Государству традиционно отводится решающая роль в вопросах регулирования экономического роста. Представители различных экономических воззрений признают факт автономной рецессии, в которой находится сегодня российская экономика, дискутируя по вопросам причин и путей преодоления создавшейся социально-экономической ситуации (см. табл. 1).
Таблица 1 - Основные направления государственной политики стимулирования экономического роста в РФ
Пути стимулирования экономического роста |
Документы |
Реализация |
Политика экспортоориентированного роста |
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015-2017 гг.; Российский экспортный для поддержки несырьевого экспорта |
Эффективное распределение ресурсов для создания конкурентоспособной продукции. Первый шаг – политика плавающего валютного курса для поддержки несырьевого экспорта |
Политика импортозамещения |
Основные направления деятельности Правительства до 2018 г.; Правительственная комиссия по поддержке импортозамещения
|
Фиксированный валютный курс с целью снижения цены инвестиционного импорта. Использование дешевых кредитных ресурсов госкомпаний, государственные субсидии как источник роста. Введение тарифов и квот на импортную продукцию с целью создания барьеров для конкуренции со стороны зарубежных предприятий.
|
Инновационный путь |
Концепции социально-экономического развития России до 2020 г.; Прогноз научно-технологического развития РФ на период до 2030 г. |
Выделение приоритетных отраслей. Улучшение финансирования инновационных компаний малого и среднего бизнеса. Ускорение внедрения разработок, в том числе проведение налоговых реформ. Усиление взаимодействия ученых и предпринимателей, развитие системы грантов. |
Новая индустриализация |
Губанов С. «Неоиндустриализация России и нищета ее саботажной критики» (работа содержит алгоритм перехода к модели новой индустриализации) |
Создание инновационно-активной промышленности и сельского хозяйства как приоритетная задача госсектора. Построение новых отраслей с высокой производительностью труда и высокой добавленной стоимостью на основе современных технико-технологических достижений. Повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции. Увеличение доли внутреннего фонда накопления. |
Институциональные реформы |
Указы Президента РФ; Стратегия - 2020 |
Сокращение нерыночного сектора. Создание мотивации к повышению эффективности и для бизнеса, и для гос. структур. Сокращение масштабов госрегулирования. Защита прав собственности. Обеспечение равной рыночной ответственности всех компаний за результаты своей деятельности; отказ от «промышленного патернализма». Реформирование бюджетных секторов экономики. |
Представители либерально-классического течения видят причины торможения темпов экономического роста в исчерпании модели «экономики спроса» и в качестве решения проблемы предлагают мероприятия «экономики» предложения. Сторонники государственного присутствия в экономике (теории государственного капитализма, неокейнсианства, например) выход из сложившейся экономической ситуации связывают с созданием новой модели индустриализации России вместо несостоятельной на сегодняшний день экспортно-сырьевой модели экономического развития (см. табл. 2).
Таблица 2 - Особенности взглядов представителей различных экономических течений
на проблему посткризисной модели экономического роста РФ
Мероприятия в рамках перехода от «экономики спроса» к «экономике предложения» |
Мероприятия в рамках построения модели новой индустриализации |
Сокращение нерыночного сектора |
Создание инновационно-активной промышленности и сельского хозяйства как приоритетная задача госсектора |
Повышение степени защищенности собственности, приватизация |
Ориентация экономики на высокотехнологичное обновление и высокий уровень эффективности |
Сокращение контроля бизнеса |
Построение новых отраслей с высокой производительностью труда и высокой добавленной стоимостью на основе современных технико-технологических достижений |
Перераспределение ресурсов в пользу регионов |
Модернизация топливно-энергетического, металлургического комплексов, капитальные вложения в высокие технологии ВПК |
Реформа бюджетных секторов – здравоохранения, образования, полиции |
Повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции |
Жесткие бюджетные ограничения в области госзакупок и пенсионной системы |
Увеличение доли внутреннего фонда накопления |
Свертывание патернализма социальной политики |
Рост реальной покупательной способности населения, товаропроизводителей и государственного бюджета |
Результат |
|
Сокращение расходов госбюджета |
Увеличение доходов госбюджета |
Официальная перспектива развития российской экономики отражена в Концепции социально-экономического развития России до 2020 г., разработанной Правительством РФ. В этом документе говорится о мероприятиях, без которых невозможен переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
Для того, чтобы Россия вышла на инновационный путь развития, необходимо прекратить опережающее повышение тарифов на энергоносители, сформировать механизмы кредитования внутреннего производства, привести уровень финансирования науки и образования в соответствие с мировыми стандартами. Кроме того, освободить производство добавленной стоимости и инвестиции от запредельного налогового бремени, привести закупочную политику контролируемых государством корпораций в соответствие с задачами развития отечественной промышленности и положить конец лоббированию интересов иностранных конкурентов в высших эшелонах власти.
В силу запредельной изношенности основных фондов, старения высококвалифицированных кадров, глубокого падения производства высокотехнологических товаров и нарастающей переориентации экономики на импортную технологическую базу, меры по переводу экономики на инновационный путь развития нужно предпринимать немедленно. Сохраняющийся научно-производственный потенциал позволяет реализовать заявленную стратегию инновационного развития. При этом темпы экономического роста должны обеспечить до 12% прироста ВВП в ближайшие годы и держаться на уровне не менее 10% весь прогнозный период.
