Full text

Государству традиционно отводится решающая роль в вопросах регулирования экономического роста. Представители различных экономических воззрений признают факт автономной рецессии, в которой находится сегодня российская экономика, дискутируя по вопросам причин и путей преодоления создавшейся социально-экономической ситуации (см. табл. 1). 

Таблица 1 - Основные направления государственной политики стимулирования экономического роста в РФ

Пути стимулирования экономического роста

Документы

Реализация

Политика экспортоориентированного роста

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015-2017 гг.;

Российский экспортный для поддержки несырьевого экспорта

Эффективное распределение ресурсов для создания конкурентоспособной продукции. Первый шаг – политика плавающего валютного курса для поддержки несырьевого экспорта

Политика импортозамещения

Основные направления деятельности Правительства до 2018 г.;

Правительственная комиссия по поддержке импортозамещения

 

Фиксированный валютный курс с целью снижения цены инвестиционного импорта.

Использование дешевых кредитных ресурсов госкомпаний, государственные субсидии как источник роста.

Введение тарифов и квот на импортную продукцию с целью создания барьеров для конкуренции со стороны зарубежных предприятий.

 

Инновационный путь

Концепции социально-экономического развития России до 2020 г.;

Прогноз научно-технологического развития РФ на период до 2030 г.

Выделение приоритетных отраслей.

Улучшение финансирования инновационных компаний малого и среднего бизнеса.

Ускорение внедрения разработок, в том числе проведение налоговых реформ.

Усиление взаимодействия ученых и предпринимателей, развитие системы грантов.

Новая индустриализация

Губанов С. «Неоиндустриализация России и нищета ее саботажной критики» (работа содержит алгоритм перехода к модели новой индустриализации)

Создание инновационно-активной промышленности и сельского хозяйства как приоритетная задача госсектора.

Построение новых отраслей с высокой производительностью труда и высокой добавленной стоимостью на основе современных технико-технологических достижений.

Повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

Увеличение доли внутреннего фонда накопления.

Институциональные реформы

Указы Президента РФ;

Стратегия - 2020

Сокращение нерыночного сектора.

Создание мотивации к повышению эффективности и для бизнеса, и для гос. структур.

Сокращение масштабов госрегулирования.

Защита прав собственности.

Обеспечение равной рыночной ответственности всех компаний за результаты своей деятельности; отказ от «промышленного патернализма».

Реформирование бюджетных секторов экономики.

 

Представители либерально-классического течения видят причины торможения темпов экономического роста в исчерпании модели «экономики спроса» и в качестве решения проблемы предлагают мероприятия «экономики» предложения. Сторонники государственного присутствия в экономике (теории государственного капитализма, неокейнсианства, например) выход из сложившейся экономической ситуации связывают с созданием новой модели индустриализации России вместо несостоятельной на сегодняшний день экспортно-сырьевой модели экономического развития (см. табл. 2).

 

Таблица 2 - Особенности взглядов представителей различных экономических течений
на проблему посткризисной модели экономического роста
РФ

Мероприятия в рамках перехода от «экономики спроса» к «экономике предложения»

Мероприятия в рамках построения модели новой индустриализации

Сокращение нерыночного сектора

Создание инновационно-активной промышленности и сельского хозяйства как приоритетная задача госсектора

Повышение степени защищенности собственности, приватизация

Ориентация экономики на высокотехнологичное обновление и высокий уровень эффективности

Сокращение контроля бизнеса

Построение новых отраслей с высокой производительностью труда и высокой добавленной стоимостью на основе современных технико-технологических достижений

Перераспределение ресурсов в пользу регионов

Модернизация топливно-энергетического, металлургического комплексов, капитальные вложения в высокие технологии ВПК

Реформа бюджетных секторов – здравоохранения, образования, полиции

Повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции

Жесткие бюджетные ограничения в области госзакупок и пенсионной системы

Увеличение доли внутреннего фонда накопления

Свертывание патернализма социальной политики

Рост реальной покупательной способности населения, товаропроизводителей и государственного бюджета

Результат

Сокращение расходов госбюджета

Увеличение доходов госбюджета

 

Официальная перспектива развития российской экономики отражена в Концепции социально-экономического развития России до 2020 г., разработанной Правительством РФ. В этом документе говорится о мероприятиях, без которых невозможен переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.

