Знание иностранного языка в настоящее время настолько популярно, что раннее обучение детей приобретает особую востребованность. Для изучения иностранных языков есть много специальных организаций, клубов, кружков. Однако, систематизированное обучение согласно Федеральным государственным стандартам начинается в школе.
Психологические особенности организации обучения младших школьников соотносятся с возрастом, в котором начинается обучение. У младших школьников отсутствует осознанная внутренняя потребность к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только поддержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.
Как отмечают специалисты с опытом преподавания, проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы ее развития и стимулирования с учетом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации к изучению иностранных языков. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о ее снижении от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. А именно этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате снижается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию и т. д.
Изучение иностранных языков влечет за собой приобретение определенных навыков, необходимых для данного процесса. Как отмечает С. В. Сомова, не только знание, но и владение различным языковым материалом (лексическим, грамматическим, фонетическим) необходимо в изучении иностранного языка, поскольку недостаточно знать слова и правила, надо успешно применять их в речи. Ведь специфика иностранного языка как предмета заключается в том, что коммуникация, общение, является не средством, а целью обучения. Для того чтобы организовать общение, чтобы подвигнуть ученика к желанию делиться с вами личной информацией, своим собственным мнением, точкой зрения, необходимо создать доброжелательную атмосферу на уроке. Преподавателю следует обратить внимание на создание благоприятного психологического климата и в целом на психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимся [1].
Задача любого педагога – заинтересовать своих учеников. Учитель должен мотивировать обучающихся. Следовательно, «запускным механизмом» в процессе обучения является мотивация.
А. Н. Леонтьев отмечает, что мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Важную роль в процессе обучения играет формирование мотивации. Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в младшем школьном возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием импринтинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации).
Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми.
В своем диссертационном исследовании Д. Г. Шактамаева также рассматривает вопрос мотивации младших школьников. По ее словам, реформы общеобразовательных учреждений ориентируют учителя на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективность в обучении иностранному языку. Все большее число школ переходят па новый базисный учебный план, согласно которому обучение иностранному языку ведется со второго класса. Основным аргументом в пользу раннего обучения иностранному языку является положение, что такое обучение дает более высокие результаты, ибо осуществляется в сензитивный период развития ребенка: то, что запомнилось в этом возрасте, уже не забудется никогда или при необходимости легко восстановится. Однако, как показали первые годы широкомасштабного эксперимента по раннему обучению иностранному языку в России, а также в других странах, велика опасность того, что раннее обучение из эффективного средства развития личности может превратиться в свою противоположность.
Это неизбежно произойдет в двух случаях: во-первых, если к младшим школьникам придут учителя, пусть и опытные, но малознакомые со спецификой раннего обучения, с целями и средствами их достижения, неадекватными для малышей; во-вторых, если не будет преодолено противоречие между желанием взрослых как можно раньше приобщить ребенка к изучению иностранных языков и отсутствием у него реальной жизненной потребности, естественной мотивации к овладению и использованию иностранных языков в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достижению этой цели, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на обучаемых, их общения на уроке в условиях полной социально-психологической совместимости [3].
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Сначала у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Не стоит забывать, что задача преподавателя заключается не только в обучении учащегося, но и в его воспитании. Организуя процесс обучения иностранному языку, учитель старается прививать ученикам нравственные качества, которые тем или иным способом связаны с содержанием обсуждаемого на занятиях материала.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Можно предположить наличие положительных и отрицательных сторон мотивации к обучению у младших школьников. К положительным чертам мотивации можно отнести позитивное отношение младших школьников к учебе; желание становиться взрослее, тем самым развивая в себе ответственность и трудолюбие; воспитание соревновательного духа при оценивании своих способностей и способностей своих одноклассников или сверстников в целом. К отрицательным чертам мотивации можно отнести неустойчивые интересы школьников. Ребенок в младшем возрасте склонен к стремлению следовать за идеалом, и этот «идеал» не всегда соответствует желанию родителей и учителей дать ребенку достойное образование.
Мотивация может быть внешней и внутренней. Под внешней мотивацией мы понимаем влияние родителей и педагогов на стремление детей учиться, наказание за «двойки» и поощрение за «пятерки». Под внутренней мотивацией мы понимаем самостоятельное отношение ребенка к учебному процессу, его личное осознание важности того или иного предмета, его стремление узнавать что-то новое и реализовывать свои знания, умения и навыки. Задачей учителя является стремление «разбудить» в учениках их внутреннюю мотивацию или простимулировать ее. С. Л. Рубинштейн справедливо замечал, что «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им» [2].
Возраст младших школьников – это тот период, когда дети безоговорочно верят словам человека, который проводит с ними большое количество времени. Таким человеком является учитель. Важно отдавать себе отчет, что именно от отношения преподавателя и ребенка зависит восприятие материала и желание учиться в целом. Следовательно, учителю необходимо расположить к себе детей.
В младшем школьном возрасте не все готовы к серьезным требованиям на уроках и непрерывному потоку новой информации, но все хотели бы поиграть. Рассмотрим игровую деятельность как способ мотивации учеников к изучению иностранного языка. Игра – наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений.
Игра – это поле деятельности ребенка, в которой он вступает в общение со сверстниками. Детей объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. С точки зрения словесного материала, игра не что иное, как речевое упражнение, она помогает преодолеть так называемый “языковой барьер”, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком словарного запаса или незнанием грамматического материала.
Игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе; форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Используя на уроках такой вид деятельности как игра, учитель позволяет детям отойти от строгих рамок обучения, слегка расслабиться, но в то же время подача, усвоение и закрепление нового материала посредством игры не прекращается. Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарный запас, выполняют развивающую функцию. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические фонетические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
На начальном этапе обучения иностранному языку многие дети боятся ошибаться или звучать не как «настоящий иностранец». В связи с этим многие ученики стараются оставаться незамеченными в течение урока, что способствует регрессу в их успехах в овладении иностранными языками. Участвуя в игре, ребенок погружается в необычную и интересную обстановку. Это способствует тому, что ученик, вовлекаясь в процесс игры, забывает о своих страхах и комплексах. Даже совершая лексические или грамматические ошибки, дети воспринимают это как своего рода шутку и реагируют на комментарии детей и учителя не так болезненно, как если бы то были ошибки во время обычного занятия.
Таким образом, изучение психологических и педагогических факторов, влияющих на мотивацию детей младшего школьного возраста к иноязычной деятельности, позволяет нам оптимизировать процесс обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте, помочь юным учащимся верно расставить приоритеты и углубиться в процесс обучения. Зная о наличии таких факторов, преподаватели могут избежать конфликтных ситуаций с учениками и развивать у них не внешнюю, а внутреннюю мотивацию к обучению, что, в свою очередь, играет огромную роль при изучении иностранных языков и позволяет осознанно и с большим желанием осваивать иноязычную культуру.