Описанная выше Концепция предусматривает реализацию следующих мероприятий:
1. Формулирование масштабного плана государственной поддержки жилищного строительства как отрасли, формирующей максимальные мультипликативные эффекты для экономики, с выходом на объем инвестиций не менее 500 млрд. руб. в год. При этом упор необходимо делать на комплексное освоение территорий и малоэтажное строительство с применением современных энергосберегающих технологий, с бесплатным предоставлением в собственность жителям новых поселений земельных участков. В комбинации инструментов господдержки следует учитывать следующие: субсидирование ставок по ипотечным кредитам, государственный заказ на жилье для бюджетников, увольняемых в запас военнослужащих, отселяемых жителей моногородов, бесплатное предоставление обустроенных земельных участков под застройку компаниям, государственные гарантии застройщикам, субсидирование ставок по кредитам застройщикам.
2. Определение приоритетов технологического перевооружения российской экономики с предоставлением существенных налоговых льгот инвесторам. В частности, следует отменить импортные пошлины на ввоз технологического оборудования и предоставлять налоговые каникулы по уплате НДС на ввозимое оборудование, отложив уплату налога до начала деятельности. В ряде секторов следует поддержать за счет государственных средств лизинговые компании.
3. Разработка и осуществление комплексного плана по поддержке въездного туризма как отрасли, формирующей значительный мультипликативный эффект для экономики. Для этого необходимо либерализовать процедуры визового регулирования и пограничного контроля.
4. Публичное обсуждение новой налоговой реформы, которая, среди прочих, сможет решить проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы одновременно со снижением налогообложения труда и проблемы стимулирования нефтяных компаний к расширению добычи в сложных условиях и созданию новых перерабатывающих мощностей.
5. Реализация среднесрочной инвестиционной программы, направленной на развитие каналов широкополосного доступа в Интернет по технологии ADSL в регионах России с целью обеспечения такой возможности в течение 3 лет во всех региональных центрах и городах с населением свыше 300000 человек, а в течение 5 лет - во всех городах с населением свыше 50000 человек.
6. Оказание государственной помощи отдельным крупным инвестиционным проектам, находящимся в завершающей стадии строительства, путем предоставления государственных гарантий.
7. Увеличение государственных инвестиций в поддержку процесса модернизации образования, разработка новых образовательных стандартов и организационных форм.
8. Завершение реформы технического регулирования, являющегося сегодня значительным препятствием для инвестирования.
9. Введение процедуры парламентского контроля за деятельностью госкомпаний и госкорпораций с обязательным публичным раскрытием информации об их деятельности.
10. Правительство должно разработать и реализовать новую программу дебюрократизации отношений между бизнесом и властью, ориентированную на облегчение процедур создания и регистрации бизнеса, замену государственного лицензирования страховыми платежами или регистрацией в саморегулируемых организациях бизнеса.
В настоящее время перед государственной экономической политикой России стоят две ключевые задачи:
- запустить экономический рост;
- демпфировать потери благосостояния населения.
Среди первоочередных задач по запуску экономического роста необходимо выделить следующие:
1) Снижение темпов инфляции и достижение ее целевого уровня 4%, в результате чего:
- повысится предсказуемость экономической жизни;
- будет повышена доступность кредитов;
- ценовая определенность будет стимулировать потребительский спрос в экономике и способствовать социальной стабильности в обществе.
2) Совершенствование бюджетной политики, включающее:
- восстановление бездефицитности бюджета при ограничении роста государственного долга, что способствует повышению доверию к макроэкономической политике страны;
- бюджетная поддержка производительных отраслей (транспортной и социальной инфраструктуры) как обязательное условие потенциального роста;
- формирование нового бюджетного правила на случай восстановления высокой конъюнктуры углеводородов.
3) Формирование инвестиционного климата, а именно:
- дерегулирование экономики;
- реформа контрольно-надзорных органов, нацеленная на сокращение государственных функций и числа контрольных органов;
- поддержка малого и среднего бизнеса;
- защита собственности и безопасности предпринимателей.
4) Развитие конкуренции, в том числе для расширения доступа на отечественный рынок иностранной продукции.
5) Стимулирование несырьевого экспорта:
- снятие барьеров для экспорта и для внешнеэкономической деятельности в целом (в рейтинге «Doing Business» -2016 по международной торговле Россия опустилась за год со 155-го места на 170-е);
- недопущение расширения практики административного ограничения несырьевого экспорта;
- снятие барьеров для импорта, поскольку эффективность экспорта часто связана с эффективностью завязанного на выпуск данной экспортной продукции импорта;
- решение задач импортозамещения.
6) Институциональные реформы в отраслях человеческого капитала – образование, здравоохранение, пенсионная система. В связи с эти решения требуют задачи:
- социальные – развитие собственно человеческого капитала;
- фискальные – эффективное расходование финансовых ресурсов;
- инвестиционные.
7) Социальная политика – ориентация на комплексное оказание необходимой помощи, учитывая принцип адресности.
Реализация объявленной стратегии инновационного развития страны блокируется инерцией сложившихся процедур планирования макроэкономической политики. Но остается надеяться, что обещанное в Концепции "становление системы национального стратегического планирования (управления), направленного на выявление долгосрочных угроз, приоритетов развития и путей решения возникающих проблем совместными усилиями бизнеса, государства и общества" будет реализовано и позволит повернуть экономику на инновационный путь развития.