В современных условиях развития общества одной из актуальных социально – экономических и демографических проблем является необходимость инклюзивного включения, интеграции в образовательный процесс молодых людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Последние десятилетия характеризуются ростом доли молодых людей с ОВЗ и инвалидностью, имеющих различные формы физических, интеллектуальных, психических и сенсорных отклонений в общей структуре населения. Решение основных социальных проблем данной категории населения позволит изменить как их статусное положение, так и сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним. Поэтому в обществе созрела необходимость поиска и внедрения эффективных решений проблем жизнеустройства, успешной социальной адаптации и реабилитации молодых людей с инвалидностью и ОВЗ.
Тенденции увеличения доли данной категории населения в мире и в России определяют актуальность совершенствования организации, содержания и методик обучения в системе высшего образования лиц с инвалидностью и ОВЗ, и является важнейшей социальной, экономической и политической задачей мирового сообщества.
Эффективная подготовка выпускников вуза с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основе инклюзии является одним из основных и неотъемлемых условий их дальнейшей социализации. Поэтому одной из основных задач на современном этапе развития российского образования является реализация права людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на получение любой ступени образования наравне со всеми. Тезис «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» прописан в Конституции РФ и новом законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), а также в Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую ратифицировали в России в 2012 году.
Статья 2 Конвенции ООН «О правах инвалидов», обеспечивающая доступность и осуществление инвалидами прав и свобод человека утверждает два принципа ее реализации – «разумное приспособление» (англ. reasonable accommodation) и «универсальный дизайн» (англ. Universal design). Что предполагает рациональным внесение, по мере потребности и в каждом конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов в процесс обучении, соответствующих психофизическим особенностям, особым образовательным потребностям и индивидуальным возможностям обучающегося, а так же обеспечение процесса обучения предметами, обстановкой, программами и услугами, пригодными к пользованию для «всех людей» [1].
В процессе получения образования ставятся цели, формируются мировоззрение, развивается способность человека адаптироваться в обществе, что так важно для молодых людей с инвалидностью и ОВЗ. Поэтому одна из задач высшего инклюзивного образования – развитие и формирование адаптивной личности, готовой к реализации в современном социуме. Образовательная инклюзия максимально позволяет исключить любые формы дискриминации данной категории лиц и утверждает равное отношение ко всем людям, и позволяет создать необходимые условия для реализации их особых образовательных потребностей и успешной их интеграции в общество. А важнейшим условием полноценной реализации инклюзивного образования является комплексное (психолого-педагогическое) сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в течение всего периода обучения в вузе и охватывает все категории студентов, имеющих проблемы в обучении, в общении, и сниженной социальной адаптацией, и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности, повышения адаптационных возможностей, профессиональное становление. Студенту с особыми образовательными потребностями сложнее адаптироваться к учебному процессу, что часто приводит к нарушению психосоматического здоровья и вследствие этого досрочного прекращения обучения. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется соответственно рекомендациям службы психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертизы. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями реализует как актуальное направление социальной реабилитации, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, так и перспективное направление, обеспечивающее профилактику отклонений в обучении и развитии.
Обучение студентов с особыми образовательными потребностями по базисным учебным планам вызывает затруднения в обучении данной категории студентов, поэтому для них реализуются возможности вариативной части учебного плана, что обеспечивает индивидуальный подход в обучении этой группы студентов, с учетом их личностных особенностей, интересов и склонностей. Психофизические особенности инвалида могут, позволить ему освоить профессию (специальность) в соответствии с Госстандартом высшей системы образования в срок, а при затруднениях он может выбрать больший срок обучения, или тот же, но с использованием специальных технологий обучения. Выбор индивидуального маршрута обучения позволяет студентам с особыми образовательными потребностями освоить большую часть видов деятельности или освоить только определенные виды деятельности или работ по специальности позволяющие осуществлять трудовую деятельность [2].
Студент с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, который пришел учиться в вуз, – это человек с большим опытом преодоления себя и своего недуга. Функциональные ограничения, хронические соматические заболевания, физические дефекты формируют вторичные личностные изменения, которые часто становятся препятствием к обучению и самореализации обучающегося. Таким студентам присущи дезадаптивные типы отношения к своему дефекту, преобладания интрапсихических конфликтов, отрицание реальности, рационализация, реактивные образования, регрессия, негативные самоотношения, саморуководства, низкий уровень самоуважения, самоинтереса. Для них характерны ощущения фрагментарности жизни, подчиненности, отчужденности, трудности идентификации, и одним из результатов чего – развитие виктимности [3].
