Full text

Бурное развитие города Тольятти как территориально-производственного комплекса индустриального характера полностью относится ко второй половине ХХ века. Это время строительства и развития промышленных предприятий в городе определило особенность экономического ландшафта и социального портрета молодого индустриального города [1]. Уникальный, для того времени, масштаб построенных отраслевых предприятий сформировал базовые группы отраслей промышленности, которые доминируют практически до сих пор, на рынке Самарской области и имеют общегосударственное значение.

Формирование базовых отраслей структуры хозяйства в городе относиться к началу 50-х концу 70-х гг. Первой промышленной базовой отраслью городского хозяйства стала электроэнергетика. Строительство и ввод в строй Куйбышевской гидроэлектростанции (ГЭС) 1950–1057 гг. во многом предопределил дальнейшую индустриальную специализацию не только городской, но и региональной экономики.

Параллельно с возведением ГЭС сформировалась вторая – строительная отрасль. Её представлял крупнейший строительно-монтажный комплекс предприятий «Куйбышевгидрострой». Организатор и руководитель «Куйбышевгидростроя» Иван Васильевич Комзин, в период с 1950 по 1958 г. руководил строительством Волжской ГЭС им. В. И. Ленина (Куйбышевская ГЭС была переименована в 1958 г.). Под его руководством «Куйбышевгидростроем» в городе были построены завод «Волгоцеммаш», Тольяттинский электротехнический завод и ещё 30 крупных заводов страны. Именем И. В. Комзина названа улица в Портпоселке города Тольятти.

Строительство ГЭС и Северного промузла требовало привлечения в город большого число специалистов и рабочих. До 1953 г. основной рабочей силой на строительстве плотины были заключённые лагерей Кунеевского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ). Вместе с тем, для размещения приезжающих работников и членов их семей с начала возведения плотины была выбрана старая советская модель жилищного строительства – временное жильё барачного типа. Самые первые из них были построены в районе современной железнодорожной насыпи у станции «Жигулёвское море» и близлежащих местах. Рабочие размещались в двухэтажных (до 32 комнат) бараках, разделённых на комнаты площадью от 9–20 кв.м, каждая на одну семью. Бараки имели только центральное электроснабжение и печное отопление (уголь, дрова). Водопровода и канализации не было, окрестное население обслуживали несколько общественных бань. Не сильно отличалось от рабочих жильё для специалистов. Бараки для инженерно-технических работников были рассчитаны на 2–4 семьи, каждая из которых занимала 2-3 комнаты. Это создавало огромное количество бытовых проблем. Некоторые из семей прожили в них более двадцати лет. Расселение жителей бараков было завершено к концу 70-х годов. Многие бывшие жители вспоминают об особой теплой атмосфере быта, сложившейся в те времена. С 1958 г. «Куйбышевгидростроем» 20 лет руководил Николай Федорович Семизоров, под руководством которого в городе были построены не только заводы – ВАЗ, «ТольяттиАзот», в короткие сроки строились целые улицы и кварталы, десятки школ и детских садов, «Дворец спорта», «Медгородок», кинотеатр «Сатурн». «Он построил наш дом – Тольятти!»,- тепло отзывались соратники, вспоминая Николая Федоровича. И горожане назвали в честь знаменитого земляка бульвар, и перед бывшим зданием «Куйбышевгидростроя» был открыт памятник – бюст Семизорову Н. Ф. (2002 г.) скульптора Р. И. Боян.

До второй половины 60-х годов градостроительная роль предприятий стройиндустрии и промышленности из-за ведомственной разобщенности сводилась к функциональному зонированию и появлению изолированных посёлков: Комсомольский, Шлюзовой, Соцгород и др., что не способствовало развитию города как целостного, единого организма [2].

Третьей базовой отраслью хозяйства Тольятти составили химические предприятия «Синтезкаучук», «КуйбышевФосфор», «ТольяттиАзот», «Волгоцеммаш» и др. Планирование, строительство и развитие производства крупных промышленных объектов, размещённых в городе, всегда находилось под контролем центральных партийных и государственных органов и получало целевое финансирование. Государство определяло масштаб и направления грандиозных задач промышленного строительства и сформировало поколение руководителей и работников, выросших в атмосфере подъема советской науки и техники 50-х – начала 60-х годов, ставших локомотивом модернизации экономики. Для привлечения организованной рабочей силы на предприятия три раза крупные объекты химической отрасли объявлялись комсомольскими стройками: в 1959 г. – «Синтезкаучук», в1962 г. – КуйбышевФосфор» и в 1976 – «ТольяттиАзот».

В разные годы руководителями крупнейших предприятий химической отрасли были: Волков А. С., Герасименко В. И., Комин А. В., Махлай В. Н. и др. Под их руководством ведущие предприятия города сохраняли производство и трудовые коллективы, адаптировались к новым, рыночным условия и развивали передовые технологии в своих секторах экономики.

Четвёртой базовой отраслью города Тольятти, с которой он приобрёл статус столицы страны, стала автомобильная. Флагман автомобилестроения страны – Волжский автомобильный завод (ВАЗ) начал свой век в 1966 году, когда на заседании ЦК КПСС и Совета Министров было принято решение о его строительстве в Куйбышевской (Самарской) области.

