Full text

По данным статистики Министерства образования Российской Федерации [1, 2] число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) неуклонно растет: если в 2014 году – 45 3904 человека, то в 2015 году – уже 505 295 человек. Значительная часть обучающихся с ОВЗ представлена детьми и подростками с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (далее ЗПР) как один из самых распространенных вариантов дизонтогенеза определяется наличием минимальных мозговых повреждений, дисфункций, замедленным темпом созревания ЦНС, но ведущим в картине дефекта является недоразвитие эмоционально-волевой сферы и личности [3].

Основные клинические формы ЗПР по этиопатогенетическому принципу [4]: ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков – соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР.

В зависимости от возраста ребенка меняется соотношение социальных и биологических факторов в формировании задержки психического развития [5]. В благоприятных условиях, развитие ребенка, обусловленное неблагоприятным воздействием биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как развитие, отягощенное еще и социальными факторами, регрессирует. Возрастной фактор может изменить динамику и характер ЗПР, усугубляя или смягчая ее. Таким образом, пубертатный период является фактически определяющим для дальнейшего развития личности при ЗПР, что актуализирует потребность в психологической помощи со стороны специалистов.

Эмоционально-личностные особенности подростка с ЗПР – внушаемость, импульсивность, неспособность к выработке устойчивого социально – одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, несформированность собственных запретов – препятствуют его достижению соответствия социальным требованиям [6].

Психотравмирующая для подростка ситуация его несостоятельности в условиях массовой школы подкрепляет неуверенность подростков в своей компетентности. Чувство неполноценности у подростков с ЗПР связано не только с объективными затруднениями, но и с неблагопри­ятной эмоциональной атмосферой, создающейся в классе вокруг не­успевающих детей. Низкая оценка сверстниками интеллектуальных возможностей этих детей неправомерно распространяется и на их вне­шность, нравственные и личностные качества. Длительная психотравмирующая ситуа­ция, приводит к невротическим образованиям и вызывает у подростков различного генеза отрицательное отношение к школе, нередко толкая их на ложные пути самоутверждения и способствуя формированию у них асоциальных форм поведения, виктимности [7, 8].

Невозможность противостоять внешним воздействиям, открыто выражать свое мнение, заявлять о своих потребностях и использовать социально приемлемые способы для их удовлетворения – это не что иное, как созависимость личности, ее недостаточная уверенность и ассертивность (от англ. assert – настаивать, утверждать, заявлять). Таким образом, одним из важнейших направлений работы с подростками с ЗПР является формирование у них ассертивности, которое может осуществляться посредством тренинга.

Ассертивность – это естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать свое поведение и отвечать за него; активное и последовательное отстаивание своих интересов, открытое заявление о своих целях и намерениях при уважении интересов окружающих; свойство личности, ее склонность вести себя при достижении своих целей ассертивно [10]. Ассертивное поведение является не преобладающим способом поведения, а зависящим от ситуации, ему можно обучить.

В основе уверенного поведения лежат неотъемлемые права человека: на одиночество, независимость, успех, выслушивание его и принятие всерьез, на получение того, что заработано (оплачено), на отказ выполнить просьбу без чувства вины и эгоизма, самому обращаться с любыми просьбами, делать ошибки и самому отвечать за них, не быть напористым.

Тренинг ассертивности – обучение уверенности в себе – показан для лиц, которые не могут проконтролировать свой гнев или выразить его в социально приемлемой форме, страдают из-за низкой самооценки, невозможности постоять за себя, учесть интересы других.

Выбор тренинга обусловлен психокоррекционными направлениями работы с подростками, имеющими задержку психического развития, выделенными И. И. Мамайчук [4]: оптимизация социальной ситуации развития; развитие различных видов деятельности; формирование возрастно-психологических новообразований. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте связана с переходом от детства к самостоятельной «взрослой» жизни. У подростка проявляется противоречие между желанием, чтобы к нему относились как к взрослому и пока отсутствием у него необходимых для этого умений, навыков и личностных свойств. Кроме того, в подростковом возрасте меняется иерархия ценностей в отношениях с семьей, школой и сверстниками, что во многом связано с ведущим видом деятельности данного возрастного этапа – общением со сверстниками. В общении подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу [9].

