Соотношение женщин и мужчин в структуре педагогического коллектива общеобразовательных учреждений, несомненно, является достаточно важным социально-экономическим и социально-культурным индикатором статуса и престижа учительской профессии в обществе. Особый научный интерес представляет определение социологического портрета учителя-мужчины и учителя-женщины.
Специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав, который влияет на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы отмечаются большей эмоциональностью, более конфликтны, чаще подвержены смене настроений, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной мере представлены педагоги-мужчины. Однако нужно принимать во внимание то, что женщины сами по своей природе заметно больше предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе способов и приемов педагогического воздействия.
Проблема феминизации педагогических коллективов является не новой. Она стала более актуальной в последние годы в связи с тем, что стал наблюдаться значительный отток мужской части педагогических коллективов в другие сферы деятельности, прежде всего по причинам материального характера.
Для того, чтобы выявить социальные представления о гендерных различиях в профессии педагога, было проведено данное исследование.
В качестве первого метода исследования выбрано анкетирование. Используется выборочный метод исследования в объеме 200 человек. По типу выборка – квотная, пропорциональная.
Перейдем к описанию основных социально-демографических характеристик респондентов, принявших участие в данном исследовании.
В ходе исследования были опрошены жители города Тольятти в возрасте 18-30 лет, это составило 75% (73,7% – мужчины, 76,7% – женщины) и 25% респондентов – в возрасте 30 лет и старше (26,3% – мужчины, 23,3% – женщины).
Обратимся к анализу роли педагога в современном российском обществе. В ходе исследования было выяснено, что значительная часть респондентов (40%) придают большое значение профессии педагога для современного общества, 41% респондентов считают, что педагоги выполняют важную роль в процессе обучения и воспитания. Вызывает волнение тот факт, что не придают особенного значения профессии педагога 19% респондентов. При этом выяснилось, что мужчины намного выше оценивают роль профессии педагога в современном обществе, чем женщины (52,6% против 23,3%).
Далее мы выяснили мнение респондентов о статусе профессии педагога на сегодняшний день. По результатам исследования высоко престижной данную профессию считают 16% опрошенных (21,1% – мужчины, 9,3% – женщины). На среднем уровне ее оценивают 45% опрошенных (38,6% – мужчины, 53,5% – женщины). Считают, что профессия не престижная – 34% опрошенных, из которых 35,1% являются респондентами мужского пола, а 32,6% – женского. И 5% считают что уровень престижа очень низкий. Отметим, что большинство респондентов не считают профессию педагога достаточно престижной. Такие социальные представления циркулируют в современной России, и это оказывает негативное влияние на сознание молодых людей, желающих и «видящих себя» в этой профессии.
Примечателен тот факт, что по результатам исследования на тему трудоустройства современной молодежи, проведенного Н.Б.Горбачевой в 2014 году (N=516 чел.) педагог входит в тройку самых востребованных профессий на рынке труда г. Тольятти [1, с. 131].
Далее мы остановимся на анализе мнений респондентов о наличии уважения и авторитета к представителям данной профессии. Значительная часть респондентов (48%) отметили, что учитель пользуется недостаточным уважением в обществе (45,6% – мужчины и 51,2% – женщины). 25% опрошенных считают, что профессия педагога уважением пользуется, но эти показатели стремительно снижаются. При этом 21% считает, что данная профессия пользуется безусловным авторитетом и в настоящее время. И всего 6% считают, что данная профессия вообще не пользуется уважением и является одной из самых неуважаемых профессий на сегодняшний день. Несомненным является тот факт, что необходимо привлекать внимание общественности к профессии школьного учителя и формировать представление о многомерности данной профессии и ее значимости для общества. Аналогичный вопрос был задан респондентам в ходе проведения социологического исследования Фондом «Общественное мнение» в период с августа 2001 года по октябрь 2014 года [2]. Динамика изменения мнений такова: Количество считающих, что профессия школьного учителя не пользуется уважением неуклонно снижается (с 63% (август 2001г.) до 37% (октябрь 2014 г.)). При этом, доля тех, кто считает, что данная профессия уважаема в обществе растет (с 32% (август 2001 г.) до 54% (октябрь 2014 г.)).
Далее мы выяснили мнение респондентов о том, насколько сегодня заработная плата педагога соответствует уровню требований к представителям этой профессии. В ходе исследования выяснилось, что 55% опрошенных отмечают, что заработная плата совсем не соизмерима тем требованиям, которые предъявляются к современному учителю. Почти треть респондентов (31%) считает, что заработная плата соответствует лишь частично, а 14% считают заработную плату достойной. Если сравнивать респондентов по половому признаку, то женщины чаще отмечали соответствие заработной платы чем мужчины (16,3% против 12,3%). Данный факт подтверждает наше предположение о том, что число женщин, считающих заработную плату достаточной для представителей данной профессии. На наш взгляд, это связано с тем, что уровень притязаний к величине заработной платы у женщин намного ниже, чем у мужчин.
