Тульская область представляет собой регион с уникальным культурно-историческим наследием, высоким научно-техническим потенциалом и рекреационно-оздоровительным комплексом. Испокон веков наш край славится оружием, самоварным и пряничным производством. Кроме того, на нашей земле родилось немало известных писателей, поэтов, музыкантов, ученых, изобретателей и государственных деятелей. Область богата музеями, памятниками истории и архитектуры. Всего на ее территории насчитывается 63 музея, 33 природных памятника и 213 памятников истории, 87 военных памятников, 328 памятников архитектуры и 38 парков и скверов, а также ряд других достопримечательностей [3]. Как в России, так и далеко за ее пределами Тульская область известна своими брендами: тульским оружием, тульской гармонью, тульским пряником, белевской пастилой, белевским кружевом, филимоновской игрушкой, тульской городской игрушкой, суворовскими конфетами, музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Все это является фундаментом для формирования и развития на территории области практически всех видов туризма (культурно-познавательного, рекреационного, оздоровительного, религиозного, событийного, сельского, экологического, активного, социального, молодежного, детского, самодеятельного, VIP- туризма), а также говорит о высоком туристском потенциале региона [2, c.40]. Это подтверждает актуальность исследуемой нами темы, целью которой является проведение статистического обзора внутреннего туризма Тульского региона.
Сегодня, со стороны Правительства РФ, уделяется большое внимание развитию внутреннего туризма, как одному из главных источником получения доходов в экономику страны. На региональном уровне консолидированные денежные средства, полученные в ходе приобретения туристом путевок, использования коллективных средств размещения, посещения музеев и заказа экскурсионных программ, покупки сувенирной продукции, рассматриваются как акселератор роста экономики региона [4].
На основе данных, предоставленных 200 туристическими фирмами Тульского региона (в том числе 18 туроператорами) был проведен статистический обзор туризма и анализ специфики функционирования туристской отрасли в Тульском регионе за 2014-2015 гг. и первое полугодие 2016 года.
В 2015 году на территории Тульской области было принято 25 242 чел., что на 1 132 чел. (или на 5%) больше, чем годом ранее. По данным туристских компаний, большая часть туристов, посетивших наш регион как в 2014 году, так и в 2015 году – туристы из различных регионов РФ. В 2014 году их число составило 14 328 человек или 59% от общего количества туристов, принятых на территории Тульской области, а в 2015 году – 12 132 человека (или 48%). В 2015 году наблюдалось увеличение количества иностранных туристов (на 33 чел. или на 3%) по сравнению с годом ранее. В 2015 году значение данного показателя составило 989 чел. Как видно из проведенного анализа, рост числа иностранных туристов хоть и имеет место быть, но не существенен. Поэтому логично предположить, что на рост экономики региона большее влияние оказал приток туристов из России. Количество туристов, посетивших Тулу из районов и поселков Тульской области в 2015 году составило 12 121 чел., что на 3 323 чел. (или на 37%) больше, чем в 2014 г. За первое полугодие 2016 года на территории Тульского региона было принято 15 328 человек, из них: 7 984 человека приехало в нашу область из других регионов РФ, 6 587 человек – из районов и поселков Тульской области, 757 человек – из-за границы.
Большая часть туристов – 15 124 чел. (или 60% от общего числа туристов), остановившихся в Тульском регионе в 2015 г., находилась на его территории 2-4 дня. Годом ранее основная масса туристов находилась в регионе всего лишь 1 день (16 674 чел. или 69% от общего числа туристов). Имеет место увеличение количества туристов, пребывающих на территории региона 5-7 дней. Это хороший показатель для экономики региона, ведь от числа дней тура зависит прирост денежных доходов в «копилку» Тульского региона. Однодневные туры, наоборот, отрицательно влияют на показатели экономической отрасли области. В 2015 г. количество туристов, остановившихся в Тульском регионе на 5-7 дней увеличилось в 19 раз по сравнению с 2014 г. и составило 6 073 чел. Однако популяризации 8-ми дневных туров в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократилась в 3,6 раз (или на 1 777 чел.). В первом полугодие 2016 года большая часть туристов, а именно 6 983 человек (или 46% от общего числа туристов), находилась на территории региона 2-4 дня. На 5-7 дней в Тульской области остановилось 4 210 человек (или 27% от общего числа туристов), на 1 день – 2 980 человек (или 19% от общего числа туристов), на 8 день – 1155 человек (или 8% от общего числа туристов).
