В условиях стремительного перехода от одной социокультурной реальности к другой, происходит изменение социализационного пространства. Всё это непосредственным образом влияет на молодое поколение. В связи с переориентацией ценностной системы общества отношение к трудовой деятельности у подрастающего поколения претерпело значительные изменения. Мы можем наблюдать у современной молодежи деградацию трудовых ценностей, которые стремительно утрачивают свою терминальную сущность, отчетливо приобретая характер инструментальных.
По данным Международной организации труда, работа детей и подростков распространена во всём мире. Наиболее высокие показатели наблюдаются в Италии (более 75 % подростков). Согласно данным, полученным российскими исследователями, в настоящее время в России работают или подрабатывают около 1/3 подростков [1, с.12]. С одной стороны, данные факты говорят о положительном отношении современного подрастающего поколения к трудовой деятельности, о желании зарабатывать и приобретать необходимый опыт. Однако, многие подростки вовлечены в различные формы нелегального труда, так как значительное число видов детского труда не регулируется государством. Эту проблему следует решить для того, чтобы у юных работников сложилось правильное понимание о трудовой деятельности, а также понимание того, что труд может и должен оказывать положительное влияние на развитие личностных качеств, а не способствовать процессу десоциализации личности.
Также стоит отметить, что в современном обществе труд воспринимается только как способ преобразования материального мира, создания экономического продукта. Вследствие этого, не уделяется практически никакого внимания духовным предпосылкам труда, его ценностным основаниям и значению как важным факторам социализации. В связи с этим потребность в комплексном изучении трудовых ценностей и установок современных подростков является очевидной. Адекватное отношение к трудовой деятельности способствует ускоренному вхождению индивида во взрослый мир, расширению кругозора и раскрытию потенциальных возможностей, в то время как отсутствие ценности труда – это показатель не сформировавшейся (либо формирующейся искаженно) личности. Таким образом, необходимо сформировать у подростков правильное отношение к труду, внедрить трудовую деятельность в их формирующуюся систему ценностей, поскольку в ближайшем будущем сегодняшние школьники займут ключевые места достойных специалистов в экономике страны.
Трудовая социализация, в отличие от профессиональной и профессионально-трудовой социализации, которые предполагают, прежде всего, освоение профессиональных норм, ценностей, умений, профессиональной роли, начинается задолго до трудовой деятельности – с детства, интенсивно продолжается в школе, затем – в среднем профессиональном учебном заведении, в вузе и т. д., то есть охватывает собой всю сознательную активную жизнь человека. Следовательно, трудовая социализация – более широкое понятие. Так, в подростковом возрасте роль труда в социализации личности состоит в формировании и развитии положительного отношения личности к труду, понимания значимости труда в жизни общества и отдельного человека. Именно поэтому труд следует рассматривать как немаловажный фактор развития будущей личности.
Для того чтобы выяснить, как трудовая деятельность на сегодняшний день влияет на подростков, какое количество школьников вовлечено в трудовую деятельность и какие условия работы подростки считают приемлемыми, нами был проведен опрос подростков г.о. Тольятти в возрасте 14–17 лет (учащиеся 8–11 классов). Выборочная совокупность составила 200 человек. По типу выборка – целевая.
Гипотезы исследования были построены на основе сравнения опыта в трудовой сфере и взглядов на трудовую деятельность у юношей и девушек, поэтому выборочная совокупность представлена в пропорции 50/50.
Для начала мы решили выяснить, кто же из подростков (юноши или девушки) имеет больший опыт в трудовой сфере. По результатам исследования юноши более опытны в трудовой деятельности, нежели девушки. 62% юношей имеют опыт в трудовой деятельности, а 38% еще не начинали работать; у девушек же обратная картина – 38% опрошенных имеют трудовой опыт, 62% не были вовлечены в трудовую деятельность. На наш взгляд, это обусловлено тем, что большинство девушек в подростковом возрасте усердно занимаются учебой, в то время как юноши стремятся быстрее вступить во взрослую жизнь и проявить свою самостоятельность, которую они связывают с возможностью зарабатывать деньги. Однако, по результатам исследования, девушки вступают в трудовую сферу в чуть более раннем возрасте – 14,3 лет, юноши – 14,7 лет.
Несмотря на то, что в большинстве случаев подросткам предоставляется неквалифицированная работа, у значительной части опрошенных (76%) первый трудовой опыт оставил положительные впечатления. Что касается ребят, которые еще не начинали работать, то они собираются начать трудиться уже до окончания школы – так ответила почти половина всех опрошенных (41%).
