Современное двухуровневое образование (бакалавриат и магистратура) дает широкие возможности образовательным учреждениям для реализации программ магистратуры, которые отвечают интересам студентов, региональным запросам и научной деятельности кафедр, осуществляющих реализацию программ. Согласно федеральному государственному образовательному высшего образования программа магистратуры направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» может быть реализована в заочной форме обучения [1], что позволяет выпускникам, получившим диплом бакалавра работать в образовательных учреждениях и совмещать обучение по программе магистратуры с трудовой деятельностью.
Кафедра иностранных языков факультета истории и международных отношений разработала основную профессиональную образовательную программу магистратуры «Профессионально-ориентированная иноязычная компетентность в гуманитарном образовании», которая особенно востребована среди выпускников факультета, поскольку обучение бакалавров осуществляется по программе направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки («история и английский язык», «обществознание и английский язык)». Профиль магистратуры позволяет реализовать гуманитарную составляющую исторических и общественных дисциплин и широкий потенциал иноязычной коммуникативной компетенции выпускников.
Вступительные испытания в магистратуру отражают комплексный характер знаний, навыков, компетенций, которыми владеет выпускник. Поэтому и сам экзамен носит комплексный характер и состоит из теоретического вопроса по методике обучения иностранному языку; беседы с абитуриентом на основе мотивационного письма на английском языке (подготовлено заранее); письменного теста, проверяющего общий уровень иноязычной коммуникативной компетенции. Мотивационное письмо позволяет проверить не только лингвистическую компетенцию абитуриента, но и выяснить профессиональные склонности, интересы и возможный педагогический и научно-исследовательский опыт будущего магистранта. Разработаны критерии оценивания: в устном ответе по теоретическому вопросу принимается во внимание содержание и полнота ответа, владение терминологией по специализации (20 баллов) ;логичность построения структуры ответа и культура речи (20 баллов); в беседе с абитуриентом по содержанию мотивационного письма принимается во внимание содержание и стиль изложения мотивационного письма (15 баллов) и беседа с экзаменатором: реакция на вопросы, беглость и лексико-грамматическая правильность речи (15 баллов). Тест проверки общего уровня иноязычной коммуникативной компетенции состоит из 30 вопросов (30 баллов). Максимальное количество баллов, которое может получить абитуриент - 100. Таким образом, вступительные испытания проверяют готовность магистранта к освоению основной образовательной программы и с теоретической, и с практической точки зрения.
Согласно стандарту основной целью образовательной программы является формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускникам магистратуры успешно реализовывать профессиональную деятельность учителя иностранного языка и его функции в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Цель достигается путем решения следующих задач:
- формирование у магистрантов профессионального педагогического мышления,
- совершенствование межкультурной компетенции в рамках изучения иностранного языка;
- освоение основных способов исследования особенностей иноязычного и гуманитарного образования в общеобразовательной школе;
- овладение современными технологиями обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС в общеобразовательных учреждениях;
- развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций, в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки;
- формирование исследовательских компетенций в области профессиональной педагогической деятельности;
- формирование профессиональных компетенций для обеспечения методически грамотного планирования и осуществления учебного процесса иноязычного образования в условиях реализации ФГОС;
- развитие у магистрантов умений анализировать, обобщать результаты, применять свои знания на практике.
В области воспитания целью программы магистратуры является развитие у студентов личностных качеств, способствующих их активной гражданской позиции, любви к Родине, широкому кругозору, творческой активности, инициативности, целеустремленности, организованности, проявления трудолюбия, ответственности, самостоятельности, приверженности национальным культурным ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели.
Видами профессиональной деятельности магистрантов выбраны научно-исследовательская и педагогическая, которые обеспечиваются соответствующими общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [1]. Методическая деятельность не предусмотрена как отдельный вид деятельности, поскольку она обеспечивается широким набором дисциплин, обеспечивающих методическую подготовку магистранта, и педагогической практикой.
Доля научно-педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, составляет 100% (требования стандарта – не менее 80%). Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, – 100 % (требования стандарта для программы академической магистратуры – не менее 80%) [1]. Доля работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), должна быть не менее 5 %для программы академической магистратуры (в данном случае 7, 6 % с привлечением руководителя Рязанского института развития образования). Таким образом, кадровый состав обеспечивает качественную профессиональную подготовку магистрантов к будущей педагогической деятельности.
