В наше время спорт занимает значительное место в жизни нынешнего общества. Одним из условий всестороннего развития человека является его физическая подготовленность как результат физического воспитания, занятий спортом, самостоятельными занятиями физической культурой. Однако спорт выступает не только как средство улучшения физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных способностей. В сочетании с другими средствами воспитания он способствует всестороннему развитию человека.
Решая образовательные задачи, занятия спортом влияют: на повышение культуры человека (физической или спортивной), порождая в его сознании умственную и физическую активность по развитию личности; на формирование потребности в систематических занятий спортом; на готовность к рациональной организации двигательной деятельности в течение дня; на овладение необходимыми гигиеническими навыками; на получение системы знаний о путях сохранения и укрепления здоровья, улучшения работоспособности; на понимание сущности спорта, его социальное значение и места в обществе [1–4].
Развитие двигательных и психических качеств происходит во взаимосвязи. Упражнения в скорости, в силе, в выносливости – не только развивают опорно-двигательный аппарат, вегетативные и двигательные функции организма, но и одновременно с этим стимулируют развитие различных сторон сознания. Спорт влияет на моральные качества, развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер человека, эстетических и этических представлений и потребностей. Он оказывает влияние на формирование характера человека, то есть тех особенностей личности, которые отражаются на поступках и отношениях с другими людьми и внешним миром. От спортивного тренера требуется, чтобы его воспитанники не только владели хорошей физической подготовленностью, но были всегда и во всем примером для подражания [2].
Актуальность исследования обусловлена тем, что в обществе наблюдается острая недостаточность нравственных ценностей. Люди перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сочувствие, соучастие, сопереживание, уважения к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
Духовно-нравственное развитие ребенка является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Спорт способен внести значительный вклад в формирование у подростков нравственной культуры, здорового образа жизни. Вместе с тем в научной литературе остаются до конца не раскрытыми оптимальные пути формирования нравственности у подростков в системе спортивной деятельности, поэтому именно этим объясняется выбор исследования [3].
Так, целью работы является изучение особенностей формирования морально-этических установок личности спортсменов. Так как спортивная деятельность способствует формированию морально-этичного установок у подростков, то результаты исследования могут быть использованы в разработке рекомендаций для педагогов и тренеров по корректировке и повышения морально-этических норм у спортсменов. В исследовании приняли участие кружковцы по спортивному туризму Чугуевского районного Центра туризма, краеведения и экскурсий учащейся молодежи.
Важным заданием первого этапа экспериментального исследования было изучение особенностей формирования морально-этических установок личности при занятии спортом. В исследовании принимали участие 2 группы спортсменов. Первую группу составляли 24 спортсмена, которые занимаются туризмом от 3 до 8 лет (Группа 1). Вторую группу составляли 36 спортсменов, которые занимаются менее 3 лет (Группа 2). Всего в исследовании приняли участие 60 кружковцев Чугуевского районного Центра туризма, краеведения и экскурсий учащейся молодежи в возрасте от 12 до 17 лет. Для изучения уровня развития морально-этических установок спортсменов были использованы статистический анализ по критерию Фишера и Т-критерию Стьюдента.
На первом этапе научно-методологического поиска изучались особенности формирования морально-этических установок в спортивной деятельности. На втором этапе – организационном – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель и задачи научного исследования, был подобран методический инструментарий для сбора эмпирического материала. На третьем этапе – констатирующем эксперименте – были выполнены «срезы» исследования для изучения уровня формирования морально-этических установок личности спортсменов. На четвертом этапе – заключительном – были обобщены результаты, исследовано влияние спортивной деятельности на формирование морально-этических установок личности и даны рекомендации.
Для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям была использована методика «Шкала совестливости» В. М. Мельникова и Л. Т. Ямпольского.