Также мы выяснили, что современные подростки за помощью в трудоустройстве обращаются, в основном, к объявлениям в интернете (60%) и к друзьям (54%). Далее мы посчитали нужным выяснить, в какой период согласны работать подростки. Больший процент в обеих группах, детерминированных по гендерному признаку, приходится на ответ «согласен работать, когда получается» (30% – юноши, 34% – девушки). Однако среди юношей, на втором месте стоит ответ «готов работать постоянно» (28%); у девушек же наибольший процент приходится на ответ «готова работать только во время каникул» (24%).
Далее наши внимание было направлено на изучение отношения современных подростков к оплачиваемой трудовой деятельности. Потому что именно отношение к труду в дальнейшем побуждает, либо не побуждает подростка к определенным действиям. Результаты исследования показали, что большинство юношей и девушек положительно относятся к работе в свободное от учебы время и изъявляют желание трудиться (78%). Причиной этому, исходя из полученных данных, является здоровое желание подростка распоряжаться своими собственными деньгами, научиться зарабатывать, либо поддержать родителей, когда в семье возникают материальные трудности. Также труд, по мнению подростков, помогает им получить полезные навыки и опыт. Наиболее популярными среди подростков видами трудовой деятельности являются: работа промоутером (38%), курьером (32%), либо работником предприятий быстрого питания (32%). Пусть данные виды работы и не являются высокооплачиваемыми, но работа для подростка – это подготовка к взрослой жизни, это самостоятельность, своеобразный тест на способности и урок финансовой грамотности. Так считают и сами подростки – большая часть опрошенных полагает, что труд делает их самостоятельными (74%) и помогает сформировать рациональное отношение к деньгам (55%). Также интересным является тот факт, что подрастающее поколение сегодня имеет достаточно большое количество знакомых сверстников, вовлечённых в оплачиваемую трудовую деятельность, и считает, что таких ребят отличает от других ответственность.
Перейдем к анализу мнений респондентов о общественно-полезном труде, к которому подростка привлекают семья и школа. На наш взгляд, приобщение подростка к такому виду трудовой деятельности положительно сказывается на формировании правильных трудовых установок, адекватного отношения к труду, усвоении трудовых ценностей, т. е. способствует благоприятному течению процесса социализации личности. По результатам исследования из всех видов неоплачиваемой трудовой деятельности чаще всего подростками выполняется мытье посуды – так ответили 71% опрошенных (60% – юноши, 82% – девушки) и уход за собственной одеждой и обувью – 69% респондентов (60% – юноши, 78% – девушки). Далее располагается такой вид деятельности, как периодическое дежурство в классе – так ответили 54% опрошенных, из которых 66% являются респондентами женского пола, а 42% – мужского.
Здесь стоит отметить заслугу школы, состоящую в том, что образовательные учреждения по сей день привлекают школьников к такому элементарному виду деятельности, как дежурство в классе. Однако такой вид деятельности, как уборка школьной территории, отметили всего 35% школьников (38% – юноши, 32% – девушки). Этот процент является не таким высоким, как можно было предположить. Дело в том, что на сегодняшний день у детей появляется все больше прав и все меньше обязанностей. Примером может послужить то, что в уставах двух школ Самарской области сотрудники прокуратуры «обнаружили пункт, противоречащий закону «Об образовании». Пунктом 14 статьи 52 федерального закона запрещено привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия самих школьников или их родителей», а в уставах данных общеобразовательных учреждений было написано, что ученики обязаны убирать классные помещения и прилегающую школьную территорию [2].
Мнения экспертов в этой области разделились. Нам импонирует мнение директора одной из тольяттинских школ, которое заключается в том, что современные подростки разучились трудиться, причем именно взрослые этому поспособствовали. Школьники сами с удовольствием убирают двор и «сажают деревья на субботниках, но когда родители все стараются делать за них, они к этому привыкают и считают, что все в этом мире может случиться само собой. Поэтому убирать за собой в школе (а ведь школа – дом для учеников) надо» [3]. Возвращаясь к вопросу в анкете, отметим, что наименьшее количество респондентов (10% и 13%) отметили такие виды неоплачиваемой трудовой деятельности, к которой их привлекают, как, уход за одеждой и обувью всех членов семьи и помощь в ремонте квартиры (дома).
Исходя из результатов проведенного социологического исследования, можно сказать, что значительная часть подростков на сегодняшний день вовлечена в сферу оплачиваемой трудовой деятельности. Однако, как правило, ребятами выполняется работа, не требующая специальных знаний и навыков и, следовательно, не развивающая в подростке личностно значимых качеств. Конечно, даже неквалифицированный труд накладывает отпечаток на становление личности – респонденты отметили, что труд делает их более самостоятельными и ответственными, но об отношении к труду, как к ценности, как к чему-то, что может быть социально полезным и пойти на благо не только себе, речи не идет. Об этом говорит тот факт, что среди первостепенных причин для трудоустройства подростка выступают такие, как желание заработать деньги на личные расходы и желание помочь своей семье. Также современные подростки при поиске работы больше ориентированы на такие ее составляющие, как высокая заработная плата, престиж, возможность получить необходимый стаж, комфортные условия труда.