С другой стороны наличие психофизических ограничений компенсируется включением скрытых ресурсов организма и реализации компенсаторных механизмов реабилитации и абилитации дефекта. Выявлено, что часто такая компенсаторная энергия остается как бы привязанной к недугу, делает его источником дополнительных сил – «сверхкомпенсация» дефекта. Такая ситуация провоцирует выбора студентом профессии парадоксально: к примеру, человек с серьезным нарушением слуха не идет учиться в «молчаливую» отрасль, а выбирает себе профессию, которая заставляет его постоянно преодолевать свои ограничения, что позволяет использовать этот потенциал в обучении. Поэтому необходимо не только собрать информацию о том, что не может делать студент инвалид, сколько изучить то, что ему удается, и последующая работа должна строиться на принципе «опоры на сохранные звенья».
Соответственно выше изложенного, обучение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья предполагает с одной стороны построение педагогического процесса с учетом специфических потребностей инвалидов и создания специальных образовательных условий, с другой – организацию в вузах реабилитационной службы, отвечающей за организацию и проведение мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
Реабилитация представляет собой комплекс индивидуально подобранных мероприятий направленных на восстановление утраченных навыков, способностей, личностных качеств. Реабилитационная работа привязана к структуре процесса обучения, а содержание определяется его целями, содержанием и методами обучения.
Комплекс реабилитационной поддержки включает различные виды работы.
Социальная реабилитация предполагает ресоциализацию личности, восстановление ее социального статуса, способности к решению бытовых проблем, осуществления профессиональной и общественной деятельности, обеспечение достаточного уровня социальной адаптации в условиях окружающей среды и в обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.
Социальная реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна включать мероприятия, услуги и технические средства, обеспечивающие восстановление социально-бытового и социально-средового статусов. Организуется персональный уход, проводятся мероприятия направленные на формирование социальных навыков, социального общения.
Цели и задачи социальной реабилитации отражены в программе и реализуются на базе индивидуальных программ реабилитации инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья с учетом оптимального набора средств и методик, имеющихся в распоряжении вуза, передового опыта в области медико-социальной реабилитации инвалидов. Студентам инвалидам оказывается консультативная и организационно-методическая помощь.
В состав работников реализующих социальную реабилитацию включаются психологи, социальные педагоги, специалисты по реабилитации. Организуются кабинеты по основным направлениям работы: социально-бытовой адаптации и адаптационного обучения, социально-средовой ориентации, индивидуальной и групповой психотерапии, кабинет юриста, кабинеты социокультурной реабилитации, актовый зал, библиотека, видеотека, спортивный зал.
В процессе обучения в вузе в рамках социальной реабилитации проводят работу с семьей студента инвалида, осуществляют диагностику социальных и социально-психологических проблем семьи с последующей коррекцией, психокоррекционную работу по выработке здорового психологического климата в семье. Членов семьи обучают общению, пониманию проблем подростка, связанных с его возрастом и инвалидностью, оказывают содействие в решении личных проблем. Проводят половое воспитание, консультирование по вопросам семьи и брака. Программа социальной реабилитации включает консультирование и информирование студента инвалида и его семьи о правовых основах реабилитации, содержании и видах реабилитации, об учебном заведении, решение отдельных вопросов по реабилитации [4].
К сожалению, в современных условиях достижение самостоятельности, материальной независимости встречает наибольшие трудности. Объективные причины – кризис трудовой сферы, отсутствие законодательных актов о трудоустройстве инвалидов и готовности предприятий принять данную категорию лиц на работу, и субъективные – несформированность трудовой мотивации, неуверенность достижения трудовой самообеспеченности ведут к выбору инвалидами статуса иждивенца и получателя социальных пособий. Поэтому осуществление реабилитационных мероприятий возможно только при условии обеспечения социальной защиты, включающей обеспечение инвалидам системы гарантированных экономических, социальных, материальных и правовых мер, позволяющих инвалидам преодолевать и компенсировать ограничения жизнедеятельности и реализацию равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Что в свою очередь предполагает создание в учреждениях высшего образования Центров реабилитации лиц с инвалидностью, содержащих в своей структуре отделение медицинской диагностики и коррекции, отделение профессиональной реабилитации, отделение адаптации и рационального трудоустройства, специальные службы, обеспечивающие успешно студентами с особыми образовательными потребностями осваивать основные образовательные программы, образовательные дополнительные услуги. Служба психолого-педагогической поддержки вуза организовывает работу персональных кураторов, отдела планирования карьеры и содействия занятости студентов инвалидов, академической, специальной технической и информационной поддержки и другие службы, обеспечивающие высокое качество образования и минимизацию ограничений жизнедеятельности в период обучения. Студент инвалид вправе активно участвовать в организации работы служб поддержки.