Рис. 1 – Продолжительность тура (в днях), 2014 год
Рис. 2 – Продолжительность тура (в днях), 2015 год
Рис. 3 – Продолжительность тура (в днях), первое полугодие 2016 года
Как в 2014 году, так и в 2015 году большая часть туристов (22 481 человек и 12 869 человек соответственно) приехали в Тульскую область с культурно-познавательными целями. Их доля в 2014 году составила 93% от общего числа туристов, в 2015 году - 51%. Туристический поток с целью отдыха и развлечений составил в 2014 году 1 428 человек (или 6% от общего числа туристов, посетивших регион), в 2015 году - 637 человек (или 2%). С целью санаторного лечения Тульский край посетили в 2014 году около 200 человек, что составило 1% от общего числа приехавших туристов, в 2015 году –11 246 человек (или 45%). Также в 2015 году наш регион посетило 150 человек (или 1% от общего числа туристов) с деловым визитом и 340 человек (1% от общего числа туристов) с целью посещения храмов, монастырей и святых источников. В первом полугодие 2016 года большая часть туристов посетила Тульский край с культурно-познавательной целью – 7 890 человек (или 51% от общего числа туристов). Туристический поток с целью отдыха и развлечений в первом полугодие 2016 года составил 5 420 человек (или 35% от общего числа туристов), а с целью лечения и оздоровления Тульский регион посетило 2 018 человек (или 14% от общего числа туристов).
Рис.4 – Цель поездки, 2014 г.
Рис.5 – Цель поездки, 2015 г.
Рис.6 – Цель поездки, первое полугодие 2016 г.
Лидирующие позиции в Тульском регионе занимает культурно-познавательный туризм. Это объясняется наличием значительного числа музеев, памятников истории, родовых имений и усадеб. Главными точками туристского притяжения являются музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и Тульский кремль. Надо отметить, что согласно анализу опросов туристов, посетивших наш регион за сентябрь-декабрь 2016 года, именно Тульский Кремль является самым интересным и наиболее часто посещаем местом Тульского региона. У местных жителей Тульский Кремль ассоциируется с сердцем города. Кремль - это крепость, непоколебимое строение, сила города и даже дом. Если обратиться в историю, то в конце 17 века на территории Тульского Кремля насчитывалось 107 дворов, в которых проживало 197 жителей, а первая улица Тулы находилась тоже здесь и называлась Большой Кремлевской (сегодня ресторан, в здании кремлевского Атриума, носит одноименное название) [1, c.73].
Анализирую географию приема туристов на территории Тульской области из других регионов РФ, мы видим, что наибольшая доля – это туристы из Москвы и Санкт-Петербурга. В 2014 году ТОР-5 регионов РФ по выезду в Тульскую область: Москва и Московская область – 9 918 человек (или 69% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из регионов РФ), Санкт-Петербург – 1711 человек (или 12%), Нижний Новгород – 289 человек (или 2%), Тверь – 221 человек (или 1%), Самара - 147 человек (или 1%). В 2015 году ТОР-5 регионов РФ: Москва и Московская область – 8 327 человек (или 69% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из регионов РФ), Санкт-Петербург – 780 человек (или 6%), Рязанская область – 474 человека (или 4%), Калужская область – 346 человек (или 3%), Саратов - 322 человека (или 3%). За первое полугодие 2016 года ТОР-5 регионов РФ: Москва и Московская область – 3 214 человек (или 40% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из регионов РФ), Санкт-Петербург – 2 117 человек (или 27%), Калужская область – 983 человека (или 12 %), Орловская область – 950 человек (или 12%), Рязанская область - 720 человек (или 9%)
По информации турфирм Тулы и Тульской области из-за границы в 2014 году наш регион посетили 956 человек. Наибольшее число туристов наблюдалось из Германии – 167 человек (или 17% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из-за границы), Китая – 104 человека (или 11%), Италии – 80 человек (или 8%), Турции –49 человек (или 5%), Беларуси – 42 человека (или 4%). В 2015 году Тульский край посетило 989 иностранных граждан. В первую очередь, это туристы из Китая – 168 чел. (или 17% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из-за границы), Германии – 145 чел. (или 15%), Испании – 132 чел. (или 13%), Италии – 89 чел. (или 9%) и Франции – 88 чел. (или 9%). За первое полугодие 2016 года Тульскую область посетило 757 человек. Наибольшее число туристов было зарегистрировано из Китая – 295 человек (или 39% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из-за границы), Германии – 147 человек (или 19 %), Италии – 126 человек (или 17 %), Франции – 98 человек (или 13 %) и США – 91 человек (или 12 %)
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
- Тульская область - это регион с уникальным культурно-историческим наследием, высоким научно-техническим потенциалом и рекреационно-оздоровительным комплексом.
