Период в истории России начиная с 1917 года, когда Великая октябрьская социалистическая революция повлекла за собой коренное реформирование целей, задач и организации народного образования и высшего образования, особенно педагогического, крайне важен для становления и развития социально-экологического знания. В отмеченный временной промежуток массово создаются педагогические вузы, при университетах организуются педагогические факультеты, постоянно действуют педагогические курсы для подготовки учителей начальной школы. Это было связано, в-первую очередь, с осознанием того, что формирование человека нового социалистического типа требует создания принципиально новой системы образования, нацеленного на адекватно новые отношения человека к производительному труду, социально-природной среде, а также к самому человеку, как субъекту нового общества.
После Первой мировой войны в разных странах начали создаваться центры воспитания малышей при университетах, основанные на идеях взаимодействия с родителями, воспитания детей в коллективе. На исследования в области воспитания детей существенное влияние оказали книги З. Фрейда, Ж. Пиаже и др., имевшие по преимуществу описательный характер. Значительной популярностью пользовались бихевиоризм (Д. Уотсон) и теория созревания и роста А. Гезелла.
В экспериментальных учреждениях для младенцев (школах-яслях) применялся анализ результатов, основанный на перемене составляющих учебного процесса: независимо друг от друга варьировались поведение воспитателя, размеры и состав группы, материальное окружение. Большое внимание уделялось выявлению положительного воздействия коллективного дошкольного воспитания на разные стороны детской личности, в частности на развитие интеллекта.
Книги Б. Бетельхейма «Путь из лабиринта», «Рождение себя» и др. показали, что нет проблем воспитания и образования, которые не могли бы быть преодолены. Ученый открыл новые педагогические законы сосуществования и преодоления комплексов. Он поощрял интерес ребенка к книгам, сказкам, к сопереживанию и сочувствию. Его главный завет – принимать детей такими, какие они есть, давать им то, что им нужно, учить постоянно заново, находить или создавать смысл свой собственной жизни.
Б. Спок в своей книге «Уход за младенцем и ребенком» отмечает, что свободное и счастливое развитие детей требует огромных эмоциональных и временных затрат от матерей. Он описал наиболее распространенные детские проявления, что помогало родителям справиться с трудностями воспитания детей.
Большое влияние имела в те годы также теория М. Клейн. Она сосредоточила внимание на отношениях «мать-ребенок», как источнике разнообразных (положительных и отрицательных) переживаний ребенка. М. Клейн показала, что и неполная семья может быть хорошей почвой для роста и созревания лучших качеств личности и ее полноценного развития.
Основу современного отечественного воспитания детей составили идеи, высказанные отечественными педагогами и психологами Е. И. Тихеевой, Л. К. Шлягер, М. Х. Свентицкой, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой, Е. И. Кондрата, П. Ф. Каптеревым, П. Ф. Лесгафтом, В. М. Бехтеревым и др. В этих работах рассматривались вопросы раннего воспитания, разработка содержания и методов работы детских садов, сенсорного воспитания и ознакомления детей с природой, идея целенаправленного руководства психического развития ребенка со стороны взрослого, значение семейного воспитания, необходимость целенаправленной подготовки к обучению в школе, ценность дошкольного детства и его роль в психическом развитии взрослого человека. Издавались монографии авторов оригинальных систем общественного дошкольного образования (Е. И. Тихеева, Л. К. Шлегер, М. Х. Свентицкая и др.).
После революции 1905–1907 гг. широкое распространение получила теория «свободного воспитания», выразителем которой в России был К. Н. Вентцель. Он выступал за преобразование общественного строя путем свободного воспитания творческих личностей в направлении, указываемом природой самого ребенка. В книгах «Дом свободного ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель выступал с критикой старой школы и воспитания, одновременно высказывая идеи о полном отрицании организованного воспитания и обучения. Однако существенного влияния на развитие современной отечественной системы образования идеи К.Н. Вентцеля не оказали.
