По статистическим данным в России насчитывается 695 тыс. инвалидов. Причем 18% из их числа – инвалиды I группы и 37,7% инвалиды II группы [1].
В связи с этим органы власти уделяют значительное внимание мероприятиям, в области архитектурно-строительных решений зданий и сооружений, обеспечивающим доступность для инвалидов, с целью дать возможность людям с нарушениями функций организма использовать среду обитания наравне со здоровыми людьми.
Обеспечение равных возможностей и социальная защита инвалидов в Российской Федерации закреплены законодательством. 3 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [2], направленный на защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод.
Согласно СП 59.13330.2012[3] к категории маломобильных групп населения (МГН) относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве – это инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п.
Для выяснения особенностей ориентации и движения людей не только в повседневной жизни, но и в пожароопасной ситуации, определяемых причиной их инвалидности (потери зрения, слуха, физиологических возможностей движения) были посвящены исследования сотрудников Учебно-научного комплекса «Проблемы пожарной безопасности в строительстве» (УНК ППБС) Академии ГПС МЧС России в 2012 г. [4] В рамках исследований проведено анкетирование членов Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества слепых.
Опрос людей с ограничениями зрения показал, что при движении в нормальных условиях от 2% (движение в здании) до 8% (движение по улицам города) слепых и слабовидящих людей могут передвигаться только с сопровождающим. В случае необходимости движения по незнакомому пути количество людей, которым необходим проводник, возрастает в несколько раз.
Значительное число людей с поражением слуха имеет сложности с ориентированием в здании (43,5%) и низкую скорость движения (50,9%). Основной проблемой для глухих и слабослышащих людей является потребность избежать нежелательного контакта с другими людьми, так как опрошенные не слышат их шагов и других звуков и сами становятся помехой для других эвакуирующихся людей.
Поражение опорно-двигательного аппарата предполагает использование кресел-колясок и костылей для передвижения, что существенно ограничивает возможности при передвижении, особенно по сложным участкам пути. Наибольшие проблемы отмечаются при движении по лестнице.
В связи с этим эвакуация людей с ограничениями возможностями имеет следующие отличительные особенности:
- низкая скорость движения;
- использование при движении вспомогательных средств (костыли, палки, протезы, инвалидные коляски);
- пониженная маневренность в движении по сложным участкам эвакуационного пути (повороты, сужения, места слияний потоков);
- трудности при преодолении преград в пути (открывание дверей и т. п.);
- сложности с чтением указателей эвакуационных выходов, восприятия сигналов системы оповещения.
Единственным документом, в котором внедрена концепция противопожарной защиты маломобильных групп населения, заключающаяся в нормировании требований к путям эвакуации, зонам пожарной безопасности, лифтам для эвакуации, а также в нормировании параметров движения для расчета процесса их эвакуации, является СП.59.13330.2011 [3], где нормируется проектирование элементов объемно-планировочных решений зданий и сооружений исходя не только из условий удобства (комфорта) для инвалидов, но и из требований обеспечения их безопасной эвакуации в случае пожара. Основанием для разработки нормативного документа является Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» [5].
Места обслуживания и постоянного нахождения МГН следует располагать на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, желательно в уровне первого этажа, обеспечивая возможность выхода непосредственно на прилегающую территорию здания.
Для эвакуации людей с ограниченными возможностями допускается предусматривать устройство пожаробезопасных зон (ПБЗ), если невозможно обеспечить своевременную эвакуацию всех МГН за необходимое время. В ПБЗ маломобильные люди могут находиться до прибытия спасательных подразделений, либо из которых они могут эвакуироваться более продолжительное время или спасаться самостоятельно по прилегающей незадымляемой лестничной клетке или пандусу.
ПБЗ выполняются с подпором воздуха, с нормируемыми по огнестойкости ограждающими конструкциями и размещаются рядом с лестничными клетками. В состав зоны безопасности может включаться площадь примыкающей лоджии или балкона, отделенных противопожарными преградами от остальных помещений этажа, не входящих в зону безопасности[6].
В соответствии со ст. 89 ч. 15 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [7], для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями устройство безопасных зон допускается предусматривать на лестничных клетках, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. Исходя из вышеизложенного, возможно размещение ПБЗ на незадымлямых лестничных клетках типов Н-2 и Н-3, где предусматривается подпор воздуха. Таким образом, в здании возможна организация ПБЗ в отдельном помещении, в лестничной клетке типа Н-2 или Н-3.
ПБЗ должна размещаться таким образом, чтобы через нее проходил основной путь эвакуации. Размещение ПБЗ на лестничных клетках имеет психологически верный вариант в плане возможности спасения и оказания помощи в эвакуации. ПБЗ способствует уменьшению плотности потоков за счет их перераспределения и увеличению скорости эвакуирующихся, препятствует распространению факторов пожара.