- На территории Тульского региона функционирует 63 музея, 33 природных памятника и 213 памятников истории, 87 военных памятников, 328 памятников архитектуры и 38 парков и скверов, а также ряд других достопримечательностей.
- К основным Тульским брендам можно отнести: тульское оружие, тульская гармонь, тульский пряник, белевская пастила, белевское кружево, филимоновская игрушка, тульская городская игрушка, суворовские конфеты, музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».
- Главными точками туристского притяжения на территории Тульского региона являются музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и Тульский Кремль, причем согласно опросу туристов, посетивших Тульскую область в период с сентября по декабрь 2016 года именно Тульский Кремль является наиболее интересным и часто посещаем местом Тульского региона.
- В 2015 году на территории Тульской области было принято 25 242 чел., что на 1 132 чел. (или на 5%) больше, чем годом ранее. За первое полугодие 2016 года Тульский регион посетило 15 328 человек.
- По данным туристских компаний, большая часть туристов, посетивших наш регион в 2014 году, в 2015 году и в первом полугодие 2016 года – туристы из различных регионов РФ. В 2014 году их число составило 14 328 человек или 59% от общего количества туристов, принятых на территории Тульской области, в 2015 году – 12 132 человека (или 48%), за первое полугодие 2016 года – 7 984 человека (или 52%).
- В 2015 году и в первом полугодие 2016 года большая часть туристов находилась на территории Тульского региона 2-4 дня (15 124 чел. или 60% от общего числа туристов и 6 983 человек или 46% от общего числа туристов соответственно). Годом ранее основная масса туристов находилась в регионе всего лишь 1 день (16 674 чел. или 69% от общего числа туристов).
- Как в 2014 году, в 2015 году и в первом полугодие 2016 года большая часть туристов (22 481 человек, 12 869 человек и 7 890 человек соответственно) приехали в Тульскую область с культурно-познавательными целями. Их доля в 2014 году составила 93% от общего числа туристов, в 2015 году - 51%, в первом полугодие 2016 года – 51%. Туристический поток с целью отдыха и развлечений составил в 2014 году 1 428 человек (или 6% от общего числа туристов, посетивших регион), в 2015 году - 637 человек (или 2%), в первом полугодие 2016 года – 5 420 человек (или 35%). С целью санаторного лечения Тульский край посетили в 2014 году около 200 человек, что составило 1% от общего числа приехавших туристов, в 2015 году –11 246 человек (или 45%), в первом полугодие 2016 года – 2 018 человек (или 14%). Также в 2015 году наш регион посетило 150 человек (или 1% от общего числа туристов) с деловым визитом и 340 человек (1% от общего числа туристов) с целью посещения храмов, монастырей и святых источников.
- Анализируя географию приема туристов на территории Тульской области из других регионов РФ, мы видим, что наибольшая доля – это туристы из Москвы и Санкт-Петербурга. В 2014 году ТОР-5 регионов РФ по выезду в Тульскую область: Москва и Московская область – 9 918 человек (или 69% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из регионов РФ), Санкт-Петербург – 1711 человек (или 12%), Нижний Новгород – 289 человек (или 2%), Тверь – 221 человек (или 1%), Самара - 147 человек (или 1%). В 2015 году ТОР-5 регионов РФ: Москва и Московская область – 8 327 человек (или 69% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из регионов РФ), Санкт-Петербург – 780 человек (или 6%), Рязанская область – 474 человека (или 4%), Калужская область – 346 человек (или 3%), Саратов - 322 человека (или 3%). За первое полугодие 2016 года ТОР-5 регионов РФ: Москва и Московская область – 3 214 человек (или 40% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из регионов РФ), Санкт-Петербург – 2 117 человек (или 27%), Калужская область – 983 человека (или 12 %), Орловская область – 950 человек (или 12%), Рязанская область - 720 человек (или 9%)
10. По информации турфирм Тулы и Тульской области из-за границы в 2014 году наш регион посетили 956 человек. Наибольшее число туристов наблюдалось из Германии – 167 человек (или 17% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из-за границы), Китая – 104 человека (или 11%), Италии – 80 человек (или 8%), Турции –49 человек (или 5%), Беларуси – 42 человека (или 4%). В 2015 году Тульский край посетило 989 иностранных граждан. В первую очередь, это туристы из Китая – 168 чел. (или 17% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из-за границы), Германии – 145 чел. (или 15%), Испании – 132 чел. (или 13%), Италии – 89 чел. (или 9%) и Франции – 88 чел. (или 9%). За первое полугодие 2016 года Тульскую область посетили 757 человек. Наибольшее число туристов было зарегистрировано из Китая – 295 человек (или 39% от общего числа туристов, посетивших Тульскую область из-за границы), Германии – 147 человек (или 19 %), Италии – 126 человек (или 17 %), Франции – 98 человек (или 13 %) и США – 91 человек (или 12 %)
Одним из предложений по развитию внутреннего туризма Тульского региона может стать брендирование Тульского региона посредством создания в центральной части города туристского комплекса «Тульское чаепитие». Туристский комплекс «Тульское чаепитие» будет состоять из музея Тульских самоваров, выполненного в форме самовара, окруженного шестью кафе, возведенных в форме чашек. Внутренний дизайн каждого из шести кафе будет выполнен в соответствии с культурой и обычаями той страны, кухня которой будет здесь представлена. Целью проекта туристского комплекса «Тульское чаепитие» является консолидации туристов различных стран и культур посредством приобщения их к культуре и истории Тульского региона в процессе посещения музея «Тульские самовары», а также предоставление им права выбора, в соответствии с их потребительскими предпочтениями и культурными особенностями, места для питания из шести предложенных кафе.