В соответствии с трехкомпонентной структурой ассертивности определяются три задачи психологической коррекции[10]:

  1. Когнитивно-смысловой компонент – развитие способности к самопониманию и анализу ситуации (ориентировка и адекватная оценка ситуации, гибкость мышления); определение своего Я в окружающем мире на основе осознания смыслов и ценностей своей жизни.
  2. Аффективный компонент – развитие способности к саморегуляции своего состояния и поведения и к ответственности за них (принятие себя и другого, уверенность в себе, доверие к себе)
  3. Поведенческий компонент – развитие способности отстаивать личные интересы, не попирая прав других (независимость, ответственность, настойчивость, готовность к риску и конструктивной агрессии).

В рамках решения этих задач у подростка должны формироваться модели уверенного поведения, включающие умения:

1)     выражать положительные чувства: получать и сделать комплимент, завязывать и поддерживать разговор, выражать симпатию, любовь и восторг;

2)     самоутверждаться: выражать законные права, личное мнение, отказ;

3)     в социально приемлемой форме выражать отрицательные чувства: оправданное раздражение, неудовольствие и праведный гнев.

Принципы развития ассертивности личности [10]:

1)     получение подростками знаний об ассертивном поведении, его значении в достижении успешности в жизнедеятельности. Формирование у подростков навыков ассертивного поведения в процессе повседневного взаимодействия с ними и на групповых тренинговых занятиях;

2)     выявление референтной группы и авторитетных взрослых, ассертивное поведение которых является достойным для подражания примером (моделирования своих действий по образцу);

3)     учет индивидуально-психологических особенностей подростков при формировании у них ассертивного поведения;

4)     тренинговые занятия строятся на основе комплексного подхода к развитию ассертивных качеств подростков для проявления их в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах активности личности;

5)     определение содержания, методов, средств и форм организации тренинговых занятий с верой на потенциальные возможности каждого из участников тренинга.

Поведенческие маркеры ассертивного поведения[11]:

  1. Контакт глаз: ассертивный человек смотрит на собеседника, переодически отводя глаза.
  2. Выражение лица: соответствует содержанию разговора.
  3. Жесты: умеренные, соответствующие содержанию беседы.
  4. Поза: прямая, на соответствующей дистанции.
  5. Качество голоса: громкость и экспрессивность адекватны ситуации, голос твердый, уверенный.
  6. Речь: фразы произносятся отчетливо, разборчиво, без запинок и лишних пауз.           
  7. Время реакции: реакция спонтанная, в соответствии с контекстом ситуации.

А. Ланге и П. Якубовски выделяют 4 типа современных ассертивных групп [12]: центрированные на ролевых играх, темоцентрические, комбинированные с тренингом самосознания и коммуникативных навыков, с транзактным анализом, неструктурированные, ориентированные на текущие индивидуальные проблемы участников.

Социально-психологический тренинг проводится в группах по 8–12 человек. Цикл занятий рассчитан на 30–50 часов, занятия менее 20–24 часов не позволяют в полной мере реализовать программу социально-психологического тренинга и снижают его эффективность. Занятия могут проводиться с интервалами в 1–3 дня (в среднем каждое занятие 3 часа). В процессе применяются: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевые игры, невербальные методики и др.

В рамках тренинга не используют интерпретациии, игнорируют переносы, не анализируют сопротивление. Если кто-либо из участников отказывается делать упражнение или включиться в обсуждение, руководитель предлагает ему побыть в роли наблюдателя и включиться, когда захочет [12].

Попытки обсуждать полезность и смысл предлагаемого упражнения откладываются до его завершения. Если вся группа отказывается выполнять упражнение, необходимо предложить ей несколько других на выбор.

Эффективность результатов тренинга оценивается в соответствии с перечисленными выше умениями, составляющими модель уверенного поведения.

Итак, групповой социально-психологический тренинг ассертивности нацеленный на углубление опыта анализа ситуаций общения является одним из наиболее соответствующих средств психолого-педагогического сопровождения, так как он отвечает возрастным и психологическим особенностям подростков с ЗПР.