Full text

На современном этапе интеграции систем общего и специального образования обозначилась потребность в разработке модели индивидуального социально-психологического сопровождения, обучающихся с нарушениями зрения.

Опыт не только нашей страны, но и стран всего мира свидетельствует о том, что ежегодно выявляется все больше детей с нарушением зрительного анализатора [1–3].

По данным НИИ глазных болезней им. Гельмгольца от различных заболеваний органа зрения страдают 76 млн. россиян, т. е. фактически каждый второй житель РФ имеет какую-либо зрительную патологию. Уровень слепоты и слабовидения в России за последние годы вырос на 4 % и в большинстве регионов превышает среднеевропейские показатели в 1,5-2 раза. Число инвалидов по зрению в России составляет до 500 тыс. человек, 20 % из них относятся к инвалидам с детства [4].

Практически любая работа в наше время сопровождается постоянной нагрузкой на зрительный анализатор. Так из-за больших нагрузок на глаза начиная уже с детского сада, усиливая в школьный период, количество детей с глазными заболеваниями резко увеличивается. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения. По данным офтальмологических осмотров процент младших школьников, имеющих нарушения зрения, колеблется от 10% до 37% от общего числа учащихся. Причем существует тенденция к процентному увеличению числа детей, имеющих нарушения зрения, от класса к классу. Обучение в школе к выпускному классу завершается резким уменьшением числа здоровых по зрению детей и ростом зрительной патологии в 10 раз. В общей сложности в общеобразовательных учреждениях около 70% детей имеют глазную патологию разной степени выраженности [1; 4; 5].

Человек познает окружающий мир всю жизнь. Утрата любой функции приводит к нарушению жизнедеятельности всего организма. Даже только ослабление зрения лишает ребенка полноты представлений об окружающем мире, затрудняет познание, замедляет процесс формирования понятий, снижает двигательную активность, замедляет развитие речи, нарушает восприятие перспективы, глубины пространства, приводит к ограничению выбора профессии. Довольно часто люди с визуальными ограничениями пользуются в процессе познания и обучения не столько личными знаниями, сколько опытом других людей, что делает результаты этих процессов недолговечными, не всегда достоверными. Отсутствие полноты зрительных возможностей не позволяют человеку в полной мере быть интегрированным в общество и принимать участие в сфере общественной жизни на таких же основаниях, как и другие члены общества [4–6].

Это приводит к появлению таких характерных особенностей развития личности как:

-          трудности в общении с окружающими;

-          невозможности полноценного усвоения социального опыта посредством речи;

-          заниженной самооценке;

-          сомнению в своих силах;

-          неуверенности в завтрашнем дне;

-          снижению способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

-          существенному недоразвитию разных видов деятельности, в процессе которых идет освоение социального опыта и формирование личностных качеств.

Следует подчеркнуть, что социально-психологическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи лицам с нарушением зрения в решении задач обучения, воспитания, реабилитации, интеграции, социализации. Это возможно, если обеспечить доступность всех сфер жизнедеятельности. А. Д. Бавельский пишет, что «основными формами жизнедеятельности являются жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Каждая из форм предполагает овладение знаниями, навыками, стереотипами поведения, ценностными ориентациями и имеет правовое, организационное и экономическое обеспечение» [7, с. 7].

Индивидуальное социально-психологическое сопровождение инвалидов по зрению рассматривается как элемент системы доступности высшего образования. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование коллективом специалистов образовательных потребностей: различных форм, методов, средств образовательного и воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому воспитаннику с нарушением зрения. Для этого необходимо, чтобы образовательные потребности обучающихся со зрительной депривацией сопровождались такими требованиями к условиям обучения (дистантность, открытость, гибкость, индивидуализация), которые могут быть удовлетворены при использовании особых форм, методов, средств, технологий, моделей обучения.

Индивидуальное социально-психологическое сопровождение обучающихся с нарушением зрения в пространстве инклюзивного образования предполагает наличие целей и задач деятельности. Одним из приоритетных направлений должно стать создание условий для предоставления обучающимся с нарушением зрения, учитывая особенности их зрительных возможностей и психофизического развития, равного доступа к получению качественного образования в образовательных организациях. Главным необходимым условием реализации указанного направления является создание универсальной адекватной безбарьерной образовательной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию обучающихся с нарушением зрения, что предполагает не только удобное устройство предметной среды, преодоление институциональных барьеров, затрудняющих возможность в передвижении, общении, труде, обучении и пр., а также и преодоление препятствий социального свойства. Организация обучения воспитанников с нарушением зрения в обычных образовательных организациях позволит чаще общаться им со здоровыми сверстниками, что в свою очередь будет способствовать формированию толерантного отношения к проблемам инвалидов и решению проблем их социальной адаптации и интеграции в обществе.

