Full text

Бюджетная система Российской Федерации характеризуется сложной организационной структурой, включающей разные уровни управления и виды бюджета. Бюджетная система строится на определенных принципах. Одним из основных принципов Бюджетного кодекса РФ является принцип самостоятельности бюджетов [9].

Однако указанный принцип Бюджетного кодекса РФ может создавать определенные препятствия для финансового обеспечения. Регионам недостаточно провозгласить тезис о наличии собственных источников доходов, необходимо установить четкий перечень (размер и уровень) доходов в доходах соответствующего бюджета. При этом Кодекс не выступает гарантом достижения установленного уровня доходов регионом или муниципальным образованием для обеспечения минимальных потребностей.

Бюджет субъекта представляет форму образования и расходования денежных средств, необходимых для исполнения расходных обязательств региона. На него возложены важнейшие функции в развитии региона. Бюджет аккумулирует финансовые ресурсы, позволяя органам исполнительной власти расходовать средства в соответствии с полномочиями, наделенными Конституцией РФ. При помощи денежных фондов создается финансовая база административно-территориального образования, которая обеспечивает выполнение поставленных задач.

Проанализируем эффективность финансовой (бюджетной) политики Краснодарского края, экономику которого можно охарактеризовать ограниченным числом системообразующих промышленных предприятий, развитой сельскохозяйственной отраслью и мощным санаторно-курортным и туристским комплексом.

За период 2012–2016 гг. доходы консолидированного бюджета Краснодарского края с учетом безвозмездных поступлений увеличились на 7% и составили 263308 млн. руб. [8].

В сложных финансовых условиях администрированию налогов и неналоговых доходов бюджета отводится важная роль. В результате целенаправленной работы по повышению наполняемости бюджета, поступления от налоговых и неналоговых доходов увеличились с 126315,4 млн. руб. в 2012 г. до 169977,9 млн. руб. в 2016 г. (табл. 1).

В структуре налоговых поступлений наибольшая доля приходится на налог на доходы физических лиц (2016 г. – 77480 млн. руб.), налог на прибыль организаций (2016 г. – 45994 млн. руб.), налог на имущество (2016 г. – 40165 млн. руб.).

При этом наблюдается незначительное снижение расходов консолидированного бюджета с 278608 млн руб. в 2012 г. до 260866 в 2016 г. или на 7%. В структуре расходов наибольший удельный вес приходится социальную политику, здравоохранение и образование.

 

Таблица 1

Структура доходов и расходов краевого бюджета Краснодарского края в 2012-2016 гг., млн. руб. (составлена автором на основе [2-6])

Наименование показателя

2012

2013

2014

2015

2016

Доходы – всего

198999,9

166918,8

182789,5

184658,7

203629,1

в том числе, налоговые и неналоговые доходы

126315,4

131778,2

147012,4

147343,9

169977,9

безвозмездные поступления

72684,4

35140,6

35777,1

37314,8

33651,2

Расходы – всего

229856,8

213087,8

203435,7

196970,8

201484,4

в том числе жилищно-коммунальное хозяйство

23023,8

18136,9

7950,2

3858,5

3399,8

национальная экономика

62378,8

52749,5

38121,1

28960,4

32029,7

охрана окружающей среды

331,4

780,4

299,6

271,9

272,7

национальная оборона

188,7

227,1

246,8

208,8

222,0

национальная безопасность и правоохранительная деятельность

183,4

2377,4

2357,6

1884,7

1947,4

общегосударственные вопросы

6061,1

5728,1

7158,3

6076,1

5147,9

социальная политика

42574,7

31555,3

35799,7

38247,2

41226,4

межбюджетные трансферты

5468,7

8222,9

5140,3

4950,2

4800,0

здравоохранение

42887,7

40169,9

38929,5

41417,4

44332,4

физическая культура и спорт

4775,8

6294,0

7095,6

9530,6

6567,8

культура, кинематография

3072,6

2958,3

3248,2

3423,8

3028,5

образование

35518,7

39109,4

49918,1

51373,4

50725,2

СМИ

761,7

865,5

974,3

868,2

723,1

Профицит(+) / Дефицит(-)

-30856,9

-46169,0

-20646,2

-12312,0

+2144,7

 

Подробнее остановимся на санаторно-курортном и туристском комплексе (далее – СКТК) Краснодарского края.