Базовый блок дисциплин магистратуры направления «Педагогическое образование» является инвариантным для всех программ данного направления и включает дисциплины: «Методология и методы научного исследования», «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Деловой иностранный язык», «Информационные технологии в образовательной деятельности», которые обеспечивают формирование соответствующих направлениям деятельности магистранта общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также профессиональной вузовской компетенции, обеспечивающей профессиональную лингвистическую подготовку магистранта, а именно готовность к проявлению межкультурной компетенции в профессиональной деятельности (педагогической, научно-исследовательской). Дисциплины базового блока в основном ориентированы на научно-исследовательскую работу, что совершенно закономерно. По мнению Е.В. Воеводы «целесообразная организация научной работы магистрантов и повышение качества магистерских диссертаций в стране в целом – это условие принципиального улучшения качества и диссертаций более высокого уровня» [4].
Дисциплины вариативного блока обеспечивают интегративный характер иностранного языка как учебного предмета гуманитарного направления, а также отвечают профессиональным и научным интересам преподавателей кафедры и научных руководителей магистрантов, обеспечивая методическую составляющую профессиональной педагогической компетентности обучающихся: «Профессиональная педагогическая компетентность в иноязычном образовании», Технологии интеграции учебных предметов гуманитарного цикла», «Библиографическая культура научного труда», «Иноязычное образование в развитии дошкольников и младших школьников», «Методика обучения английскому языку в средней школе», «Методика соизучения языков и культур в профильных гуманитарных классах», «Особенности перевода исторической лексики».
Дисциплины по выбору раскрывают различные аспекты иноязычного образования: «Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка», «Обучение аналитическому чтению», «Социокультурное пространство региона и иноязычное образование», «Английский язык в межкультурной коммуникации»; рассматривают различные формы учебной деятельности: «Интерактивные формы работы на уроке», «Проектная деятельность в системе образования»; а также формируют общекультурные компетенции: «Нормы академического письма и красноречия».
Небольшое количество часов, выделенных в программе для языковых дисциплин, компенсируется преподавателями путем проведения практических и частично лекционных занятий на английском языке. Такие дисциплины, как «Профессиональная педагогическая компетентность в иноязычном образовании», «Социокультурное пространство региона и иноязычное образование», предусматривают написание студентами эссе на темы «My Idea of a Modern Foreign Language Teacher», «Home, Sweet Home» и др. Кроме того, студенты разрабатывают этапы занятий на английском языке для школьников и студентов по определенным темам, связанным с диссертационным исследованием.
Избранным видам деятельности программы (научно-исследовательская, педагогическая) соответствует набор практик: научно-исследовательская работа с семинаром – 1-3 курс; учебная практика (научно-исследовательская) – 1 курс; производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая) – 2 курс и преддипломная практика – 3 курс [1]. В процессе прохождения практик магистранту необходимо овладеть методами исследования и проведения экспериментальных работ и правилами использования исследовательского инструментария; методами анализа и обработки экспериментальных и эмпирических данных, средствами и способами обработки данных; научно-теоретическими подходами отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме, методами анализа данных, накопленных в научной отрасли по теме исследования; способами организации, планирования и реализации научных работ, навыками оформления результатов научно-исследовательской деятельности; интегративными навыками и умениями для работы над магистерской диссертацией; профессиональными компетенциями, необходимыми для работы в профессиональной сфере.
Основополагающим компонентом подготовки магистранта является научно-исследовательская деятельность, которая состоит в приобретении навыков научного исследования, результаты которого находят отражение в научных публикациях магистранта. В течение первого года обучения магистранты опубликовали 12 статей в научно-методическом электронном журнале «Концепт» с размещением в РИНЦ (спецвыпуск № 8, 2017 г.). Некоторые магистранты опубликовали в течение года по две статьи по теме исследования. В рамках ежегодной научной конференции студентов и молодых ученых во время Недели науки в РГУ имени С.А. Есенина магистранты приняли участие в работе секции «Лингводидактические аспекты обучения иностранному языку», а также в работе VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Проблемы современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков» на базе Государственного социально- гуманитарного университета (г. Коломна Московской области).
