Несмотря на то, что к настоящему времени накоплен богатый теоретический и практический опыт о значении творческих занятий в жизни детей с нарушениями в развитии, следует отметить, что их роль продолжает оставаться огромной и значимой. Конкретный дефект накладывает специфический отпечаток на формирование познавательных процессов ребенка и его личности, коммуникативных навыков. Такому ребенку гораздо сложнее формулировать свои мысли и ощущения, выполнять предложенные действия. Некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим их чувства и убеждения. Порой им легче раскрыть с помощью зрительных образов свое состояние, свои эмоции, желания и переживания. Зачастую уроки творчества становятся для детей с ограниченными возможностями шансом суметь выразить свое отношение к миру, свои страхи и проблемы, соединить внешний и внутренний мир.
Рассматривая толкование понятия «творчество» можно заметить следующее:
«Творчеством, творением называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии» [1, с. 449]. «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [2, с. 1314]. «Творчество – деятельность человека, направленная на создание новых по содержанию и по форме материальных и культурных ценностей» [3, с. 380].
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что творчество – это всегда деятельность, которая для человека довольно специфична, так как всегда предполагает «творца», т. е. субъекта творческой деятельности, его фантазии и получение нового продукта. Ни один ребенок еще не родился не творческим, однако мы порой не замечаем, как делаем их не творческими. Обучение носит деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания детей. Уникальность этого результата – вот основной критерий, который отличает творчество от изготовления (производства).
Творческая работа – особый вид деятельности, где требуется вдохновение, желание творить и что особенно важно, есть возможность проявить свои индивидуальные способности.
Психологи рассматривают способности, как индивидуальные свойства личности, которые являются условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности. Безусловно, творческие способности разные у
каждого ребенка, тем более имеющего нарушения в развитии, и которые, в силу своих особенностей, имеют множество ограничений в различных видах деятельности, порой не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Поэтому, при работе с детьми с ограниченными возможностями, педагогу важно знать, прежде всего, специфику первичного дефекта и вторичных отклонений; время наступления нарушения и его характер; состояние сохранности анализаторов и сформированность восприятий, общее психическое развитие [4; 5].
Эта информация о ребенке поможет понять трудности воспитанника, увидеть возможную перспективу, его социальную позицию, создать необходимую развивающую предметно-пространственную среду образовательного пространства, повысить мотивацию познавательного интереса.
Занятия по изобразительному искусству – это не только усвоение определенной информации и приобретение навыков рисования, но и накопление жизненного опыта, который пригодится в дальнейшем каждому ребенку. Преподаватель изобразительного искусства помогает детям «разговаривать» не только словами. Главная задача – создать условия и обеспечить успешность детей с различными нарушениями. Необходимо уметь подстраиваться к каждому ребенку, чувствовать его и гибко вести образовательную деятельность в зависимости от сегодняшнего настроения воспитанников, их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей, учитывая, что собственная познавательная активность детей с особенностями развития снижена.
Прежде всего, сначала постараться вызвать доверие и привлечь внимание ребенка, и лишь потом осторожно начать вести его за собой, побуждать к участию в деятельности, с каждой встречей увеличивая свое влияние в ходе занятия. Доступная немногословная передача информации, владение педагогической импровизацией, речевой культурой, голосом, методами взаимодействия и общения позволят успешно воздействовать на воспитанников, проектировать будущие задачи и добиться эффективного результата.
Не менее значимым является, с каким настроением дети уходят с занятия. Для того чтобы поддержать и сохранить хорошее настроение и желание прийти еще, необходимо учитывать принципы доступности и развивающего обучения, т. е. все работы должны быть простыми и эффектными, в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ребенка. Сам процесс создания работы должен увлечь их. Следовательно, особенно в начале работы, очень важно найти те техники, материалы и темы, которые больше всего привлекают конкретного ребенка и будут понятны ему. Педагог может продумать одну и ту же тему урока в разных техниках. В этом случае для одних детей необходимо пробовать нетрадиционные изобразительные техники. Для других, наоборот – чтобы не испугать, не перегрузить ребенка, нужно найти самую любимую и привычную для него технику. Это снизит контроль сознания и будет ослаблен механизм защиты. Если к тому же выстроить занятие таким образом, чтобы все объяснения превратились в сказку, большинство детей будет еще охотнее идти на контакт и выполнять необходимые педагогу действия. Пронизанное душевным теплом детское творчество, способно создавать необычайно прекрасные художественные произведения.
Работа может быть закончена за одно занятие (одну встречу) или разбита на этапы, независимые друг от друга.
Это связано с тем, что ребенку с нарушениями сложнее удерживать внимание и выстраивать логическую связь на протяжении нескольких занятий. Высокая степень утомляемости не позволяет на одном уроке решать большое количество вопросов и выполнять много разных заданий. Такой подход предусмотрит реализацию необходимых задач, позволит вносить коррективы в содержание, дополняя или сокращая информацию, передвигая часть материала на другие этапы обучения.
