурной индустрии основным направлением в национальной экономике. Также особое внимание будет уделено углублению реформы открытости (для расцвета и развития культурной сферы), подготовке специалистов в области производства культурной индустрии и дальнейшей реализации данной продукции, соответственно, и открытию или развитию центров (школ, университетов), занимающихся подготовкой данных кадров.
Огромное влияние на развитие Китая оказал XVII съезд КПК, прошедший в 2007 году. В это время держава продолжала развитие в рамках «мягкой силы» и поставила перед собой новые цели: во-первых, превратить КНР в культурную державу, и, во-вторых, повысить привлекательность традиционной культуры.
Специалисты, задействованные изучением процессом развития культурной индустрии, отмечают, что в Китае происходит «культурный дисбаланс». Это подчеркивается тем, что зачастую КНР, по сравнению с другими международными державами, ассоциируется с древними видами искусства, имеющих свои специфические особенности. Таким образом, Китай напоминает полуфеодальную страну. Китайские авторы считают, что в данной ситуации следует уделить большое внимание корректировке программы «мягкой силы». Именно с помощью пропаганды китайской культурной индустрии на международной арене КНР сможет добиться успехов в реализации реформирования культуры страны.
В структуре культурных индустрий Китая содержится ценностный компонент. В связи с этим, для преобразования и увеличения культурной политики «мягкой силы» продукты культурной индустрии с помощью ценностного элемента должны более акцентировано отражать привлекательность идей и концепций традиционной культуры КНР. Именно это и послужит механизмом защиты страны от влияния Западных ценностей и идеологий на Китай.
Однако, несмотря на значительный культурный капитал державы, его культурные индустрии как способ реализации ценностного потенциала «мягкой силы» еще ограничены. Популяризировать потенциал поможет дальнейшая разработка теории и практики культурных сфер, повышение ценностного компонента в их структуре, улучшение законодательной базы.
Таким образом, образовывающийся имидж Китая, базирующийся на пропаганду успехов в разнообразных областях с опорой на обновленные ценности традиционной культуры, будет успешно работать на повышение глобальной культурной привлекательности китайской цивилизации.
С каждым годом роль культурной индустрии играет все большую роль в продвижении всего государства на международной арене. В соответствии с «Планом развития индустрии культуры», обнародованным 22 июля 2009 года Исполкомом Госсовета КНР совместно с «Планом развития национальной культуры», было установлено, что культура является мощным двигателем прогресса, с помощью которого можно достигнуть наивысшего роста в развитии народного хозяйства. Определив культуру в качестве стратегического аспекта державы, в том же году был принят «План активизации культурной индустрии».
В марте 2011 года Госсовет КНР утвердил «План национального экономического и социального развития на период двенадцатой пятилетки». Согласно данному положению, культура – это отдельное важное звено, составляющее целый механизм развития всей страны. Именно поэтому, культурная индустрия оказывает большое влияние не только на общественную жизнь, но и на экономическую, политическую стороны страны.
В результате многократного синтеза таких отраслей, как спорта и культуры, туризма и экономики, современных инновационных технологий и культурных индустрий, границы между данными понятиями постепенно становятся более незаметными. Таким образом, именно такой взаимообмен зачастую приводит к тому, что одна отрасль стимулирует к развитию другую.
С помощью телевидения, музыки, кино, театра, литературных произведений, туризма и многих других частей культурной индустрии Китай стал одной из великих потребительских держав, увеличив при этом свой культурный рост.
Следующим шагом Китая стала «Стратегия построения могущественного культурного государства», принятая на 6-ом Пленуме ЦК КПК XVII созыва в 2012 году. На данном этапе была поставлена цель: уделять внимание культурной сфере не меньше, чем проблемам экономического развития.
Также было установлено определить место культуры КНР в глобальной модели для развития экспорта китайской продукции и распространения культурных ценностей данного государства во всем мире.
Стоит отметить, что немаловажную роль играет укрепление развития духовной и материальной культуры в сознании всего народа. В свою очередь, Коммунистическая партия Китая должна уделять внимание сохранению культурных ценностей, поддержке творческого энтузиазма народа, разнообразию культурной индустрии и культурной жизни общества в целом. Однако не стоит забывать и о высоком культурном уровне народа, о духовной родине китайской нации, объединяющей всех воедино.
Что касается финансирования культурной индустрии в Китае, по данным Государственного статистического управления КНР, сумма, выделенная на развитие культурной отрасли, в 2015 году выросла на 11% по сравнению с предыдущим годом. По данным показателям можно с уверенностью судить о том, что Китай, действительно, делает хорошие успехи относительно развития культурной индустрии.
Возможно, из-за того, что вложения в данную сферу начались довольно поздно, еще отсутствуют крупные корпорации, желающие инвестировать культурную индустрию державы. Однако государство постепенно формирует способы развития культуры с участием, как государственных вложений, так и частных инвестиций для получения наилучшего результата.
На сегодняшний день традиционная китайская культура имеет следующие цели: защита от проникновения неблагоприятных последствий глобализации, мирное развитие КНР в рамках своих культурно-цивилизационных ценностей. Именно политика «мягкой силы» в силах реализовать вышеперечисленные задачи: сохранить наследие страны и усилить её влияние на международном уровне.
В свою очередь, культурная индустрия влияет на формирование международных отношений не только в сфере духовной жизни, но и экономики, политики. Абсолютно все эти компоненты взаимодействуют с традиционной китайской культурой, отличительными чертами которой являются преемственность и длительность. К признакам культуры Китая также можно отнести слияние традиции и инновации.
С одной стороны, культурные индустрии носят коммерческий характер, то есть направлены на получение дохода, но, с другой стороны, не стоит забывать о воспитательной и формирующей ценности функциях. Лишь с помощью синтеза этих подходов можно будет достигнуть гармонии в китайском обществе.
На сегодняшний день Китай с каждым разом пытается удивить другие мировые державы. С этой целью они устраивают глобальные и уникальные мероприятия, разрабатывают феноменальные проекты, которые находятся в центре внимания всех крупных СМИ. Однако на протяжении многих веков основными ценностями китайской нации являются: «единство Неба и человека», «человек – основа» и создание «гармоничного мира» в международном взаимодействии.
Итак, политика развития культурных индустрий в КНР состоит из внутренних и внешних сфер влияний. Основными факторами внутреннего аспекта являются: наличие множества социально-политических проблем в обществе, негативное влияние Интернета на формирование ценностей и получение достоверной информации, нарушение традиционных норм, в том числе и Конфуцианских.
К внешним факторам относятся следующие обстоятельства: рост роли культуры и ценностей в сфере национальной безопасности державы; взгляд на Китай со стороны капиталистических стран Запада, для которых он стал главным конкурентом. На сегодняшний день государство является одним из мощных, с каждым годом увеличивая рост конкурентоспособности на международной площадке. Так, КНР следует уделять внимание не только конкуренции в виде количества ресурсов, но и в точности их использования.
XXI век является периодом масштабных реформ и преобразований в культурной индустрий всего мира. Особое место в данной системе отводится Китаю. Держава поставила перед собой цели: защитить народ от негативного влияния западных принципов, сохранить национальное достояние, увеличить влияние китайской культуры на международном уровне.
Анализируя годы реформ, преобразовании и открытости КНР, можно сделать вывод: Китай за короткий срок добился грандиозных успехов в сфере культурных индустрий. Однако с помощью дальнейшего развития культурного аспекта страны данная могущественная держава сможет выдвинуть китайскую традиционную нацию и культурные достижения на более высокий, глобальный уровень.