В 1917 г. в России создается единая государственная система народного образования. К 1920 г. в РСФСР было открыто до 5 тысяч дошкольных учреждений, охватывавших до четверти миллиона детей. В Москве был создан детский сад при первой опытной станции Наркомпроса, которым руководила Л. К. Шлегер. Опытный детский сад, возглавляемый Е.И. Тихеевой, работал в Петрограде. Следуя идеям К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеева четко ставила вопрос о программе обучения для детей дошкольного возраста.
Значительным событием этого периода были Всероссийские съезды по дошкольному воспитанию. Серьезный вклад в работу съездов внесли видные отечественные ученые: С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, Л. К. Шлегер, Е. И. Тихеева, Л. И. Чулицкая, Е. А. Аркин, К. Н. Корнилов, П. П. Блонский и др.
Рассматривая аспект становления здоровьесберегающего образования подрастающего человека нельзя не отметить опытно-показательные учреждения, возникшие в 20-е годы XX века. К ним относятся Первая опытная станция С. Т. Шацкого, Красково-Малаховская опытная станция, Царицынская опытно-показательная школа 1 ступени им. И.С. Тургенева и др.
Особо следует отметить медико-педагогическую станцию Наркомпроса РСФСР, в которой работал В.П. Кащенко, создавший достаточно эффективную систему формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
В это время государством стала проводиться политика оздоровительных мероприятий в школах, которые определялись, в первую очередь, степенью развития школьно-санитарного дела в СССР. Вся санитарно-гигиеническая деятельность осуществлялась по следующим основным направлениям:
- Учет санитарно-гигиенических требований при строительстве и эксплуатации школьных зданий, использования мебели и оборудования;
- Проведение общественно-гигиенической работы в микросоциуме, содействие в создании семейной санитарно-гигиенической среды;
- Формирование санитарно-гигиенической культуры учащихся.
Именно нацеленность педагогической теории и практики на развитие активности, самостоятельности, творчества у подрастающего поколения, потребности в здоровой физически и духовно личности, обусловили появление инновационных для своего времени школ (летних школ): «класс с открытыми окнами», «школа (интернат) на открытом воздухе», «лесная школа», «летняя детская площадка», «летняя деревенская школа» и др. Все они решали следующие задачи:
- оздоровление детей, их санитарно-гигиеническое просвещение;
- организация полезного досуга и трудового воспитания;
- объединение потребностей детского организма с обучением;
- общение с природой, где физическое оздоровление детей происходило в наиболее подходящей для их психики обстановке;
- формирование интереса к познанию социального и природного окружения и своего внутреннего мира, активности.
Особо значимым для нас является тот момент, что в начале XX века на проблему сохранения здоровья учащихся смотрели с позиции здоровья самого учителя. Врачи-гигиенисты занялись изучением патологии здоровья учителя, были подняты вопросы приобщения его к здоровому образу жизни, научной организации труда, оздоровления и самообразования в области школьной и личной гигиены. Как было отмечено, «...только здоровый, бодрый и жизнерадостный учитель... его нервная организация, состояние его здоровья прямо отражаются на его занятиях. Понижение его ослабит и понизит результаты его работы». Кроме того, только личный пример учителя, с нашей точки зрения, способен оказать самое действенное влияние на осознание важности здоровья и его сохранения.
Первоначальная экологизация естественнонаучного образования и профессиональной подготовки педагогов была связана, в первую очередь, с введением в учебные планы вузов специальных курсов. Так, в середине прошлого века сначала в Московском, а затем и в других университетах страны с целью повышения качества высшего образования были введены курсы «Охрана природы» и «Общая экология».
В педагогических вузах подобные курсы были введены только в 60-х годах XX века после утверждения Верховным Советом СССР «Закона об охране природы» – для студентов естественнонаучных специальностей и на факультетах начального образования. К концу шестидесятых годов курсы охраны природы факультативно читались студентам всех специальностей. В дальнейшем университетские курсы охраны природы были сокращены и объединены с курсом «Общая экология». Все это позволяет говорить об осознании важности и необходимости экологических дисциплин, способных сформировать основы рационального взаимодействия человека с окружающей средой.