Темы магистерских диссертаций утверждаются с учетом пожеланий магистранта по согласованию с научным руководителем и в рамках тематики научно-исследовательской работы кафедры. Так, например, в 2016-207 учебном году утверждены следующие темы магистерских диссертаций: «Игровая деятельность как средство мотивации младших школьников к изучению иностранного языка», «Обучение младших школьников чтению иноязычных текстов с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий», «Использование сказок при формировании коммуникативной социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней школе», «Формы организации занятий по иностранному языку с дошкольниками», Формирование универсальных учебных действий при работе с иноязычным текстом», «Организация самостоятельной работы обучающихся с Интернет ресурсами в иноязычном образовании», «Формирование межкультурной компетенции обучающихся при использовании страноведческого материала», «Формирование профессиональной иноязычной компетенции при работе с деловой документацией», «Повышение мотивации к изучению иностранного языка при использовании информационно-коммуникативных технологий», «Взаимодействие профессиональных и общекультурных компетенций в иноязычном образовании», «Формирование социокультурной переводческой компетенции в профессиональной коммуникации», «Аудиовизуальные технологии при обучении профессионально-ориентированному переводу в гуманитарном образовании» и др. Можно заметить, что некоторые темы связаны с обучением младших школьников, другие с обучением в вузе. Есть темы, затрагивающие актуальные вопросы современной лингводидактики, такие как мотивация в обучении иностранным языкам, информационные технологии и т.д. Тематика диссертационных исследований отражает требования современных стандартов: формирование универсальных учебных действий (ФГОС СОО) [2], общекультурные и профессиональные компетенции (ФГОС ВО) [1].
Богатый практический профессиональный опыт приобретают магистранты, участвуя в университетских и муниципальных проектах. Так, ежегодно для студентов факультета истории и международных отношений проводится встреча с выпускниками – учителями истории и английского языка, в рамках которой проводятся мастер-классы по планированию организации уроков истории и английского языка в школе: «Магия школы или школа магии». Магистранты также принимали участие в жюри конкурса знатоков английского языка «Мир и я» на базе Рязанского городского Дворца детского творчества. Участие в такого рода профессионально-ориентированных проектах дает неоценимых опыт, мотивирует магистрантов к профессиональному росту и поднимает самооценку обучающихся.
Особенно актуальными для магистрантов заочной формы обучения мы считаем разработку дистанционных курсов в оболочке Moodle, которые позволяют магистрантам в любое время, находясь в любом удаленном от учебного заведения месте, иметь доступ к материалам лекций и практических занятий, выполнять задания и размещать их в дистанционном курсе для последующей проверки преподавателем. Создание дистанционных курсов обучения отвечает требованиям стандарта, особенно в контексте приоритета инклюзивного образования. В настоящее время ведущими преподавателями разработаны дистанционные курсы по дисциплинам и практикам: «Методология и методы научного исследования», «Современные проблемы науки и образования», «Профессиональная педагогическая компетентность в иноязычном образовании», «Социокультурное пространство региона и иноязычное образование», «Лингвострановедческий аспект в обучении иностранному языку», «Научно-исследовательская работа с семинаром», «Научно-исследовательская практика».
В дистанционные курсы загружаются преподавателями: материалы и презентации лекций, планы практических и семинарских занятий, тематические статьи для изучения, образцы заполнения отчетов, задания для магистрантов, видеофильмы; магистрантами: презентации, разработки этапов урока по теме, эссе, статьи, методологический аппарат и оглавление магистерской диссертации, отчеты по практике и т.д. Материалы, подготовленные магистрантом и размещенные в дистанционном курсе, могут быть основой е-портфолио магистранта и быть использованы на государственной итоговой аттестации.
Мы согласны с мнением Т.Г. Везирова, что «новые образовательные результаты достаточно сложно достичь на уровне традиционного научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов. Необходимы инновационные методики, технологии и формы обучения, новый уровень готовности педагога и студента магистратуры в организации образовательной деятельности и профессиональном становлении. Поэтому приоритетным становится проектирование и развитие новой образовательной среды, значимая часть которой размещается в сетевом пространстве, где преимущественно происходит развертывание внеаудиторной самостоятельной работы студентов магистратуры» [3, с.1].
Опыт руководства магистерской программой и организации обучения по программе магистратуры «Профессионально-ориентированная иноязычная компетентность в гуманитарном образовании» показывает, что, отвечая требованиям стандарта, программа удовлетворяет интересы магистрантов, формируя, как профессиональные компетенции, необходимые для осуществления образовательной деятельности в образовательных учреждениях общего, среднего профессионального и высшего образования (школы, колледжи, вузы), учреждениях дополнительного образования (центры развития, лингвистические центры), так и общекультурные компетенции, обеспечивающие готовность вести научные исследования в профессиональной области (сфера образования, социальная сфера, культурная сфера).