Частота проявления уровня совестливости исследуемых
с разным опытом спортивной деятельности (%)
Уровень совестливости («Шкала совестливости» В. М. Мельникова и Л. Т. Ямпольского) |
Группы |
φ1,2 |
|
1 |
2 |
||
высокий |
54,2 |
30,6 |
1,8* |
средний |
45,8 |
58,3 |
1,0 |
низкий |
0,0 |
11,1 |
2,6** |
Примечание: 1 – группа испытуемых, занимающихся спортом более трех лет; 2 – группа испытуемых, занимающихся спортом меньше трех лет; *р≤0,05; **р≤0,01.
Исходя из результатов исследования уровня совестливости, которые приведены в таблице мы видим, что по показателю «средний уровень» совестливости не обнаружены достоверные различия в сравнительных нами двух групп спортсменов. В первой группе показатель «среднего уровня» совестливости составляет 45,8%, а у второй «средний уровень» составляет 58,3%. То есть в обеих группах показатель совестливости среднего уровня существенно не отличается. Это может говорить о том, что степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям имеют большинство спортсменов, не смотря на срок занятий в кружке. Большинство членов кружка могут самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и давать оценку осуществляемых ими поступков.
По показателям «высокий уровень» и «низкий уровень» выявлены достоверные различия. В первой группе респондентов «высокий уровень» совестливости наблюдается в 54,2% спортсменов, а у второй группы 30,6%. А по показателям «низкий уровень» совестливости наблюдаются существенные различия между группами. У респондентов с большим опытом в спортивной деятельности вообще отсутствует этот показатель, а группа испытуемых, занимающихся спортом меньше трех лет имеют показатель «низкий уровень» 11,1%.
То есть мы можем предполагать, что занятия спортом воспитывают у кружковцев нравственность, а с ней повышается уровень совестливости. Это может свидетельствовать о том, что им свойственны такие особенности, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.
Для изучения и направленности личности и определения его отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, восприятие мира, ключевые мотивы поступков мы использовали методику «Ценностные ориентации» Рокича. Разница данных между двумя группами равно прослеживается по степени выраженности. У спортсменов, которые занимаются более трех лет ценностные показатели выше, чем у группы, которые занимаются не так давно. Таким образом можно сказать, что терминальные ценности в первой группе выше, чем второй.
Для изучения особенностей психологического функционирования личности была использована методика «Культурно-психологический потенциал» Моткова. В группе спортсменов, занимающихся туризмом более 3 лет наблюдаются существенные различия между стремлением и реализацией. Исходя из полученных данных, мы можем предполагать, что стремление к развитию культурного потенциала, но реализация достижения цели значительно ниже желаемого.
В первой группе спортсменов, имеющих больший опыт в спортивной деятельности сила стремление к самопознанию и конструктивного общения значительно выше, чем в группе с меньшим спортивным опытом. Мы можем предположить, что спортсмены с большим опытом в спортивной деятельности нуждаются и хотят больше познавать себя, развиваться и конструктивно общаться, а у второй группы стремления направлены на другие нужды. Группа спортсменов с большим опытом в спортивной деятельности лучше реализует свои психологические стремление чем, чем юные спортсмены, занимающиеся туризмом менее 3 лет. Так, спортивная деятельность влияет на формирование нравственности личности и влияет на культурно-психологический потенциал, позволяющий лучше реализовать себя в своих стремлениях и достичь желаемого успеха.
Проведя исследования нами было выявлено, что у спортсменов с большим опытом спортивной деятельности показатели уровню совестливости, духовно-нравственной воспитанности значительно выше, чем у спортсменов, которые начали заниматься туризмом не так давно. Также мы обнаружили, что степень реализации конструктивности общения, саморазвития, саморегуляции действий и эмоций выше у группы спортсменов, занимающихся спортом более трех лет.
Таким образом, исследование показало, что чем больше дети занимаются спортом, тем он больше положительное влияние на формирование морально-этических установок личности юных спортсменов.
На основе полученных данных был разработан тренинг на развитие нравственности спортсменов-туристов, который предусматривает работу с новичками и кружковцами, которые занимаются спортом не так давно. После разработки тренинга были предоставлены рекомендации для педагогов и тренеров внешкольного учебного заведения и кружковцев, которые занимаются спортивным туризмом.