Основными задачами создания туристского комплекса «Тульское чаепитие» являются:
- возведение в центральной части города Тулы туристского комплекса «Тульское чаепитие»;
- формирование в сознании, как у жителей города Тулы, так и у гостей региона понятия, что туристский комплекс «Тульское чаепитие» является одним из лучших в регионе мест, где любой желающий, может выбрать кухню на любой вкус и предпочтение;
- создание туристского комплекса «Тульское чаепитие» как единого места консолидации туристов;
- брендирование Тульского региона посредством показательного возведения объектов культуры и питания в форме основных брендов Тульского региона.
Другим предложением по развитию внутреннего туризма Тульского региона является проект развития молодежного туризма. Развитие молодежного туризма является главным инструментом роста и развития туристской отрасли в целом. Основной целью развития молодежного туризма является привлечение в Тульскую область с культурно-познавательными, рекреационными, оздоровительными и иными целями молодого поколения – будущего России, и перенаправление интереса молодежи от виртуального общения, алкоголя, курения и наркотиков в пользу активного отдыха и здорового образа жизни. Туризм – прямой путь к воспитанию истинных патриотов страны. Патриот – это человек, любящий и уважающий историю своей страны, а, чтобы по-настоящему любить свой край, свою Малую Родину ее надо знать. Здесь важное значение имеет развитие культурно-познавательного туризма. Кроме того, нельзя забывать про спортивный туризм, который способен активизировать интерес юношей к армии. Под молодежным туризмом понимается активный отдых, направленный на выявление лидерских способностей, на социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подрастающего поколения (например, юноши, в полевых условиях, могут оценить работу МЧС, геологов, а девушки – деятельность медицинских работников и т.д.).
Туризм – важная отрасль экономики. Благосостояние страны и регионов во многом зависит от того, насколько развита туристская отрасль. Акцент здесь необходимо сделать на привлечение в регион именно молодого поколения (инвестиции в будущее). Молодежь – социальная категория. В связи с этим ее легко приучить к активному и полезному, с точки зрения познания, времяпровождению. Важно создать в регионе все условия для того, чтобы молодежь вместо пассивного отдыха дома выбирала активный отдых на территории Тульской области.
Основными задачами развития молодежного туризма в Тульском регионе являются:
- создание на территории Тульского региона молодежной туристской инфраструктуры: туристских клубов, туристских баз и гостиниц для школьников, студенческой молодежи, молодых семей;
- проведение на территории Тульского региона Всероссийского молодежного туристического лагеря, деятельность которого будет включать в себя активную экскурсионную работу, площадку для занятия физической культурой и спортом (соревнования по спортивному ориентированию, пляжный волейбол, велосипедный спорт и т.д.), а также все необходимые условия для отдыха, оздоровления и лечения;
- организация и проведение в регионе молодежных туристских форумов, конференций, фестивалей;
- разработка молодежных туристских маршрутов, наиболее полно раскрывающих природный, культурный, туристско-рекреационный потенциал региона (однодневные и многодневные, пешие велосипедные, автобусные и другие);
- организация и проведение сезонных молодежных туристских школ для школьников и студентов, представление подробной информации о достопримечательностях региона, основных точках притяжения туристов и перспектив развития туризма, как в регионе, так и в России;
- установка на Федеральный трассах М2 и М4 щитов-баннеров с отражением молодежной направленности в туризме Тульского региона, отражение основных тульских брендов;
- создание в Тульском регионе при футбольном клубе «Арсенал» женской футбольной лиги, главными целями которой будут являться: спорт, пропаганда здорового образа жизни, благотворительность и активная социальная деятельность.