СКТК играет одну из ключевых ролей в экономике региона, обеспечивая ему лидирующие позиции на российском туристическом рынке в качестве важного приморского бальнеологического и курортно-рекреационного центра.

В 2016 г. туристский поток на курорты края составил 15,8 млн чел. (рост к 2015 г. превысил 6%).

За 16 лет (2000–2016 гг.) количество отдыхающих в Краснодарском крае увеличилось в 3,29 раза, при этом только за 2014–2016 гг. турпоток вырос на 32,7% (на 3,9 млн чел). Наблюдается значительный рост потока в организованном секторе (+86,3% за 2011–2016 гг. по данным мониторинга Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края).

В 2016 г. услуги по бальнеотерапии и грязелечению в Краснодарском крае оказывали 188 санаторно-курортных организаций, в которых открыты 143 бальнеологических отделения, 134 грязевых отделения и кабинета, 40 питьевых бюветов с минеральной водой.

Региональные и муниципальные финансы являются основой для формирования, функционирования и развития СКТК. Соотношение средств бюджетных и внебюджетных фондов определяется уровнем развития хозяйственного комплекса муниципального образования.

 

При анализе процесса финансирования СКТК отмечено, что существует дополнительный бюджетный механизм обеспечения их денежными средствами, проявляющийся в полном или частичном освобождении от местных налогов той части прибыли хозяйствующих субъектов, которую они тратят на развитие санаторно-курортного комплекса.

В 2016 г. на территории Краснодарского края мобилизовано во все уровни бюджета 164235 млн. руб. При этом налоговые поступления от предприятий СКТК представлены ниже.

 

 

Рис. 1. Налоговые поступления от предприятий СКТК Краснодарского края, млрд. руб. [8]

Отдельно следует остановиться на одной из мер государственной поддержки развития отрасли – федеральных и государственных программах.

На территории Краснодарского края реализуются следующие программы развития СКТК:

-          федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644 [1];

-          государственная программа Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 ноября 2015 года № 1007 [7].

Целью федеральной целевой программы является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Реализация мероприятий программы Российской Федерации позволяет формировать туристско-рекреационные и автотуристские кластеры. Источниками финансирования туристских кластеров являются средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местные бюджеты, а также внебюджетные источники. 

В целях создания условий для привлечения и увеличения туристского потока, а также потока отдыхающих на территории Краснодарского края постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 ноября 2015 года № 1007 утверждена государственная программа Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» (далее – программа).

Согласно Закону Краснодарского края от 28 декабря 2016 г. № 3310-КЗ «О краевом бюджете на 2016 год» (с изменениями от 6 декабря 2016 года № 3510-КЗ) объем финансирования на реализацию мероприятий программы в 2016 г. составил 535 552,6 тыс. рублей, в том числе [5]:

-          федеральный бюджет – 22 130,0 тыс. руб.;

-          краевой бюджет – 513 422,6 тыс. руб.

В рамках подпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» на территории Краснодарского края ведутся работы по:

1.    созданию автотуристского кластера «Можжевеловая роща».

Автотуристский кластер «Можжевеловая роща» предполагает создание объекта туристской инфраструктуры – «Строительство гостиничного комплекса «Приморье» за счет внебюджетных источников;

2.    предоставлению грантов в форме субсидий победителям, занявшим призовые места по итогам краевого конкурса «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае»;

3.    предоставлению субсидий муниципальным образованиям.

Следует отметить, дифференцированность в развитии туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края. Существует явная территориальная диспропорция в развитии туристских регионов Краснодарского края. Поэтому требуется активная поддержка со стороны государства, направленная на развитие инфраструктуры Азовской и Приазовской рекреационных зон.