Индивидуальное социально-психологическое сопровождение в системе высшего образования должно быть направлено: с одной стороны, на адаптацию студента с нарушением зрения к образовательному пространству, поддержку его в учебном процессе и помощь в профессиональном самоопределении; с другой – на самореализацию в этом пространстве и его личностные достижения. Эффективность индивидуального социально-психологического сопровождения будет зависеть от инклюзивной культуры и психологической компетентности всех субъектов образовательного процесса: администрации образовательной организации, преподавателей, специалистов, осуществляющих взаимодействие, студентов с нарушениями зрения [8].

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута обучающегося с нарушением зрения в высшем образовательном учреждении в настоящий момент нет.

Сложности эффективного включения в социально-экономическую жизнь и получения полноценного профессионального образования человеком в условиях зрительной депривации, обусловлены не только наличием дефекта и возникшими у него в связи с этим трудностями, но и сложившимся стереотипе и отношением в обществе к людям с ограниченными возможностями, что инвалид – это источник проблем, человек, который не может вести нормальный образ жизни [8; 9; 10].

В тоже время, наличие зрительного дефекта зачастую может являться причинами:

-          более низкого в сравнении с обычными сверстниками исходного интеллектуального потенциала;

-          дополнительных трудностей в усвоении учебной информации и получению знаний

-          формирования преимущественно образного мышления перед формально-логическим;

-          низкого уровня мобильности и коммуникабельности.

Существенным барьером на пути интеграции студентов с нарушением зрения в образовательную и социальную среду вуза может оказать:

-          низкая социально-психологическая адаптация к условиям высшей школы;

-          недостаточная реальная образовательная и социокультурная помощь;

-          недостаточная подготовленность педагогических кадров в области тифлологии;

-          несформированность методик раскрытия и реализации управления потенциалом студента с нарушением зрения;

-          отсутствие соответствующей материально-технической и информационной базы;

-          наличие возможных затруднений в передвижении, общении;

-          недостаточное количество адаптивных технологий, ассистивных услуг, средств поддерживающей коммуникации;

-          ограниченное количество литературы, методических рекомендации и разработок обучения студентов с ограниченными возможностями зрения в вузах;

-          наличие проблем, которые не могут быть решены самостоятельно студентом с нарушением зрения.

Проблема обостряется еще и тем, что большая часть необходимой информации традиционно представляется в визуально воспринимаемой форме (плоскопечатный текст, графики, рисунки и т. д.). Незрячие же при чтении и письме используют осязание и представление информации в рельефно-точечном виде (азбуке Брайля.

Следовательно, можно выделить ряд основных трудностей, с которыми встречается вуз, реализующий инклюзивный процесс:

  1. Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения студентов с нарушением зрения.
  2. Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе со студентами с нарушением зрения (недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки).
  3. Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение общественности в широком смысле слова, отношение к инвалидам со стороны студентов без инвалидности).
  4. Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы со студентами с нарушением зрения.
  5. Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательной организации.

Сегодня стало понятно, что должна измениться сама система высшего образования, само высшее учебное заведение для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого студента с любыми образовательными потребностями, с любыми ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае с нарушениями зрения. Совершенно оправдано стремление оптимизации учебного процесса и создания комфортной среды для совместного обучения студентов с нарушением зрения и зрячих студентов в процессе индивидуального социально-психологического сопровождения через:

  1. Обеспечение условий для полноценной реализации способностей, знаний, умений, навыков.
  2. Оказание помощи и содействия в преодолении препятствий социального свойства и достижения успешности в различных видах деятельности.

Говоря о тех достижениях и опыте, который уже наработан сегодня в теории и практике по организации и содержанию деятельности с лицами с нарушениями зрения, в то же время наша быстро меняющаяся жизнь предъявляет все более и более высокие требования к молодому поколению, повышает уровень требований к выпускникам вообще и выпускникам вуза в частности.

Выполнение программ обучения студентами с ограниченным зрением во многом определяется качеством сопровождения таких студентов специалистами вуза на всех этапах его обучения. Обучение студента с нарушением зрения требует качественных изменений в понимании роли преподавателя в педагогическом процессе.

