Full text

Сущность процесса обучения заключается в его взаимосвязи с процессом научения. Организация конкретного учебного процесса в обучении иностранным языкам возможна только в связи с планомерной реализацией мер преподавателя, которые он хочет провести для достижения поставленных целей. При этом большое значение приобретает сознательная организация процесса обучения именно на стадии планирования. Чем лучше и конкретнее продумана и закреплена на стадии планирования взаимосвязь учебного процесса обучения и процесса обучения в их содержательной, методической, воспитательной и временной последовательности, тем легче осуществить запланированное в самом процессе обучения. При планировании процесс обучения зависит от учебного процесса в той мере, в какой планируется последовательность отдельных действий и операций учебного процесса, направленных на достижение сначала частичных целей и наконец – относительной конечной цели.

Из последовательности действий и элементов учебного процесса выводятся мероприятия преподавателя – поочередно реализуемые способы и приемы, необходимые для достижения целей учебного процесса. Формирование дидактико-методических умений является одной из важнейших задач подготовки преподавателя и включает в себя а) анализ педагогической ситуации с точки зрения целей, условий и возможной реализации; б) планирование деятельности и выделение отдельных компонентов; в) реализация плана – преподаватель ставит перед обучаемыми определенные задачи, определяет частичные задания и распределяет функции, выбирает подходящие приемы и подготавливает необходимые средства, руководит ходом деятельности обучаемых, регулирует темп работы, инструктирует и оказывает помощь, модифицирует образ действий, а иногда изменяет цель; г) анализ хода деятельности и оценка результатов: преподаватель регистрирует результаты, измеряет и оценивает их, изучает недостатки и ошибки, устанавливает причины недостаточных или хороших результатов, делает выводы для будущей деятельности и обобщает удачные опыты.

Таким образом, в начале любого регламентированного курса преподаватель должен предвидеть, какие конкретные результаты должны показать обучаемые к моменту его завершения в овладении иностранным языком.

При планировании занятия задача преподавателя – уяснить, как на данном конкретном уроке организовать процесс обучения и воспитания.

Чтобы установить цели отдельного урока, преподавателю необходимо сначала определить, какого прогресса должны достигнуть обучаемые в конце урока. Для этого необходимо определить конкретный языковой и фактический материал данного урока, параллельно осуществляя ряд индивидуальных процессов выбора на основе точного знания воспитательной ситуации в соответствующей группе обучаемых и данных условий.

Например, при объяснении грамматического явления преподаватель должен решить, какие использовать индуктивные и дедуктивные приемы, какой избрать путь от практических примеров к обобщению и формированию правил, какой подобрать речевой образец, чтобы он лучше запоминался, какие запланировать формы упражнений и наглядности, как лучше применить предлагаемые в учебнике упражнения – на занятии или задать их на самоподготовку.

Педагогические психологи в настоящее время все больше внимания уделяют методике учащихся. Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. В форме нейтрально-пассивного восприятия его получить нельзя. Отсюда лозунг: «Учить учиться», т.е. включить обучаемого в самостоятельную учебную деятельность, поставить его в позицию субъекта этой деятельности таким образом, чтобы ученик приходил к открытию тех или иных фактов и законов, вырабатывал убеждения, овладевал методами решения задач, которые ему предлагаются при изучении того или иного учебного материала» [1]. Это означает, что необходимо вооружать обучаемых определенными приемами овладения иностранным языком, рациональный смысл которых был бы очевиден и подходил им. Обучаемых следует часто ставить перед необходимостью самостоятельного знакомства с новым языковым материалом, показав им оптимальный путь к этому.

Часто преподаватель, как правило, берет на себя знакомство обучаемых с языковым материалом, хотя учащиеся вполне могут самостоятельно справиться с этим, ведь приложение к учебнику, содержащее словарь, грамматический и лингвострановедческий справочники, рассчитано на учащихся. Дело преподавателя – управлять самостоятельной деятельностью обучаемых. Для этого нужно, во-первых, обозначить конкретную цель, к которой они должны прийти, познакомившись с тем или иным языковым фактом, во-вторых, специальными приемами способствовать концентрации внимания обучаемых на существенных признаках языкового материла.

В результате такого подхода учащиеся будут вооружены методическими приемами для дальнейшего усовершенствования навыков и умений по иностранному языку, что, как отмечает видный дидакт П.И. Пидкасистый, побуждает их «… по мере овладения знаниями и способами деятельности, систематически проявлять активное отношение к приобретенному знанию и к самому процессу познания» [2]. Эту идею поддерживает А.Н. Леонтьев «… для того, чтобы знания воспитывали, нужно воспитать отношение к самим знаниям» [3].

Отсюда вытекает главная задача – развитие самодеятельности обучаемых в учебном процессе: «… учебную деятельность можно и должно организовать в форме учебной самодеятельности; чтобы доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся были мотивы собственного совершенствования. Развитие самодеятельности и самоорганизации обучаемых в учебном процессе предполагают такую организацию, при которой учащиеся чувствовали бы себя полноправными субъектами этого процесса, умели бы организовывать свою деятельность по изучению иностранного языка и овладению им» [4].