К основным проблемам, препятствующим инвестиционному развитию курортно-рекреационного комплекса ряда муниципальных образований (Азовское побережье, степные районы, горно-предгорные районы), относятся следующие: недостаточность развития дорожных сетей, неразвитость коммунальной инфраструктуры, требующее модернизации система водоснабжения, а также приведение к соответствующим санитарным нормам качества воды.

Имеется дефицит энергоресурсов в высокий курортный сезон. Имеются инфраструктурные ограничения оборудования мест общего пользования, средств размещения, объектов турпоказа и пр. для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Сдерживают развитие комплекса следующие причины:

-          ограниченная пропускная способность дорожной сети. Увеличение сезонной нагрузки на транспортную инфраструктуру при низкой пропускной способности автомобильных дорог.

-           Недостаточное количество парковочных мест для стоянок экскурсионного транспорта на территориях муниципальных образований, отсутствие общественных туалетов и санитарных зон в местах парковок экскурсионного транспорта и вблизи основных объектов туристского показа.

-          Отставание развития дорожно-транспортной сети от роста пассажирских потоков.

-          Слабая связность населенных пунктов на территориях предгорья.

-          Недостаточность меридиональных связей с черноморским побережьем.

-          Низкая плотность связей азовского побережья.

-          Недостаточное количество подземных и надземных пешеходных переходов, не блокирующих движение автотранспорта в часы пик.

-          Отсутствие железнодорожного сообщения в некоторых населенных пунктах.

-          Отсутствие инфраструктуры автотуризма: нехватка автомобильных стоянок в городах.

-          Нехватка качественных очистных сооружений, недостаточная мощность и нехватка систем канализации.

-          Нехватка питьевой воды, недостаточная мощность системы водоснабжения, не позволяющая в полной мере и круглосуточно обеспечивать питьевой водой объекты санаторно-курортного и туристского комплекса. Значительная доля аварийных и изношенных водопроводных сетей.

-          Ограничения в сферах энергоснабжения и теплоснабжения. Высокая степень износа действующих объектов электроэнергетической инфраструктуры.

-          Увеличение сезонной нагрузки на инженерную инфраструктуру при высокой степени изношенности и малой мощности инженерных сетей.

Следует также отметить такую проблему, как ограниченность емкости существующих пляже. На территории края существует достаточно сложная береговой линии пляжей, характеризующаяся низкой подготовленностью, отсутствием исследований, неразвитой железнодорожной инфраструктурой.

Достаточно остро стоит проблема, связанная с берегоукреплением значительной части побережья. Требуется реконструкция и восстановление непосредственных функций, таких гидротехнических и рекреационных.

В настоящее время освоено около 10% из 1200 км Азово-Черноморского побережья Краснодарского края. Большая часть побережья труднодоступна.

В этой связи для развития туристско-рекреационного комплекса требуются экологически благоприятные механизмы, позволяющие увеличить площадь пляжей и сформировать гидротехнические сооружения.

Механизм развития инфраструктуры пляжей должен включать три составляющие: создание берегоукрепительных сооружений, искусственную насыпь пляжа, а также тематическую инфраструктуру.

Для развития инфраструктуры пляжа необходимо провести следующие мероприятия:

-          расширение береговой линии;

-          создание искусственных волногасящих конструкций;

-          строительство комплекса пляжей, включающих пляжеудерживающие, противооползневые и берегоукрепительные сооружения.

В настоящее время сформирован перечень береговых территорий, на которых возможно строительство искусственных пляжей и увеличения пляжного тела для расширения емкости существующих территорий пляжей.

Таким образом, существуют определенные препятствия по формированию бюджетных доходов СКТК, среди которых экономическая неэффективность санаторно-курортных предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности, низкий уровень налоговой дисциплины из-за неэффективной системы финансового контроля учреждений курорта и рекреации, а также недостаток финансирования отрасли федеральным центром и субъектом РФ – Краснодарским краем.  

Учитывая вышесказанное, отметим, что развитие туристского потенциала региона зависит от результативности и эффективности проводимой региональной финансовой политики, от решения задач стратегии развития региона. На федеральном уровне необходимо рассмотреть вопросы урегулирования бюджетного выравнивания, а также предоставления финансовой помощи из федерального центра.