Формы сопровождения должны соответствовать степени дефекта зрения и уровню развития студента на протяжении определенного этапа обучения в вузе, то есть иметь пролонгированный характер. В тоже время, сложно определить этот маршрут на весь период пребывания студента в стенах образовательной организации, например, с первого курса на все 4-5 лет обучения по программе сразу, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении студента, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Концепция реализации модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением зрения заключается в создании комплексной системы их социально-педагогической адаптации, реабилитации, социализации. Под моделью понимают некоторый реальный процесс, устройство или концепция для построения реальной системы образовательного учреждения, где есть конкретные лица с определенными взаимоотношениями и образом жизни. Это целостное системное образование различных форм, позволяющих оказывать поддержку всем без исключения обучающимся, имеющим различные нарушения зрительного анализатора.

Необходимо обратить внимание, что модель сопровождения позволит расширить круг решаемых вопросов, оказывать психологическую, педагогическую, социальную и реабилитационную поддержку на разных этапах обучения студентов с нарушением зрения; выявлять их потенциальные возможности с целью определения индивидуального маршрута каждого обучающегося, максимального использования их возможностей, определять пути компенсирующего развития, координировать индивидуальную загруженность воспитанников; оказывать методическую помощь заинтересованным лицам – родителям, педагогам, социальным работникам.

Модель индивидуального социально-психологического сопровождения должна быть связана с необходимостью объединения различных компонентов обучения студента с нарушением зрения, с учетом:

-          во-первых, состояния зрения и зрительных возможностей;

-          во-вторых, активности и сохранности остальных анализаторов;

-          в-третьих, особых организационно-педагогических условий, приближающих идеальную модель к реальной действительности.

Цель модели обучения и сопровождения обучающихся с нарушением зрения: построение оптимальных путей профессионального становления обучающегося с нарушенным зрением, формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций в области современных теорий, проблем, содержания и технологий образования на интегративной основе комплексного социально-психологического сопровождения, направленного на расширение спектра средств самовыражения и внедрения в учебный процесс современных информационных технологий и социальных методов адаптации.

Общая задача реализации модели: разработка индивидуального маршрута и технологии сопровождения для каждого обучающегося с нарушением зрения, повышение мотивации к будущей профессиональной деятельности, создание универсальной безбарьерной образовательной среды для полноценного становления социально успешной личности, позволяющих обеспечить адекватную интеграцию студента с нарушением зрения.

Критерии модели:

  1. Целенаправленность. Отражает гуманистический характер деятельности преподавателя в работе со студентами с нарушениями зрения, содержание и современные направления практики (ее потребностей, проблем) и научной мысли (доводить современные концептуальные положения до студентов).
  2. Реалистичность. Отражает соответствие содержания образовательной ситуации потребностям практики, а также ресурсному обеспечению ее жизнеспособности (кадры, материально-техническая база, время реализации).
  3. Системность. Отражает основные психолого-технологические, организационно-педагогические направления обучения в учебных программах, курсах, практикумах студента с нарушением зрения.
  4. Контролируемость. Отражает диагностируемость конечной и промежуточной целей в подготовке студента с нарушением зрения через сформированность знаний, умений, навыков и профессиональных функций.
  5. Корректируемость. Отражает возможность вносить изменения в содержание и технологии обучения на любом этапе работы модели.

Индивидуализация процесса сопровождения: учет зрительных нарушений, индивидуальных свойств и качеств воспитанников, исходя из, особенностей познавательной деятельности, сенсорных возможностей, уровня физического развития, социального окружения и других особенностей.

Основные ориентиры деятельности:

-        создание положительного эмоционального настроя на самостоятельную работу, получение новых знаний;

-        стимулирование к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;

-        организация учебной деятельности в соответствии с образовательными потребностями и мотивами;

-        формирование навыков коммуникации, позволяющих самому выбрать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

-        оценка (поощрение) при опросе не только за правильный ответ, но и анализ того, как студент рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чем.

Психолого-педагогические и организационные условия:

  1. Должны быть направлены на оказание помощи:

-        в социальном становлении личности;

-        в адекватном профессиональном самоопределении;

-        в развитии способностей к общению и творчеству;

-        в проявлении социально-одобряемых форм поведения, в целях интеграции в общество и возможности социального функционирования в нем в качестве полноправного участника гражданских отношений.