Базовым документом организации реабилитационной работы является индивидуальная программа реабилитации инвалидов (ИПР). Она включает комплекс оптимальных для инвалида мероприятий, представляющих собой совокупность педагогических, психологических, медицинских, образовательных, социальных и экономических мер социальной защиты.
Социально – материальная реабилитация реализует возможность решения круга личных проблем, обеспечивает социальную независимость, персональную сохранность, возможность занятий спортом, осуществлять культурно-досуговой деятельностью.
Медицинская реабилитация, как составную часть комплексного процесса реабилитации призвана обеспечивать восстановление или компенсацию имеющихся функциональных нарушений, замещения утраченных органов и предотвращение прогрессирования заболевания. Медицинская реабилитация должна проводиться пожизненно. Медицинская реабилитация включает проведение восстановительной терапии, использование реконструктивной хирургии, протезирование, санаторно-курортное лечение, обеспечение техническими средствами реабилитации. Во время обучения в вузе студенты с инвалидностью и ОВЗ приобретают устойчивые навыки поддержания и формирования здоровья, адаптации к своему состоянию, овладения навыками самоконтроля, самосознания, формирования активной деятельной жизненной позиции, что позволит им быть конкурентоспособными на рынке труда.
Сложно составить универсальную программу реабилитации, поэтому в реабилитационный комплекс должны быть включены все виды реабилитационной работы с учетом психофизических возможностей здоровья студента инвалида, уровня развития социальных навыков и мотивации освоить новое знание. Полноценная реализация программы медицинской реабилитации инвалида возможна только при организации специального структурного подразделения (помещения).
Отделение медицинской реабилитации, реализуя соответствующие разделы ИПР, проводит восстановительное лечение и контроль его проведения. Данные функции осуществляются в соответствующих кабинетах. Организуются кабинеты тестирования функций, психотерапии, трудотерапии, процедурный кабинет и кабинет физических методов реабилитации, включая лечебную физкультуру, механотерапию. Физиотерапевтическое направление реабилитации включает кабинеты рефлексо- и мануальной терапии, массажа, электро- и нейростимуляции, свето- и водолечения, лазеротерапии.
Педагогическая реабилитация включает меры воспитательного и обучающего характера направленные по возможности на овладение студентом инвалидом знаниями, умениями и навыками самоконтроля, формирования осознанного поведения, уверенности в собственных возможностях, освоения трудовых навыков и самообслуживания, подготовку к новой профессии.
Педагогическая реабилитация предполагает адаптационное обучение студента инвалида. Учат пользоваться библиотекой, проводят занятия по культуре речи, культуре внешнего вида. Прививают навыки самообслуживания и самостоятельного проживания. Проводят консультации по индивидуальному приспособлению жилья для самостоятельной жизнедеятельности с учетом характера его особых потребностей и ограничений. Обучают пользоваться оборудованием квартир, оснащенных техническими средствами реабилитации.
Психическая реабилитация позволяет проводить коррекцию психического состояния инвалида, избавиться от комплекса «калеки», депрессии и замкнутости.
Профессиональная реабилитация студентов инвалидов в вузе включает профориентацию. Обучение профессии должно предусматривать высокий уровень и качество знаний. Профессиональная реабилитация предполагает профессиональное обучение, овладение профессиональным мастерством и содействие в трудоустройстве.
Получение образования по специальности в соответствии с госстандартами позволяет студенту инвалиду реализацию его профессионально-трудового потенциала, способствует формированию личности за счет мобилизации ресурсов и скрытых возможностей, его признания объективной ценности и престижности профессии и своего квалифицированного труда.
Содействие в трудоустройстве должно включать взаимодействие с работодателями по подбору рабочих мест для трудоустройства учащихся. Организация встреч выпускников образовательного учреждения с работодателями, обучение студентов поведению при личном обращении к работодателю, составлению резюме позволят выпускникам с инвалидностью и ОВЗ более эффективно найти работу.
Вузы, реализующие инклюзивное образование, должны активно привлекать работодателей к подготовке специалистов по актуальным специальностям, осуществлять прохождение студентами производственной практики на данных предприятиях с последующим их трудоустройством.
Консультации и информирование по вопросам трудоустройства должны включать предоставление информации о службе занятости, ее задачах и возможностях, о вакансиях, осуществлять помощь в поиске рабочего места. Недопустимым является разглашение информации о состоянии здоровья выпускника инвалида, результатах медицинских осмотров и разного рода экспертиз без его согласия.
Доступность образования для студентов с инвалидностью и ОВЗ не ограничивается исключением архитектурных барьеров. Принципы «разумного приспособления» и «универсального дизайна» должны распространяться стать основой образовательной политики вуза.