Предприятие возводилось при техническом сотрудничестве с фирмой «ФИАТ». Государство привлекало к возведению крупнейшего объекта города широкие массы населения, как из России, так других республик Советского Союза. В 1967 г. ВАЗ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Руководство страны связывало с проектом строительства ВАЗа решение ряда задач и проблем [6]. Поднять уровень жизни людей, увеличить товарную массу, пробиться к передовым технологиям и мировому опыту организации производства, создать предпосылки для широких торговых связей с иностранными партнерами [7].

Последовательное освоение производства, проводимое в условиях продолжающегося строительства, позволили начать в 1970 году выпуск автомобилей, а в 1973 г. выйти на стабильный выпуск 1800 автомобилей и подготовить завод к сдаче его Госкомиссии в ноябре 1973 года [3].

Строительство завода стоило государству 1,5 млрд рублей [4]. Выйдя на проектную мощность, каждый год автогигант давал 1,5 млрд рублей прибыли. В условиях жесткой планово-распределительной системы, когда предприятие лишено экономической самостоятельности, ВАЗ был необходим как противовес тем заводам и даже целым отраслям, которые все более «работали на себя». Во второй половине 70-х и начале 80-х годов завод давал до 1% валового национального продукта [8].

С 1975 по 1982 г. на Волжском автозаводе была создана исследовательская и производственная базы, позволившие в дальнейшем начать выпуск переднеприводного и полноприводного поколений автомобилей [5].

С началом строительства Волжского автозавода начинается новый этап развития жилищно-коммунального хозяйства города. Параллельно со строительством завода в 1968 г. было решено возвести новый район города с благоустроенным жильем. Строительство нового района велось в соответствии с генеральным планом. Главной его особенностью являлась – квартальная застройка со всеми объектами необходимой социальной инфраструктуры. Автозаводский район возводился как любимое детище государства и Волжского автозавода. Привлекались лучшие специалисты и предприятия. Это хорошо иллюстрирует один факт. В отделочных работах боковых стен широкоэкранного кинотеатра «Сатурн» участвовали восемь художников-монументалистов мастерской Художественного фонда СССР. Созданием мозаичного орнамента на южном и северном фасадах «Сатурна» руководил А. В. Васнецов, внук известного русского живописца В. М. Васнецова.

С 1967 по 1972 г. в Автозаводском районе было построено около 1 млн 177 тыс. квадратных метров жилья. К этому времени в новом городе проживало более 100-тыс. человек. Бурные темпы жилищно-коммунального строительства в городе заставляли искать новые подходы. Менять устоявшиеся стереотипы и нормы. Всё это сделало облик Тольятти самобытным. Роль ВАЗа в строительстве Автозаводского района невозможно переоценить. Это яркий пример социально ориентированной политики предприятия, которая позволила в исторически короткий срок превратить город в крупнейший индустриальный центр с многофункциональной, развитой инфраструктурой [2].

Несмотря на бурный рост городов в ХХ веке, в России остро ощущается их недостаток. Наша страна по насыщенности сети городов сильно уступает развитым странам. В городе Тольятти сложился богатейший опыт создания нового городского поселения, его обустройства и развития. Сейчас для этого не хватает ресурсов – прежде всего… людей. Поэтому нужно использовать возможности существующих городов. Надо помочь многим из них стать истинными городами, удобными для жизни их обитателей.

Промышленность, заложенная как фундамент развития хозяйства, по-прежнему является основой тольяттинской экономики. Ведущие предприятия города входят в список «Тор500 крупнейших компаний России» за 2007 г. ОАО «АВТОВАЗ» – 19 место, ОАО «ТольяттиАзот» – 231 место и ОАО «КуйбышевАзот» – 270 место. Каждое из них является единственным в своём роде в стране и обеспечивает работой смежные предприятия во всех уголках нашей Родины. Доля ОАО «АВТОВАЗ» на рынке легковых автомобилей страны составляет более 25%, ОАО «ТольяттиАзот» занимает примерно 20% российского рынка аммиака и 7,6 % мирового.

Таким образом, эволюция отраслевой, промышленной структуры города прошла за период второй половины ХХ века четыре этапа.

Первый – с 1949 по 1966 г., когда были построены ГЭС и Северный промузел. Заложены основы энергетики и развиты строительные мощности Куйбышевгидростроя.

Второй этап – 1967–1986 гг. – строительство ВАЗа, Автозаводского района и наращивание производства химической отрасли (рост мощностей «КуйбышевАзота» и строительство «ТольяттиАзота»).

Третий этап – 1986- 1991 – в этот период прекращается крупное промышленное строительство в связи с ухудшением экологической ситуации, продолжается функциональное развитие города и его инфраструктуры.

Четвертый этап – 1991–2008 гг. – время перехода от советской системы хозяйствования к рыночной экономике, приватизация и кризисные явления в хозяйстве города.

Приватизация крупных предприятий города, и превращение их в частные, акционерные общества в 90-е г.г. постепенно сделали хозяйство города многоукладным. Развивались различные формы собственности – индивидуальная частная, акционерная, государственная, муниципальная и др. Некоторые предприятия сложной хозяйственной структуры Тольятти оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления. Результаты переходного периода от советской системы к рынку в 90-е годы отличаются особой противоречивостью.