Full text

После Октябрьской революции и установления Советской власти большевики приступают к строительству нового государства. Одновременно властью ставилась задача укоренения нового образа жизни и культуры. В русле создания нового государственного аппарата был создан Подотдел политического просвещения – Главполитпросвет. Его главными задачами было распространение грамотности среди взрослого населения и руководство культурно-просветительной работой на территории страны [1].

Условия для преобразования сферы культуры в выбранном для анализа регионе были очень тяжелыми. Условия гражданской войны и голода начала 20-х годов XX века привели к закрытию многих учреждений культуры, функционировавших еще с дореволюционного периода в Ставрополе. Единственный театр, существовавший в уездном городе, был закрыт в начале 20-х годов в связи с начавшимся голодом.

Чрезвычайно острой явилась проблема с уровнем грамотности среди взрослого населения и условиями обучения детей. Во многих деревнях района не было школ вообще. В тех же, где они существовали в досоветский период, после всех испытаний первых советских лет, школы были закрытыми. Например, в деревне Кунеевке здание школы было передано лесхозу [2]. Сохранившиеся школы были в плачевном состоянии. Чтобы организовать процесс обучения их следовало отремонтировать, переоборудовать, закупить учебные пособия и новую мебель [3].

В 1919 году VIII съезд РКП (б) принял постановление «О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне» [4]. В этом постановлении отмечалось, что низкий уровень знаний по ведению сельского хозяйства и невежество сельчан в целом, становятся серьезным препятствием на пути ликвидации нищеты и бедности в деревне. Для решения всех этих проблем необходимо было основное внимание уделить просвещению сельских жителей. Для выполнения этого плана следовало организовать политическую и культурную пропаганду «нового светлого будущего», которая должна проводиться среди грамотных и среди неграмотных жителей, и введения общего образования.

Советская власть направила много сил и средств для реорганизации школьной сети. В конце 1918 года был принят декрет о создании «Единой Трудовой школы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», который дал старт процессу формирования сети общеобразовательных учреждений, открытию школ для взрослых. Местные власти вкладывали много усилий в эту работу, что выразилось в неуклонном увеличении числа школ в Ставрополе и уезде. Если в 1925 году в Ставропольской волости насчитывалось около 10 школ [5], то в 1926 году их число увеличилось до 16 [6], в 1928 году школ уже насчитывалось 46 [7], к январю 1932 года – 54, в начале 1933 года количество школьных учреждений возросло до 58 [8]. Среди них преобладали школы I ступени, в которых обучение было трех- или четырех летним [1]. Школа II ступени существовала только в Ставрополе [9]. В 1930 году облисполком было принято постановление о введении всеобщего начального обучения на территории Куйбышевской области [10].

Основное внимание в школьной практике обучения этого периода уделяли общеобразовательным предметам и трудовому обучению и воспитанию. В связи с тем, что сельские школы в большинстве случаев были единственными очагами культуры, в их учебно-производственные планы включалась и общественно-полезной работа. Ученики должны были выступать проводниками нового образа жизни и мышления в деревне [1].

Ставрополь был довольно неуютным городком: тротуары отсутствовали, на улицах брод мелкий скот и птица. Деревни и села тоже были невзрачными – деревянные дома, крытые соломой. В домах было душно, грязно и темно. Улицы тоже были запущенными, жители часто вываливали навоз около колодцев или на берег Волги.

Такое положение совершенно не соответствовало «светлой» жизни, которую строила советская власть, поэтому были задействованы все средства и все ресурсы, чтобы изменить облик поселений и быт их жителей.

Школам было предписано вести активную агитационную работу среди населения. Можно выделить несколько направлений общественно-полезной работы школ. Это – участие в праздновании «революционных праздников и кампаний» и мероприятий, проводимых сельсоветами; антирелигиозная пропаганда; распространение знаний, полученных в школе в семьях учеников; агитация за здоровый образ жизни и соблюдение норм гигиены; организация подписки на газеты; постановка спектаклей; работа среди женщин.

