Большинство людей в современном обществе являются городскими жителями. Городская среда представляет собой большое количество объектов, которые являются основой особого пространства, внутри которого возникают определённые взаимоотношения. Атмосфера городской среды полностью зависит от того насколько качественно удовлетворяются потребности жителей в этом пространстве.
Существует огромное количество пространств, необходимых для полноценного существования и работы. Подробнее стоит рассмотреть такие креативные пространства, как «арт-бизнес-кластеры». Такие пространства можно отнести к «креативной недвижимости». Креативные пространства создаются уже на базе нефункционирующих промышленных зон и объектов, культурных центров. Происходит реконструкция недействующей архитектуры, и изменяются её ключевые функции.
Само по себе слово «кластер» означает создание объединения, находящегося в одной территориально-географической зоне бизнес-проектов, связанных одной технологической областью, помимо этого, сюда входят разработки и новые системы создания продуктов. Цель объединения состоит в том, что в будущем это будет основой для создания и развития абсолютно новых несуществующих отраслей.
Наиболее распространённой формой организации креативных пространств становятся «арт-бизнес-кластеры» или «лофты». Эти пространства обычно находятся на территории бывших промышленных предприятий. Под «арт-бизнес-кластером» подразумевается бизнес-объединение, которое располагается на территории бывшей промышленной зоны. В его территорию входят выставочные залы, аудитории для семинаров, конференций, шоурумы, театральные и другие подобные площадки. В целом это объединение должно работать как единое целое, должна присутствовать общая идея, все организации должны соответствовать заранее выбранной стилистике. «Арт-бизнес-кластер» имеет специальные трансформирующиеся элементы, которые позволяют организовывать выставочные площадки для различных мероприятий, при этом учитываются время года, тема события и прочие факторы.
Можно говорить, что «арт-кластеры», как новые формы очень хорошо включаются в «традиционное» городское пространство. И, что самое главное, кластеры, это место реализации культурного потенциала, созданное преимущественно по инициативе активных горожан, которые стремятся развивать город, делать его современным и интересным для жителей.
История создания арт-кластеров в мире начинается еще в XIX веке. В пример можно привести Монмартр в Париже, где были представлены галереи, магазины и кафе так называемой «творческой интеллигенции». Спустя сто лет появилось новое явление – арт-кластеры начали размещать в промышленных зонах.
Промышленные зоны являются удобными площадками для размещения «арт-бизнес-кластеров», так как есть возможность оборудовать всё без полноценной реконструкции. В Европе собственники промышленных зон, пришедших в упадок, положительно реагируют на создание таких кластеров, ведь таким образом, внешний вид территории будет улучшен. Собственники охотно предоставляют приемлемые условия для аренды помещений, взамен на то, что территория будет оставаться в надлежащем её виде, будет производиться уборка и оплата коммунальных услуг.
В России не так охотно соглашаются заключать договоры с основателями кластеров, считается, что выгоднее устроить склады и хранилища на таких объектах.
«Арт-бизнес-кластерами» можно назвать Институт современного искусства Kunst-Werke в Берлине, расположенный в здании бывшего маргаринового завода, арт-кластер в Лондоне на месте в прошлом промышленного района Shoreditch, Färgfabriken в Стокгольме на месте прядильной фабрики, где сейчас находится театр и различные выставочные пространства. В России это Арт-Стрелка на Красном Октябре, Artplay, Винзавод, Креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге.
В Китае, например, существует Комплекс заводов, под названием «798» в Пекине, который был спроектирован немецкими архитекторами. Первым объектом стала художественная академия, которой цены арендаторов показались достаточно приемлемыми. Спустя некоторое время были открыты кафе, бутики, проводились мероприятия. Таким образом, из пустующей территории Комплекс заводов превратился в настоящий «арт-бизнес-кластер», дав новые рабочие места, творческие идеи. Это место стало одним из главных центров культурной жизни не только в Пекине, но и во всём Китае.
«Арт-бизнес-кластер» можно подробнее рассмотреть на примере российского города. В городе Ставрополе на базе старого создания, где раньше была типография, начал свою работу арт-бизнес-кластер. На данный момент из-за недостаточного финансирования и незаинтересованности аудитории развитие кластера происходит медленно, тем не менее, в аренду сдаются помещения художникам, музыкантам, танцевальным коллективам, кофейням, где люди могут не только зарабатывать деньги, но и делится своим искусством, общаться.
Создание любого «арт-бизнес-кластера» можно считать попыткой заработать на успешности творческого потенциала, который создаёт совершенно новый продукт – арт-продукт. В таком случае арт-бизнес можно считать самым успешным видом бизнеса, который не понёс потери даже во время кризиса 2008-2009 гг.
«Арт-бизнес-кластеры» могут возникнуть в любом российском городе, преимуществом будут пользоваться туристические центры, к тому же если туристический бизнес достаточно развит, то такие объекты будут действительно успешными. Наиболее подходящими центрами являются Москва, Санкт-Петербург, города Поволжья.
Преимущество кластера заключается в суммированном эффекте взаимодействия всех его элементов, которые при совместной деятельности дают результат, превосходящий эффект каждого из них по отдельности.
Возникновение «арт-бизнес-кластеров» имеет довольно позитивное влияние на атмосферу в городах, как в культурном, так и в социальном плане. Создаются условия для проявления творческой деятельности, впоследствии возрастает культурный потенциал населенного пункта. По данным современных исследований и согласно опыту, с появлением арт-бизнес-кластеров появились площадки для коммуникаций, рабочие места.
«Арт-бизнес-кластеры» возникают как центры, объединяющие в конкретном месте различные активности, практики культурного процесса. Это приводит к эффекту, распространяющемуся в целом на городское пространство: развитие инфраструктуры, занятость для горожан, возможность для реализации творческой активности, оформление городской среды, и в целом поднятие уровня культурного потенциал.
Эти кластеры становятся культурной частью комфортной среды и помогают городскому пространству стать целостным.