Большое значение занимает так называемая пропедевтическая подготовка детей к предстоящей творческой деятельности: заблаговременное ознакомление с объектами и предметами, с которыми предстоит взаимодействовать ребенку с помощью сохранных анализаторов (зрительно-осязательное обследование, слухозрительное восприятие, обоняние или вкус, например, овощей, фруктов, материалов: дерево, пластмасса, резина и т. п.) Следует провести словарную работу по наполнению предъявляемого материала конкретными представлениями, проверить, насколько ребенок знает тот или иной объект, который необходимо назвать, найти или изобразить. В качестве эффективного приема может служить подключение способа сопряженных действий, который позволит соединить слова с соответствующими им действиями и тем самым преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями [6].
Это способствует формированию образов мира, эмоциональному отношению к нему через ощущения, наблюдения, пространственное восприятие. Идет развитие мыслительной активности, взаимосвязи «рука – мозг».
Часто с детьми с ограниченными возможностями приходится использовать комбинированные техники изображения, использовать разные свойства материалов:
- делать более прозрачный фон акварелью и прописывать детали гуашью;
- использовать фактурную бумагу, ткань, нитки, поролон, вату, пластилин или другие материалы;
- включать более контрастные сочетания цветов;
- воздействовать обыкновенной пищевой солью на водяные растворы красок, в результате получая эффектные фактурные пятна;
- рисовать пальцем, ладошкой на подносах, заполненных крупой;
- наносить набрызг щеткой разного размера, получая в изображении эффектную фактуру от мелких капель водяной пыли до крупных водяных красок;
- рисовать воском или парафином, а потом подключать тушь или чернила;
- писать акварелью по сухой или сырой бумаге;
- сочетать аппликацию и рисование;
- обрисовывать штампы, обводить трафареты и т. п.
Гармоничное единство и комбинирование различных способов и приемов обогащает работы детей, делает их богаче, ярче, живописнее, содействует созданию художественного образа.
У детей с ограниченными возможностями, как правило, не все каналы восприятия работают так же, как у обычных детей. Поэтому необходимо в работе задействовать все сохранные органы чувств:
- зрительный – показывать игрушки, цветные изображения, фотографии предметов, которые используются в работе, образцы готовых работ и вместе с ребенком делать работу – не ЗА него, а делать РЯДОМ свою, предлагая ему: «Делай как я», «Давай вместе, у нас получится». Детям, у которых этот канал отстает, можно использовать больше контрастных сочетаний (допустима обводка темным контуром, использование фона явно отличающегося от предмета изображения, трафаретов и т. п.);
- слуховой – разглядывая изображения и образцы не просто посмотреть, а проговорить все особенности предметов или животных и готовых работ (форма, размер, составные части, свойства поверхности, движения, издаваемые звуки и т. д.). Сопряженная работа с детьми требует постоянного комментирования своего мастер-класса и объяснений, что, как и в какой последовательности необходимо выполнять, уточнений;
- тактильный – стремиться использовать даже в одной работе совершенно разные инструменты и материалы разных фактур, учить алгоритму и способу обследования природоведческих объектов окружающего мира (общеознакомительное обследование предмета в целом, затем выделение и называние основных признаков: формы, цвета, материала из которого сделан, пространственного расположения, далее выделение и называние основных частей, обозначение их пространственного расположения, заканчивать целостным восприятием предмета) [6; 7].
В этом случае у педагога больше шансов суметь заинтересовать обучающегося и быстрее найти к нему поход.
В дальнейшем, когда станет понятно, какие каналы отстают, какие опережают, у педагога будет возможность активно пользоваться ведущим каналом для установления контакта с ребенком и «подтягивать» отстающие каналы, акцентируя внимание ребенка с ограниченными возможностями на тех или иных вещах. От педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно оживить, расширить, закрепить полученный детьми опыт. Привлечение детей к диалогу активизирует познавательную задачу и сделает обучающий процесс более занимательным.
Одна из очень интересных нетрадиционных техник при работе с детьми с ограниченными возможностями – это песочное рисование на световых столах. Данная техника хорошо стабилизирует эмоциональное состояние, стимулирует развитие мелкой моторики, учит концентрировать внимание. Песочное рисование помогает прислушиваться к себе, своим ощущениям, выражать эмоции, не переживать за технические навыки и умения. Периодически фракцию и цвет песка можно менять, чтобы ребенок получал новые ощущения. Вместо песка иногда имеет смысл предлагать другой сыпучий материал – например, манную крупу, цветной песок. Частота изменения материала должна соответствовать потребностям ребенка, а также обучающим и развивающим задачам [8].