Мы выяснили мнение респондентов о том, как реформы влияют на престиж профессии учителя в обществе. 23% респондентов отмечают положительное влияние проводимых реформ на повышение статуса учителя в глазах населения и общества в целом. О том, что реформы никак не повлияли на восприятие учителя другими людьми отметили 31% опрошенных (26,3% – мужчины и 37,2% – женщины). Отрицательное влияние отметили 21% и затруднились ответить 25% респондентов.
В следующем блоке вопросов мы выясняли о том, какие существуют представления о профессиональных качествах педагогов в соответствии с их гендерной принадлежностью.
Далее мы задали вопрос о том, какие учебные дисциплины преимущественно подходят педагогам-мужчинам и педагогам-женщинам. И женщины и мужчины практически в равном соотношении отметили, что дисциплины естественнонаучного профиля преимущественно подходят педагогам-мужчинам (93%). Респонденты считают, что физкультуру (80%), точные науки (73%), право (58%), экономику (56%) стоит доверять проводить именно мужчинам. Среди предметов, более подходящих для женщин-педагогов выделили изобразительное искусство и музыку (86%), предметы начальной школы (85%), русский язык и литературу (81%), а так же иностранные языки (77%). Стоит отметить, что история и обществознание подходят, как и для мужчин-педагогов, так и для женщин-педагогов (50%). Такую дисциплину как экономика опрашиваемые определили в разряд предметов наиболее подходящих для мужчин-педагогов (56%). При этом стоит отметить, что респонденты мужского пола склонны считать этот предмет «мужским» в больше степени, чем женщины (61,4% и 48,8% соответственно). Таким образом, наше предположение о том, что респонденты считают, что дисциплины естественнонаучного профиля преимущественно должны преподавать педагоги-мужчины, тогда как педагогам-женщинам подходят предметы гуманитарного профиля подтвердилось.
Далее мы спросили респондентов о качествах, которыми должны обладать педагоги-мужчины и педагоги-женщины. Итак, респонденты наделили педагогов-мужчин такими качествами: умение руководить (70%), эмоциональная уравновешенность (69%), объективность (68%), знание преподаваемого предмета (63%), честность (63%). Педагогов женщин респонденты наделили следующими качествами: любовь к детям (78%), интерес к жизни воспитанников (75%), умение слушать и выслушивать (70%), отзывчивость (68%), доброта (64%) и трудолюбие (58%). Как показывает статистика, ответственностью обладают в равной степени и мужчины-педагоги и женщины-педагоги. Что касается терпеливости и дисциплинированности, то эти качества тоже отнесли к мужчинам, но не с большой разницей, 53% и 56% соответственно.
Обратимся к анализу данных о различиях в преподавании между педагогами-мужчинами и педагогами-женщинами. Как показали результаты, большинство респондентов ответили, что различия имеются (88%), остальные 12% опрошенных различий не заметили.
Немаловажным для нас было узнать, как респонденты оценивают преподавание педагогов-женщин. 36% выбрали ответ «хорошо, создают благоприятную психологическую атмосферу». Если рассматривать по половому признаку, то 47% мужчин выбрали именно этот вариант, и 20% женщины. 28% респондентов считают уровень преподавания оптимальным, но отмечают их высокую эмоциональность. 31% респондентов ответили, что для них не имеет значения гендерная принадлежность учителя. Всего лишь 5% отметили, что качество преподавания педагогов-женщин находится на низком уровне по сравнению с педагогами-мужчинами.
Что касается оценки качества преподавательской деятельности, реализуемой педагогами-мужчинами, то ответ «хорошо, создают дружескую атмосферу и поддерживают дисциплину» выбрали 40% респондентов. 21% опрошенных считают, что педагоги-мужчины ведут свои предметы достаточно профессионально, но они слишком строги и требовательны. Для 31% респондентов не имеет значения гендерная принадлежность учителя. И всего 5% отметили, что качество преподавания педагогов-мужчин «оставляет желать лучшего», так как они не считаются с чужим мнением и кроме того, 3% отметили, что они не желают уделять внимание каждому ученику. Из этого следует то, что к мужчинам педагогам в целом относятся приемлемо, но им не хватает тех качеств, которыми обладают женщины: желание помочь каждому ученику и считаться с чужим мнением.
Следующий блок вопросов был направлен на изучение отношения респондентов к преобладанию женщин в социально-профессиональной структуре образовательной системы и к недостатку педагогических кадров мужского пола.
