Как-то незаметно для нас стало модным говорить об интернет-зависимости, о необходимости контролировать время, проведенного в Интернете, о защите интересов ребенка при посещении разных сайтов. Статистика говорит, что Интернет с каждым годом становится все моложе и моложе. Если 5 лет назад средний возраст детей, которые впервые посетили Интернет самостоятельно, был около 10–12 лет, то сегодня речь идет уже о 9-летних и даже есть 8-летние.
Сегодня Интернет стал реальностью, которую невозможно избегать и игнорировать. Следовательно, надо попытаться разобраться в том, что думают сами дети о Интернете, для того чтобы в случае необходимости помочь им. Интернет, в первую очередь, это такая реальность, которая достаточно гармонично включена в нашу жизнь. Без Интернета многое становится проблематичным и даже невозможным. Нам, взрослым, иногда сложно это осознать, а как же тогда детям? Именно взрослые должны помочь детям приспособиться, гармонично включив Сеть в деятельность ребенка, помочь ему выработать свои нормы и правила взаимодействия с ней, одновременно проследив за тем, чтобы Интернет не стал причиной изоляции ребенка от его реального существования в обществе.
Авторами для своего исследования была выбрана группа детей 9–11-х классов в количестве 130 человек. Для детей этого возраста характерны самостоятельность, независимость, обостренное «чувство взрослости» и низкий уровень критического мышления. Однако с детьми можно всегда договориться, выработать совместно четкие правила работы в Интернете, что подразумевает контроль по времени, ограничения по сайтам, ограничения по досуговой деятельности в Интернете.
В основу данного исследования легли тесты на интернет-зависимость [1–3] и некоторые собственные результаты. Авторами была поставлена задача выяснить не только наличие или отсутствие интернет-зависимости у детей, но и насколько критично дети относятся к Интернету, как они сами оценивают его влияние на себя.
Поэтому одним из первых вопросов был следующий «что меня интересует в Интернете»? Результат представлен на рис. 1.
Рис. 1. Интересы детей в Интернете
Из диаграммы видно, что большая часть респондентов ищут в Интернете общение (74%), игры, поиск информации, социальные сети, музыка и фильмы стоят на втором месте (более 30%), а Интернет для учебы – на третьем (29%). Результат второго вопроса «Что заставляет меня покинуть Интернет?» представлены на рис. 2.
Рис. 2. Причины, по которым дети выходят из Сети
Тут на первом месте находится сон (44%), требование родителей на втором (37%) и, наконец, уроки на третьем (30%).
Когда стали исследовать вопрос, что обычно ребенок делает в Интернете, то 91% респондентов ответили, что общаются с друзьями в чате и социальных сетях, а 88% сказали, что ищут информацию для учебы, хотя на рис. 1 таких было только 29%, что позволяет сделать вывод о том, что в поиск информации для учебы дети включают новости, поиск информации по некоторой теме, поиск музыки или видео, поэтому получается 88%. На рис. 1 видно, что респонденты четко разграничили поиск информации, учебу, электронную почту и участие в социальных сетях.
В ходе работы стало интересно выяснить, какие эмоции испытывает ребенок, когда он работает в Интернете? Оказалось, что 77% опрошенных испытывают радость и интерес при работе в Интернете, 57% любопытство и удивление, а все остальные эмоции страх, печаль, стыд, доверие и пр. не преодолели 20-процентного порога. Иными словами, у детей слабо развито или почти отсутствует критическое восприятие Интернета. Поэтому, несмотря на кажущуюся взрослость, категорически нельзя отпускать старшеклассников в «свободное плаванье» по Интернету. Бесконтрольное использование ресурсов Интернета может вызвать срыв у ученика, негативно повлиять на его психику.
Взяв за основу тест Кимберли Янг [5], авторы составили свой вариант теста на выявление интернет-зависимости (рис. 3).
Рис. 3. Критическое отношение к Интернету школьников
Интересно, что большая часть опрошенных детей понимает вред, который наносит организму долгое «сидение за компьютером», но получение удовольствия от работы в Интернете «перевешивает» это знание.
Однако не может не тревожить тот факт, что 12% опрошенных могут пропускать школьные занятия из-за Интернета. С ними обязательно надо вести специальную работу.
Интернет безграничен, его просторы привлекают своей яркостью, обилием и доступностью любой информации, свободой общения с другими людьми. Но именно эти свойства Интернета и таят в себе реальную опасность: игры on-line, чаты, социальные сети, развлекательные порталы затягивают школьника, воздействуя на его неокрепшую психику и подсознание. Ему становится трудно оторваться от экрана монитора, но легко забыть про уроки, домашние обязанности, друзей и погрузиться в виртуальную реальность на длительное время. Так формируется Интернет-зависимость подростков. Чтобы этого не произошло именно родители, значимые для ребенка взрослые и общество должны позаботиться о том, чтобы помочь подрастающему человеку пройти длинный путь социализации. Это обеспечит будущему гражданину гармоничное взаимодействие с информационным потоком, воспитав у него культуру общения с этим потоком со своими нормами, правилами и ограничениями, которая будет с ним всю его сознательную жизнь.
Интернет – реальность, которую не нужно избегать, игнорировать, но к которой необходимо сознательно приспосабливать ребёнка, осторожно включая Сеть в его деятельность, вырабатывая нормы и правила взаимодействия с ней, зорко следя за тем, чтобы она не изолировала школьника от реального существования в обществе.