Решающая роль в развитии региона принадлежит инвестициям. Однако в Краснодарском крае существуют некоторые особенности и трудности формирования финансового обеспечения развития экономики региона за счет бюджетной и банковской систем. Основной упор в формировании финансового обеспечения делается на эти две структуры потому, что регулирование и прогнозирование их деятельности, а, следовательно, и ее результатов представляется в большей степени возможным, нежели остальных внешних инвесторов.
В рамках повышения финансового обеспечения туристского региона Краснодарского края с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. на территории субъекта будет проведен эксперимент, который предполагает развитие курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма и осуществления его оценки. Эксперимент проводится посредством установления и введения на территории платы за пользование инфраструктурой в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры. При этом финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта РФ, возникающих, в связи с проведением эксперимента, осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта.
Размер курортного сбора не может составлять более ста рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения и может быть дифференцирован в зависимости от сезонности (в том числе снижен до 0 руб.), в 2018 г. – не более 50 руб. предполагаемая ставка курортного сбора соответствует международному опыту установления ставок сборов за пользование туристической и (или) курортной инфраструктурой. При этом необходимо отметить, что во многих странах (Хорватия, Словакия, Белоруссия, Австрия, Болгария, Венгрия, Чехия) законодательно закреплено взимание курортного сбора, размер которого варьируется от 0,6 до 3 евро в сутки в случае фиксированной ставки.
Введение курортного сбора не является новинкой для нашей страны. Аналогичный платеж был введен в 1991 г., величина которого не превышала 5% от установленного законом минимального размера оплаты труда. На территории Краснодарского края аналогичный сбор начал действовать с 1997 г. [3]. Плательщиками являлись физические лица, прибывшие на курорты федерального, регионального и местного значения. Курортный сбор необходимо было оплатить в течение трех дней с момента пребывания на курорт. К категории граждан, освобождавшихся от уплаты сбора, относились льготные категории граждан, командировочные, а также прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты и базы отдыха.
На администраторов гостиниц и представителей квартирно-посреднических организаций была возложена обязанность по взиманию курортного сбора, а также возложена функция регистрации прибывших граждан. Туристы, проживающие в палатках и кемпингах, должны были уплачивать курортный сбор самостоятельно в банковские учреждения или в органы местного самоуправления.
Проанализировав опыт предыдущих лет, была выявлена особенность, что взимание и администрирование курортного сбора является сложной задачей. Поэтому с введением Налогового Кодекса курортный сбор был упразднен.
Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края насчитывает порядка 3,5 тыс. средств размещения и около 8 тыс. квартиросдатчиков. При этом ежегодно отмечается тенденция возрастания турпотока. В 2016 г. он составил около 16 млн. человек.
Доля туристов, приходящихся на организованный сектор, который представлен санаториями, пансионатами, домами и базами отдыха и т.д., составляет порядка 30%. Оставшиеся средства размещения, так называемый неорганизованный отдых, посетили около 6 млн. человек. Порядка 3,5 млн. человек были представителями экскурсантов либо однодневных посетителей курортной зоны. Учитывая вышесказанное, отметим, что особенность турпотока курортов Краснодарского края заключается в следующем: наибольшая доля туристов (2/3 потока) приходится на неорганизованный отдых, т.е. без санаторно-курортных и туристских путевок. Следует логичный вывод, что потенциальные поступления в бюджет края снижаются.
Кроме того, проблемой является непредставление сведений владельцев частных домов, гостиниц в Единую государственную информационную систему, которая носит добровольный характер. Также предприниматели отказываются от классификации собственных средств размещения, нарушают налоговое законодательство (не оплачивая обязательные сборы), не соблюдают санитарные и пожарные требования, предъявляемые к гостиницам.
В этой связи повторно возникает проблема администрирования и взимания курортного сбора на территории Краснодарского края.