  1. Предполагают:

-        согласие обучающегося с нарушением зрения на помощь и поддержку сопровождающего, тьютора, куратора;

-        опору на личные силы и потенциальные возможности личности;

-        веру в преодолении психологических и социальных проблем;

-        ориентацию на способность студента с нарушением зрения самостоятельно преодолевать препятствия;

-        сотрудничество, содействие, доброжелательность;

-        мультидисциплинарность сопровождения (взаимодействие специалистов разного профиля).

Следует подчеркнуть, что интегрированное обучение незрячих и слабовидящих в образовательной организации обычного типа не сводится к простому их включению в стандартный учебный процесс. Специфика индивидуального сопровождения воспитанника с патологией зрения такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический состав) участвует в создании благоприятных условий, которые позволяют обеспечить доступную безбарьерную среду с целью повышения и реализации потенциала самовыражения студенческой молодежи с ограниченными зрительными возможностями, формирования личностной направленности обучения, творческой активности, профессионализма и конкурентоспособности на рынке труда. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Одним из важных требований к индивидуальному социально-психологическому сопровождению является профессионально-гуманистическая направленность всех участников сопровождения обучающегося с нарушением зрения, выражающаяся в осознанности гуманистических ценностей профессиональной деятельности и удовлетворенности ею, оказание методической и коррекционно-педагогической помощи в овладении профессиональным мастерством, целеустремленности, действенности и активности в достижении целей и задач обучения студентов с нарушениями зрения.

Отличительной особенностью командной системы взаимодействия является организация работы на основе принципов комплексного междисциплинарного подхода, преемственности в работе специалистов. Каждый специалист имеет свой индивидуальный план сопровождения студента с нарушением зрения, отслеживает динамику по параметрам и срокам.

Команда участников индивидуального социально-психологического сопровождения объединяет следующих специалистов:

Тифлопедагог способствует развитию компенсаторных возможностей зрительного восприятия и оказывает помощь в овладении специальными тифлотехническими средствами. Ведет динамическое наблюдение за студентами и выявляет:

-          отношение к учебной работе, характер учебной мотивации;

-          отношение к оценкам преподавателей, сформированность самооценки;

-          обучаемость: восприимчивость к помощи, виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания;

-          уровень умственного развития;

-          достижения в учении (уровень и качество обученности);

-          темп работы, работоспособность [1].

С учетом полученных данных тифлопедагог определяет основные направления и содержание индивидуальной деятельности, оказания помощи и поддержки.

Базовыми качествами тифлопедагога признаны: любовь к детям, милосердие, доброжелательность, эмпатия, терпение, педагогический оптимизм, гуманность, готовность оказать помощь, тактичность, понимание целей человеческой жизни.

Психолог на основе собственно психологических наблюдений и исследований:

-          своевременно выявляет проблемные ситуации у студентов, выясняет реальное состояние дел;

-          устанавливает особенности эмоционально-личностного развития;

-          ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой обучается студент;

-          повышает компетентность педагогов;

-          совершенствует культуру педагогического общения.

Логопед (по индивидуальной востребованности и необходимости):

-          устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения;

-          разрабатывает перспективные планы коррекционно-логопедического обучения, нуждающихся в логопедической помощи, в соответствии с психолого-педагогической классификацией речевых нарушений.

Тьютор:

-          обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ студентов;

-          сопровождает процесс индивидуализации;

-          организует и объединяет деятельность педагогов и специалистов комплексного сопровождения;

-          руководит службой комплексного сопровождения.

-          осуществляет контроль за обучением студентов и оказывает методическую и психологическую помощь в преодолении трудностей (индивидуальных фобий, негативизма в общении и учебной деятельности, транслирует опыт успешных студентов и выпускников, в том числе с инвалидностью);

-          осуществляет сотрудничество с Центром содействия трудоустройству выпускников.

Куратор:

-          наблюдает за ходом определенной работы, обучением или иным процессом;

-          поддерживает субъективную позицию сопровождаемого;

-          помогает найти возможность реализовать студенту с нарушением зрения себя, его способности и склонности;

-          осуществляет работу по социальной адаптации первокурсников с инвалидностью по зрению (ориентированию в пространстве ВУЗа и пространственно-временной системе организации учебных занятий; включению студентов в активное межличностное общение в студенческой среде, формирует коммуникативные умения);

-          проводит разъяснительную работу по привлечению студентов к общественной жизни университета (участию во внеучебной деятельности, студактива, профсоюза).