В этот период особое значение придается педагогической и методической подготовке педагогов к осуществлению эколого-природоохранного образования и воспитания подрастающего человека.
В 1969 году при отделении Дидактики и частных методик президиума АПН СССР создается специальный научный совет, занимавшийся вопросами содержания и организации природоохранного просвещения учащихся средних школ, а также подготовки и переподготовки педагогов. В 1970 году в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР была создана лаборатория прироохранного просвещения, сотрудники которой совместно с педагогами Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии, Югославии участвовали в разработке содержания и методов преподавания дисциплин экологического характера в учебных заведениях.
Качественно новый период в деле пересмотра взаимоотношений человека и природы, формирования экологического мировоззрения, культуры приходится на начало семидесятых годов XX века. Это нашло отражение в первой международной конференции, прошедшей в 1972 году в Стокгольме, посвященной вопросам охраны окружающей среды. Именно на данном мероприятии мирового уровня была принята декларация Конференции ООН по окружающей среде, в которой провозглашалось, что охрана и улучшение окружающей среды является первоочередной задачей человечества; ведущую роль в осознании и улучшении понимания проблем окружающей среды следует играть образованию. Это обусловило появление новых требований к профессиональной подготовке педагогов-естественников, выразившихся в необходимости глубокой ее экологизации. Кроме того, в это же время была разработана Международная программа по образованию в области окружающей среды.
В 1976 году на симпозиуме педагогов, разрабатывающих педагогические аспекты охраны окружающей среды, были сформулированы основные принципы природоохранного воспитания подрастающего человека, а также принято решение о формировании у школьников гражданской ответственности за принимаемые решения по отношению к природной среде.
Необходимо отметить также, что в 1977 году в Тбилиси состоялась Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, на которой была принята Декларация и разработаны рекомендации, определяющие стратегию развития экологического образования, его цели, задачи, принципы и критерии. Это определяло направления совершенствования соответствующей подготовки профессиональных кадров в области экологического образования, нацеленного на формирование рациональных отношений подрастающего человека с окружающей средой.
С начала 80-х годов XX века начинает разрабатываться и реализовываться на рекомендациях Римского клуба новационная концепция общего образования в целом, которая, естественно, сопровождалась его экологизацией.
В соответствии с веяниями времени в СССР в период до 1990 года регулярно проводились конференции по образованию и подготовке педагогов в области окружающей среды. Однако все проводимые мероприятия носили скорее декларативный характер, поскольку это не находило отражения и поддержки в содержательно-организационном обеспечении педвузовской экологической подготовки будущих педагогов общего образования.
Кроме того, проблема совершенствования экологического образования подрастающего поколения решалась в основном средствами повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, что не могло выгодно отразиться на всем учебно-воспитательном процессе. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных министерских проверок качества такой подготовки. Совместная коллегия Гособразования СССР, Госкомприроды СССР, Бюро комиссии АН СССР по биосферным и экологическим исследованиям и АПН СССР отмечала, что «сложившаяся в стране система дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего и среднего специального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды сегодня не способна обеспечить реализацию поставленных перед ней задач». Все это выявило необходимость разработки и опубликования в 1994 году Концепции экологического образования в Российской Федерации. А на ее основе уже идет разработка экологических концепций разного уровня.
В этом же году появилась «Концепция общего среднего экологического образования». Ее авторы (И. Д. Зверев, A. M. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов, В. П. Константинов) тесно увязали экологическое образование пусть еще не с валеологией, но уже со здоровьем человека: «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование научных знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственные отношения к окружающей социально-природной среде и здоровью».
Таким образом, в рассматриваемый период происходит стремительное развитие социально-экологического знания, что нашло отражение не только в исследованиях ученых и появлении практических площадок, но и в укреплении позиций экологического образования на нормативном уровне. Впервые были предприняты попытки осознать важность экологизации образования на каждой ступени.