Учащиеся вместе с работниками школ выполняли различные поручения сельсоветов: участвовали в организации перевыборов сельсоветов, разносили повестки на общие собрания, рисовали плакаты, лозунги, писали объявления, разъясняли необходимость посещать советские митинги, принимали участие в субботниках [11]. Привлекали школьников к организации и участию в новых советских (революционных) праздниках, например, Дни урожая или Большевистская весна [12].

Активно привлекались школьники и их учителя к антирелигиозной работе среди сельчан, в особенности среди женщин, т.к. именно они в большинстве своем, крайне негативно относились к любым антирелигиозным мероприятиям советской власти. В производственном плане на 1928/29 учебный год Нижне-Санчелеевской школы I ступени было зафиксировано: «провести борьбу с религиозными верованиями, предрассудками, суеверием и знахарством, используя в большей степени естествоведческий материал» [13].

Учитывая низкий уровень грамотности взрослого населения, особенно сельского, учащиеся школ должны были занимались распространением знаний по научному ведению сельского хозяйства. Они должны были «передавать домашним все проводимые в классе беседы по сельскому хозяйству», агитировать за «культурную» обработку земли и рациональный уход за домашним скотом [14].

Важным звеном политической пропаганды, в том числе и формирования нового стиля жизни, являлась периодическая печать. Школы были обязаны способствовать распространению газет среди местного населения. В школах силами учеников и учителей издавались стенгазеты, через них выписывались газеты, также школьные работники совместно с учащимися должны были вести учет подписчиков на газеты в своем селе [15].

Обстановка в деревенских домах была скудная, царила грязь, поэтому школьников обязывали бороться за соблюдение своими односельчанами правил личной гигиены, охрану окружающей среды и соблюдение санитарных норм на улицах сел, бороться против пьянства, самогоноварения, хулиганства и ругани [1]. Практически во всех производственных планах школ Ставропольского района, так или иначе, отражено это направление культурной работы. К примеру, в производственном плане Александровской школы I ступени отмечена необходимость борьбы «с грубым обращением побоями, хулиганством, бранью», а в плане Ташлинской школы I ступени зафиксирован пункт о борьбе «с клопами и тараканами в домах учащихся» [16]. Перед учащимися Отважинской школы стояла задача агитировать односельчан за вывоз навоза «на поле и в сады, а не на берег Волги и не засоряли и загрязняли таковую» [17].

Школьники также организовывали спектакли и «детские вечера», устраивали читку вслух газет в красных уголках и у себя дома для своих неграмотных родственников и односельчан. Уделялось в общественной работе школ внимание и воспитанию дошкольников. Учениками Александровской школы устраивались для них утренники, организовывались совместные игры [18].

Учащиеся Ставропольской сельскохозяйственной школы животноводства, расположенной в бывшем имении графа Орлова-Давыдова в селе Усолье, неоднократно проводили литературные вечера и спектакли не только для своих односельчан, но и для жителей других сел и Ставрополя. Ученики этой школы – бывшие воспитанники детских домов – охотно участвовали в такой распространенной в 20-е годы форме организации досуга как «синяя блуза». Со своими номерами, представлявшими из себя коллективную декламацию, злободневные частушки и физкультурные номера, они выступали перед ставропольчанами в доме Крестьянина [19].

Очень острой была проблема преодоления неграмотности среди взрослого населения Ставрополя и сел, и учащиеся школ должны были стать образцом для своих родственников. Для неграмотных крестьян устраивались чтения в школах, в помещениях волостных Советов крестьянских депутатов, в избах-читальнях. «Предметом чтения должны быть декреты и обязательные постановления с популярными, особо для того издаваемыми и рассылаемыми центром толкованиями, и статьи постоянно обновляемой и пополняемой народной хрестоматии» [20]. Учащиеся и работники школ обучали неграмотных и агитировали за посещение изб-читален [21].