Преподавателю, следовательно, необходимо: а) рассматривать себя, прежде всего, как организатора и руководителя учебно-воспитательной деятельности обучаемых, помогать им учиться самим; б) вооружать учащихся приемами рационального учебного труда по овладению изучаемым языком, формировать у них культуру умственного труда; в) помнить, что умения и навыки развиваются за счет организации работы с учебным материалом при соответствующей его подаче, например, умение абстрагироваться формируется при работе с речевыми образцами, типовыми предложениями, речевыми единицами, когда обучаемый овладевает грамматикой, идя от частного к общему.

Все вышесказанное нашло практическое подтверждение в обучении английскому языку курсантов военного училища. Исходный разный уровень знаний по языку при поступлении дал толчок к поиску приемов формирования у курсантов навыков организации учебной деятельности и самостоятельной работы над языком. То, что у курсантов военного училища преобладает технический склад мышления, навело на мысль, что подачу материала следует осуществлять преимущественно в кратких (не описательных) опорах, а именно в приближенных к формулам и таблицам, с которыми они привыкли иметь дело, изучая другие предметы.

Так называемая «Рабочая тетрадь курсанта» была выбрана не только для записи языкового материала, но и для других необходимых учебно-методических инструкций по самостоятельной работе над языком. Для лучшего ориентирования нахождения нужного содержание рабочей тетради включает следующие разделы:

1. Инструкции и рекомендации преподавателя, отражающие перспективы изучения языка по семестрам (план по семестрам, темы, сроки и содержание зачетов и экзаменов), алгоритмы действий при работе с текстами изучающим и ознакомительным чтением (блок-схема чтения), оформление высказывания по теме на экзамене и т.п.

2. Речевые клише (по темам).

3. Грамматический справочник: таблица видовременных форм глагола в активном и пассивном залоге, 4 формы глаголов, признаки грамматических явлений, структуры английских предложений.

4. Темы (план, ключевые слова, рассказ по теме).

5. Внеаудиторное чтение: слова к текстам и отметка о сдаче.

6. Задание на самоподготовку и отметки о сдаче рубежного контроля (либо задолженности, которую необходимо ликвидировать).

Таким образом, будущие офицеры приучаются к требованиям четкого ведения записей по дисциплине и пользования ими для самоконтроля.

Наряду с обучением пользования алгоритмами действий и формулами был проведен эксперимент подачи грамматического материала от целого к частному. Часто, приступая к изучению времен глаголов, приходится слышать от курсантов, что, якобы, их очень много и будет трудно их постичь, т.к. в школе времена изучались в растянутый период времени, непоследовательно, следовательно, не существовало никакой стройной системы видовременных форм.

Предварительно рассмотрев четыре формы английских глаголов, их формы и значения, курсантов знакомили с таблицей «Видовременные формы английского глагола в активном и пассивном залоге», представленной в символах (VI / II, III, IV). Вначале закрепились понятия «время» (когда совершается действие), «вид» (какое действие по характеру), «залог» (кем совершается действие). Отталкиваясь от примеров на родном языке, курсанты сначала устно определяли нужную форму сказуемого, переводя русское предложение на английский язык. Используя приемы методики сотрудничества, преподаватель побуждал курсантов самостоятельно выводить формальные признаки каждой группы времен. Осознание того, что это было сделано самостоятельно, вносило живое разнообразие в ранее казавшееся скучное и трудное освоение данной темы. Тот же способ применялся на уровне введения форм глаголов to be / to have – они вводились сразу во всех временах и закреплялись в примерах. Это не означает, конечно, что курсанты осваивали всю систему времен сразу, работа продолжалась на других занятиях при отработке отдельные времена, но уже осознанно в опоре на всю систему времен.

Самое важное в этом случае то, что преподаватель готовит курсантов к самостоятельной работе и самоконтролю использованием опор алгоритмов, таблиц, не исправляя ошибки, а побуждая курсантов самих найти правильной решение. Курсанты работают осознанно, зная, где в случае затруднения можно найти нужную опору и проверить самого себя.

Самостоятельным должно быть овладение приемами самостоятельной работы над языком, самостоятельного ознакомления с новым материалом (грамматическим и лексическим), систематизации и обобщения по учебнику, грамматическому справочнику и словарю. Сознательной должна быть тренировка в усвоении материала и применение при выполнении творческих заданий, когда обучаемый может быстро самостоятельно найти нужную опору, формулу, использовать их и проконтролировать правильность выполнения.

В современной дидактике подчеркивается мысль о том, что сам учебный процесс невозможен без активной деятельности обучаемых и, по словам психолога Л.М. Фридмана, «… важнейшей задачей учителя является обучение учащихся умениям и навыкам рационально учиться» [4]. Очень важно научить обучаемых самоконтролю и самокоррекции, а также самоанализу результатов учебной деятельности. Без этого научиться языку они не смогут на том уровне, который от них требуется после многолетнего его изучения в школе.