Рисование песком на световых столах позволяет «включить» в работу сразу несколько каналов. Тактильный – ребенок рисует руками, ощущает пальчиками крупинки песка и вспомогательные элементы, может сравнить ощущение шершавости песка и гладкости стола, «увидеть» рисунок пальчиками. Зрительный канал активно работает, так как световые столы в темном (или малоосвещенном) помещении позволяют получать очень контрастные изображения, что дает возможность использовать эту технику рисования даже со слабовидящими детьми. И, наконец, слуховой канал – занятие может сопровождаться негромкой музыкой, которая будет расслаблять и успокаивать ребенка, создавая настроение, необходимое педагогу.
Через творчество взрослым легче наладить контакт с детьми – творческая деятельность объединяет и вызывает доверие между взрослым и ребенком. Ее результативность во многом зависит от того, как строится совместная деятельность педагога и детей, насколько деликатно он строит общение с ними, дает им советы, делает замечания, помогает. Очень важно поощрять ребенка в его деятельности: фокусировать внимание на удавшихся фрагментах, показывать работы другому педагогу, родителям, чтобы он слышал слова одобрения и поддержки и что особенно важно – обязательно за конкретные его успехи, вызвать чувство уверенности в своих силах, заинтересованность и повысить мотивацию к предстоящей деятельности.
Работа с родителями – это еще одно особое направление работы педагога в развитии творчества у детей с ОВЗ. Важно контролировать отношения родителей к работам ребенка, объяснять важность их первой реакции после занятия. Если родитель безразличен к творчеству своего ребенка, то и ребенок будет постепенно терять интерес к результату своего труда. Еще хуже, когда ребенок показывает свою работу взрослому, а в ответ слышит: «А что так не похоже?» или вообще: «Почему небо зеленое – так не бывает»?! Важно объяснить родителям цели и задачи деятельности уроков творчества в целом, а иногда и каждого занятия (родитель, возможно, сам никогда не обращал внимания, что небо может быть зеленым, и уж тем более может не знать, что вы с ребенком разглядывали разноцветное небо и убирали «шаблоны» из его рисунков). Отметим, что именно факт свободы и незакомплексованности придает продуктам детского творчества ценность, так как в творческий момент ребенок раскрывает свои возможности и выражает в конечном результате аспекты своей личности.
При проведении уроков творчества необходимо соблюдать ряд эргономических и гигиенических условий: освещенность рабочего места должна быть подобрана для каждого ребенка индивидуально в соответствии с особенностями реактивности его зрительной системы, поза во время занятий не должна оказывать негативное влияние на осанку ребенка, длительность непрерывной зрительной работы не должна превышать 10-15 минут. Обязательное включение динамических пауз в структуру занятия в соответствии с темой. Расширение границ информационного поля детей с различными нарушениями в развитии за счет использования технических средств обучения и компенсации нарушенных функций (зрения, слуха). Своевременное введение активного отдыха в занятия позволит предупредить развитие быстро нарастающего утомления, как зрительного анализатора, так и всего организма и окажет благотворное влияние на зрительную и умственную работоспособность [4; 5].
Для успешной реализации поставленных задач можно сформулировать следующие компоненты комплексного подхода:
- целенаправленное активное обогащение жизненного опыта детей;
- развитие межличностных отношений в коллективе;
- реализация индивидуально-диффренцированного подхода к каждому воспитаннику;
- построение ситуации обучения с учетом сенсорных возможностей каждого ребенка;
- эмоционально насыщенная, грамотная речь педагога, адекватное использование мимических и пантомимических средств выразительности;
- доброжелательная атмосфера, опора на интерес детей;
- активизирующее общение педагога с детьми, направленное на побуждение к самостоятельному использованию новых способов решения поставленных творческих задач;
- использование ведущей деятельности, совместных обучающих игр;
- замедленный темп преподнесения новой информации;
- включение детального, расчлененного на этапы показа действий;
- многократное повторение действий вместе с обучающимся «рука в руке»;
- подключение приемов снижения сложности и детализации учебного материала, унификации изобразительных пособий, оптимальной масштабности подачи информации;
- постановка и решение обучающих и развивающих задач разными способами;
- обеспечение реализации универсальных умений ребенка, включающих готовность и способность действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе подключения культурных практик;
- применение сенсорных, коммуникативных устройств и приспособлений, создающих комфортные условия, открывающие возможность получения аудиовизуальной и словесной информации, обеспечивающие безопасность работы;
- создание условий, способствующих охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.
Таким образом, детская творческая деятельность – индивидуальна. Ребенок с ОВЗ наиболее глубоко и полно переживает себя, как личность именно в творческий момент и в этом главное ее достоинство и огромный потенциал для развития творчества детей, имеющих особые возможности здоровья.