Итак, мы спросили респондентов о том, как они относятся к тому, что в школах в основном работают женщины. Данные показывают, что положительно к этому факту относятся 71% опрошенных. Относительно различий респондентов по половому признаку, отметим, что мужчины намного чаще выбирали именно этот вариант ответа, чем женщины (29,8% и 14% соответственно). Из этого следует вывод о том, что респонденты обоих полов положительно оценивают преобладание женщин в образовательной системе, что подтверждает наше предположение № 4. Около 30 % опрошенных отрицательно воспринимают преобладание женщин в учебных заведениях России, что доказывает необходимость привлечения мужчин-педагогов в образовательный процесс.
О роли женщин-педагогов в образовательном процессе значительная часть респондентов (43%) высказывается весьма позитивно, так как считает, что участие женщин в нем делает образовательную среду гуманнее. 30% респондентов полагают, что женщины-педагоги более заинтересованы в обучении и воспитании подрастающего поколения. Около 15% считают преобладание женщин в школах отрицательным явлением, потому что ученики не должны находиться в сфере преимущественно женского влияния, и 12% отмечают, что в женских коллективах менее благоприятный социально-психологический климат.
Следующим в нашей анкете был вопрос: «Как Вы относитесь к недостатку мужчин в образовательной сфере, именно, в качестве педагогов?». 39 % опрошенных не видят в этом особой проблемы, тогда как большинство опрошенных (61 %) отрицательно относятся к нарастающей феминизации сферы образования. Следовательно, можно сделать вывод о том, что большей части опрошенных небезразлично положение дел в системе образования, и они осведомлены о тенденциях, происходящих в ней, поэтому обозначают недостаток педагогов-мужчин в образовательной сфере как негативный фактор, влияющий на образовательный процесс.
Важным для нашего исследования был вопрос о причинах диспропорционального соотношения женщин и мужчин в образовательной сфере. Большинство респондентов в качестве основной причины указывают неудовлетворенность заработной платой (67%). Далее следует относительно низкая престижность педагогической деятельности (44%). Характерно, что гендерный стереотип в представлениях респондентов проявился у 40 % при выборе такого варианта ответа как «мужественные» профессии с затратой физических сил» больше подходят мужчинам, вследствие чего, они не идут работать в школу. Далее, по мнению 24 % опрошенных именно высокие требования к педагогам останавливают мужчин становиться учителями, а необходимость заполнять большое количество документов, загруженность подготовкой к занятиям и высокие психологические нагрузки как проблему снижения мотивации к профессиональной деятельности отмечается 21 % опрошенных.
О причинах численного превосходства женщин-педагогов в системе общего образования опрашиваемые высказались следующим образом. Большинство отвечают что «женщины лучше находят контакт с детьми» (52,5%), в представлениях 37% опрошенных снова «сработал» гендерный стереотип о «женских» обязанностях, в связи с чем, они считают, что это чисто женская работа. 35% опрошенных утверждают, что женщины выбирают данную профессию потому, что не претендуют на высокую заработную плату, а 38% полагают, что женщины более управляемые, чем мужчины. Здесь отчетливо наблюдается яркий пример гендерной и социально-профессиональной стратификации: российская общественность и педагогическое сообщество давно уже свыклось с таким положением дел, при котором учитель в течение всей жизни вынужден быть зависимым от государства, министерства образования, руководства школой, родителей и учеников. И в этих условиях, мнение 24% опрошенных о том, профессия педагога относится к наиболее безопасным с точки зрения условий труда является сомнительным.
Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что проблема гендерных различий в профессии педагога существует и на сегодняшний день является актуальной. На недостаток в образовательной сфере мужчин-педагогов оказывает воздействие ряд факторов, в число которых входят престижность профессии, заработная плата, личностные качества и др. Сфера образования на данный момент является «феминизированной» в вузах, школах и других учебных заведениях налицо перевес в женском преподавательском составе. Мужчины же в образовании – это редкость, особенно, в школах.
Результаты исследования показали, что большинство мужчин и женщин придают большое значение профессии педагога для современного общества. Статус профессии педагога на сегодняшний день, исходя из результатов исследования, является низким, причиной тому является недостойная заработная плата педагога, которая не соответствует уровню требований к представителям этой профессии. В ходе исследования мы выяснили представления о профессиональных качествах педагогов в соответствии с их гендерной принадлежностью. Мы утверждаем, что, по мнению опрошенных, женщины-педагоги в большей степени, чем мужчины-педагоги проявляют эмоциональность в процессе профессиональной деятельности, тогда как мужчины-педагоги профессионализм во всех его проявлениях. Кроме того, мы выяснили у респондентов, что дисциплины естественнонаучного профиля преимущественно должны преподавать педагоги-мужчины, тогда как педагогам-женщинам подходят предметы гуманитарного профиля. Несмотря на то, что большинство опрошенных принимают как должное факт преобладания женщин в образовательной сфере, многие опрошенные отмечают недостаток мужчин в образовательном процессе, что доказывает необходимость привлечения мужчин-педагогов в эту сферу.