На наш взгляд, такие требования к работе являются абсолютно здравыми для современного подростка, но и здесь есть свои нюансы. Как мы выяснили, опрошенные нами школьники согласны трудиться лишь тогда, когда есть возможность, так как многие из них полагают, что работа мешает учебе. С этим, конечно, можно согласиться, но мы можем увидеть, что подростки разграничивают понятия «труд» и «работа», воспринимая последнюю, как нечто вынужденное и отвлекающее, но за что можно получить деньги.
Данный факт не удивителен, поскольку современная система школьного образования не нацелена на приобщение учеников к общественно полезному труду. Схожие тенденции прослеживаются и в современной семье – далеко не все родители хотят, чтобы в подростковом возрасте их ребенок вступал в сферу трудовых отношений, объясняя это тем, что подросток еще не является зрелой личностью, и акцентируя внимание на приоритетности получения ребенком образования. Вследствие этого мы наблюдаем трансформацию трудовых ценностей современных подростков – ребята стремятся трудоустроиться лишь с целью заработать и соглашаются на неквалифицированную работу даже без официального оформления. Вполне очевидно, что трудовые ценности приобретают характер инструментальных. Работа воспринимается как своеобразный «инструмент» для заработка, получения каких-либо льгот и выгод, для повышения своего социального статуса.
Также стоит сказать о том, что в условиях продолжительного (начиная с 1990-х годов) тиражирования СМИ (телевидением, кино, интернет-блогами, каналами на YouTube) информации о нетрудовых способах достижения дохода, представления подрастающего поколения относительно труда и работы значительно искажаются. На смену рэкетирам и спекулянтам 1990-х (в указанный период проходила социализация родителей современных подростков) пришли лица, использующие всевозможные способы получения дохода с помощью интернета. Данные индивиды, позиционирующие себя в качестве весьма преуспевающих личностей, зарабатывающих деньги и не работающих по найму, на наш взгляд, формируют у подростков ложные представления о бесполезности добросовестного труда как такового, особенно учитывая, что по результатам интервью с родителями – современные школьники большую часть свободного времени проводят во всемирной сети.
В 2013 году Фондом «Общественное мнение» было проведено исследование на тему «Работа в каникулы» и результаты исследования сравнивались с аналогичным исследованием, проведенным в 2005 году. Родителям был задан вопрос: «Если говорить в целом, это хорошо или плохо, что подростки в свободное время работают? Почему?». Анализируя ответы респондентов, мы можем заметить, что процент родителей, считающих, что работа для подростков – это хорошо, снизился с 94 % (2005 г.) до 79 % (2013 г.) [4]. На наш взгляд, это связано с изменениями в системе ценностей россиян и с увеличивающейся тенденцией СМК тиражировать образ представителя «праздного класса».
Безусловно, сегодня для большей части жителей России карьера является одной из важных ценностей среди других (семья, дети, друзья и пр.). Однако в представлениях россиян успешная карьера, престижный статус и соответствующий уровень достатка несовместимы с рабочими профессиями [5, с.108].
Процесс массового снижения ценности «культурного капитала», получаемого в ходе социализации в учебных заведениях обусловлен, в первую очередь, начавшимся с середины 1990-х годов диспропорцией между востребованными и выпускаемыми специалистами в России. При этом, повсеместно, мы замечаем, что все больше россиян стремится получить высшее образование для того, чтобы в будущем получить более престижную должность, занять более высокое социальное положение в социальной иерархии. Именно поэтому современные родители с каждым годом все более ориентированы на получение их детьми престижного высшего образования.
В заключение следует отметить, что отношение молодого поколения к труду как смысложизненной ценности в целом меняется с течением времени в негативную сторону, при этом ребята осознают важность трудовой деятельности для их полноценного личностного развития. Однако, как в семье, так и в образовательных учреждениях, следует и дальше разрабатывать условия приобщения школьников к общественно полезному производительному труду. Потому что участие в трудовой деятельности помогает школьнику определиться с выбором будущей профессии, а также реально увидеть связь между хорошим образованием и высокооплачиваемой работой. К тому же, занятость еще на этапе обучения в школе помогает подросткам получить необходимый опыт, и в дальнейшем это приведет к снижению остроты проблемы безработицы среди молодежи.