Согласно законодательству граждане России, которые временно прибывают в другой регион, обязаны зарегистрироваться по месту пребывания при условии нахождения на территории региона более 90 дней. Однако данное требование не относится к туристам, размещающихся в гостиницах, пансионатах, домах отдыха и т.д. Данная поправка была внесена в закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [2].
Таким образом, отсутствие обязанности в законодательстве регистрации туристов осложняет процесс администрирования курортного сбора на территории Краснодарского края, особенно в части неорганизованного отдыха, т.к. на них приходится весомая доля турпотока.
В мировой практике достаточно распространены различные виды разовых сборов с отдыхающих. Эти сборы являются дополнительными доходами местных бюджетов, которые используются на развитие инфраструктуры, благоустройство территории, содержание пляжей, на природоохранные мероприятия. При этом опыт других стран показывает, что подобные сборы взимаются гостиницами при поселении и регистрации туристов.
Возвращаясь к специфике Краснодарского края, исходя из возможности администрирования, дополнительные расходы по уплате сбора коснутся практически только организованных туристов. Нагрузка по обеспечению собираемости курортного сбора ляжет на организованные (коллективные) средства размещения. Важно отметить, что как раз от этих организаций доходы в бюджет составляют 90% всех поступлений санаторно-курортного, туристского и гостиничного комплекса. Эффективный механизм по взиманию курортного сбора с неорганизованных туристов, проживающих в индивидуальных средствах размещения и в квартирах, сдаваемых в наем, не разработан. Возможным решением проблемы может стать опыт советского периода – использование квартирно-посреднических служб, квартальных комитетов либо создание специально уполномоченных организаций.
Рассмотрение курортного сбора в качестве дополнительного бюджетного дохода и эффективного фактора стимулирования развития туристско-рекреационного комплекса следует начинать с определенных мероприятий, включающих следующие направления.
1. Необходимо упорядочить частный неорганизованный сектор при помощи введения обязательных требований к классификации индивидуальных средств размещения. В настоящее время отсутствует отлаженный механизм регулирования ответственности по отсутствию обязательного классификации средств размещения.
В текущее время исполнительный орган власти субъекта РФ вправе только направить в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора информацию о предоставлении правообладателями средств размещения ненадлежащих услуг отдыхающим для принятия решения о привлечении правообладателей средств размещения к административной ответственности.
В свою очередь, как показывает практика, информация, поступающая в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю из органов исполнительной власти Краснодарского края, не является основанием для привлечения правообладателей средств размещения к административной ответственности, так как основанием для привлечения к административной ответственности указанных лиц являются обращения граждан о ненадлежащем оказании им услуг по проживанию в средствах размещения.
В целях решения вопроса о привлечении правообладателей средств размещения к административной ответственности на основании информации органов исполнительной власти и органов местного самоуправления считаем необходимым графу «в», подпункта 2 пункта 26 Приказа Роспотребнадзора от 16 июля 2012 года № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» изложить в следующей редакции: «нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены, а также в случае поступления информации о нарушениях прав потребителей от органов государственной власти и органов местного самоуправления)» [4].
2. Ввести обязательную регистрацию граждан в местах временного размещения (в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, а также в иных средствах размещения – частном доме, квартире, комнате, сдаваемой в наем и пр., расположенных на курортных территориях) в трехдневный срок.
3. Тщательно проработать и ввести на законодательном уровне механизм контроля оплаты курортного сбора и возможность применения штрафных санкций в случае неуплаты.
4. Взимать курортный сбор в период высокого сезона (июнь-август), который послужит стимулированием на переориентацию турпотока на межсезонье.
При этом следует учитывать, что введение дополнительного сбора может негативно отразиться на привлекательности курортов, вызвать отрицательную реакцию со стороны отдыхающих.
Достижение поставленных целей возможно при грамотном формировании ресурсного потенциала и правильной организации процессов по рационализации его использования.
Поэтому совершенствование механизмов государственного регулирования является важным моментом на пути к формированию сбалансированной системы финансового обеспечения экономического развития Краснодарского края.