Самарская губерния всегда являлась многонациональной. На территории ее в начале 20-х годов XX века кроме русского, украинского и белорусского населения, проживали латыши, поляки, евреи, немцы, а также представители коренного населения Поволжья: татары, чуваши, башкиры, мордва и другие народы [22]. Развитие школьного и внешкольного образования в районах, где компактно проживало нерусское население, сопровождалось большими сложностями. Зафиксированы случаи, когда родители, особенно матери, не пускали в школу и даже прятали детей, так как боялись, что добром это для них не окончиться [23].

Кроме боязни обучения в школе, власти столкнулись еще и с объективными трудностями: отсутствовали педагогические работники, которые могли бы обучать нерусское население, и учебники, а также ощущалась острая недостача школ и культурно-просветительных учреждений в подобных селах [1]. Поэтому перед учителями и работниками культуры ставилась задача «поднять общий культурный уровень населяющих губернию нерусских народностей и при бережном отношении к их бытовым особенностям и родному языку изжить тот религиозный фанатизм и национальную исключительность, которые остались в наследство от старого строя» [24]. С целью реализации этой задачи в области создавался Совет национальных меньшинств. На него возлагались определенные функции губернского отдела народного образования среди определенной народности. Совет должен был контролировать организацию культурно-просветительной работы на местах. К работе с неграмотными представителями нерусских народностей Поволжья привлекали молодежь. Местным комсомольским организациям была поставлена задача: «Каждая комсомольская организация должна установить точный учет неграмотных комсомольцев, прикрепить их к ликпунктам, к грамотным комсомольцам и т. д. Вся компания проходила под лозунгом: «К XII международному дню молодежи не должно остаться неграмотных среди членов РЛКСМ нацменьшинств» [25].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что одновременно с развитием обучения грамоте шло становление органов народного образования с учетом специфики многонациональной Самарской губернии.

Предпринятые властями меры способствовали созданию и увеличению в деревне пунктов ликвидации неграмотности и курсов для обучения взрослого населения. Тем не менее, особых изменений в ситуации с ликвидацией неграмотности не происходило. Люди не изъявляли желания учиться, недоумевали, как это может изменить их жизнь к лучшему. Поэтому властям приходилось прибегать к различным мерам воздействия. В школах, избах-читальнях и в местных Советах устраивали спектакли, высмеивающие нежелающих учиться, распространенной была и такая форма работы как агитсуды, посвященные процессам над косным неграмотным населением.

Благодаря всем этим усиленным мерам советских и общественных организаций, школ, их работников и учащихся ситуация в сфере культуры и образования начала изменяться в лучшую сторону. Результаты переписи населения 1926 года показали, что число грамотных среди жителей Самарской губернии составляло более 51 процента [26], а Ставрополе эти показатели превышали 59 процентов [26]. В 1937 году в Куйбышевской области количество неграмотных среди взрослого населения было всего от 5 до 6 процентов [28].

Медленно, но неуклонно в жизнь Ставрополя и уезда проникал новый образ жизни. В Ставрополе в 1925 году был создан первый пионерский отряд, который носил имя М.И. Калинина [29]. Пионеры в 1927 году прияли участие в праздновании дня Урожая, вылившемся в грандиозную демонстрацию достижений советской власти за 10 лет.

Значительно оживилась культурная жизнь Ставрополя после открытия в нем в 1930 году педагогического техникума, готовящего кадры будущих учителей для сельских школ. Учащиеся техникума не только помогали в решении задачи преодоления неграмотности, но и активно пропагандировали новую культуру. При техникуме был создан оркестр народных инструментов. Учащиеся выступали с концертами на полевых станах, на слетах ударников труда, на праздниках Дня Урожая. Силами студенческого хора в год организовывалось от 20 до 30 концертов для жителей Ставрополя и сел района [30].

Таким образом, школа, ее работники и ученики сыграли значительную роль в формировании нового советского образа жизни в аграрной глубинке, способствуя распространению культуры и грамотности.