Куратором может быть студент, который выполняет роль наставника, опекуна, ему вверяется наблюдение (надзор) за «подопечным». Работа куратора направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.

Профессиональные принципы деятельности команды специалистов индивидуального сопровождения базируются на:

-          гуманистических общечеловеческих ценностях;

-          нормативных требованиях;

-          цели и задачах социально-психологической помощи обучающимся с нарушением зрения.

Взаимодействие становится возможным:

-          при соблюдении этики общения с обучающимися, имеющими нарушения зрения;

-          знании и владении подходами к взаимодействию с ними;

-          при наличии у сопровождающих информации о состоянии зрительных функций у студентов;

-          знании и умении сопровождающими технологий работы с тифлотехническим и тифлоинформационным оборудованием;

-          при сотрудничестве, взаимообмену между преподавателями информацией о студентах, их особенностях, а главное – возможностях (зрительных, интеллектуальных, познавательных, предшествующего опыта, навыков, умений и т. п.);

-          использовании комплексного подхода, работы в команде.

Обустройство помещения и рабочего места для каждого студента с нарушением зрения требует:

-          обеспечение адаптивной познавательной и развивающей среды;

-          правильный выбор цвета при окраске помещения и предметов оборудования;

-          наличие различных плоскостей рабочей поверхности (горизонтальной, вертикальной, наклонной);

-          удобное размещение за столом за счет регулирования высоты;

-          достаточная освещенность рабочей поверхности (использования индивидуальной подсветки) каждого обучающегося;

-          устранение бликов и отражающих поверхностей;

-          расположение наглядного материала на уровне глаз (для слабовидящих) и на доступном расстоянии;

-          использование тифлотехнических и тифлоинформационных средств: оптических приборов, специальных инструментов и приспособлений;

-          обеспечение доступа к информации на электронных носителях.

Таким образом, сегодня студенту с нарушением зрения необходим тот комплекс качеств, который образует умение не только учиться, получать необходимый запас знаний, умений, навыков, но и проявление самостоятельности, самоорганизации, самосовершенствования, самовыражения. Для решения задач индивидуального социально-психологического сопровождения студента с нарушением зрения необходима ориентация:

-          на поиск новых форм поддержки и сопровождения студентов с нарушением зрения в условиях образования;

-          на необходимость оценивания факторов адаптации студентов с нарушением зрения к условиям обучения в образовательной организации;

-          на усиление междисциплинарных связей;

-          на личностно-ориентированную тифлопедагогическую поддержку воспитанников;

-          на внедрение новейших инновационных технологий в образовательный процесс студентов с нарушением зрения;

-          на активное использование тифлоинформационных технологий в преподавании;

-          на организацию устройства предметной среды, условий свободного, безбарьерного передвижения, контакта и общения;

-          на оказание помощи развития умения мобильно использовать имеющиеся знания в новых ситуациях.

Однако студенческая жизнь не ограничивается общением только в группе, она выходит далеко за рамки учебы, и если во время учебы общение может быть вынужденным, то вне учебы оно происходит на основе дружеских симпатий. Дети с нарушением зрения часто выделяются в отдельную, обособленную группу и интеграция осуществляется недостаточно.

Создание в образовательной организации Ресурсного центра окажет существенную помощь и поддержку студентам, имеющим проблемы со зрением. Ресурсный Центр, через работающих в нем преподавателей со студентами с нарушением зрения позволяет с первых дней обучения таким первокурсникам создать наиболее благоприятные условия для включения в образовательную деятельность, получить поддержку в адаптации к образовательной среде вуза, его требованиям к обучающимся. Студенты найдут здесь доступ к многочисленным средствам самовыражения, получая принципиально новые возможности, недоступные ранее:

-          работать самостоятельно;

-          рационально самостоятельно организовать свое свободное время;

-          участвовать в конференциях, олимпиадах, выполнять научные исследования;

-          активно включаться в удаленное общение;

-          самостоятельно редактировать и печатать свои статьи с помощью специальной техники;

-          заниматься нетрадиционной техникой рисования, лепкой, создавать тифлографические изображения;

-          сочинять музыку и ее исполнять, овладеть основами звукорежиссерства;

-          сочинять стихотворения, записывать их и воспроизводить на конкурсах, во время семинаров и т. д.

-          преобразовывать электронную информацию в удобный формат (рельефно-точечный, укрупненный текст, аудиозапись голосового воспроизведения).