Для того, чтобы Россия вышла на инновационный путь развития, необходимо прекратить опережающее повышение тарифов на энергоносители, сформировать механизмы кредитования внутреннего производства, привести уровень финансирования науки и образования в соответствие с мировыми стандартами. Кроме того, освободить производство добавленной стоимости и инвестиции от запредельного налогового бремени, привести закупочную политику контролируемых государством корпораций в соответствие с задачами развития отечественной промышленности и положить конец лоббированию интересов иностранных конкурентов в высших эшелонах власти.

В силу запредельной изношенности основных фондов, старения высококвалифицированных кадров, глубокого падения производства высокотехнологических товаров и нарастающей переориентации экономики на импортную технологическую базу, меры по переводу экономики на инновационный путь развития нужно предпринимать немедленно. Сохраняющийся научно-производственный потенциал позволяет реализовать заявленную стратегию инновационного развития. При этом темпы экономического роста должны обеспечить до 12% прироста ВВП в ближайшие годы и держаться на уровне не менее 10% весь прогнозный период.

Описанная выше Концепция предусматривает реализацию следующих мероприятий:

1. Формулирование масштабного плана государственной поддержки жилищного строительства как отрасли, формирующей максимальные мультипликативные эффекты для экономики, с выходом на объем инвестиций не менее 500 млрд. руб. в год. При этом упор необходимо делать на комплексное освоение территорий и малоэтажное строительство с применением современных энергосберегающих технологий, с бесплатным предоставлением в собственность жителям новых поселений земельных участков. В комбинации инструментов господдержки следует учитывать следующие: субсидирование ставок по ипотечным кредитам, государственный заказ на жилье для бюджетников, увольняемых в запас военнослужащих, отселяемых жителей моногородов, бесплатное предоставление обустроенных земельных участков под застройку компаниям, государственные гарантии застройщикам, субсидирование ставок по кредитам застройщикам.

2. Определение приоритетов технологического перевооружения российской экономики с предоставлением существенных налоговых льгот инвесторам. В частности, следует отменить импортные пошлины на ввоз технологического оборудования и предоставлять налоговые каникулы по уплате НДС на ввозимое оборудование, отложив уплату налога до начала деятельности. В ряде секторов следует поддержать за счет государственных средств лизинговые компании.

3. Разработка и осуществление комплексного плана по поддержке въездного туризма как отрасли, формирующей значительный мультипликативный эффект для экономики. Для этого необходимо либерализовать процедуры визового регулирования и пограничного контроля.

4. Публичное обсуждение новой налоговой реформы, которая, среди прочих, сможет решить проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы одновременно со снижением налогообложения труда и проблемы стимулирования нефтяных компаний к расширению добычи в сложных условиях и созданию новых перерабатывающих мощностей.

5. Реализация среднесрочной инвестиционной программы, направленной на развитие каналов широкополосного доступа в Интернет по технологии ADSL в регионах России с целью обеспечения такой возможности в течение 3 лет во всех региональных центрах и городах с населением свыше 300000 человек, а в течение 5 лет - во всех городах с населением свыше 50000 человек.

6. Оказание государственной помощи отдельным крупным инвестиционным проектам, находящимся в завершающей стадии строительства, путем предоставления государственных гарантий.

7. Увеличение государственных инвестиций в поддержку процесса модернизации образования, разработка новых образовательных стандартов и организационных форм.

8. Завершение реформы технического регулирования, являющегося сегодня значительным препятствием для инвестирования.

9. Введение процедуры парламентского контроля за деятельностью госкомпаний и госкорпораций с обязательным публичным раскрытием информации об их деятельности.

10. Правительство должно разработать и реализовать новую программу дебюрократизации отношений между бизнесом и властью, ориентированную на облегчение процедур создания и регистрации бизнеса, замену государственного лицензирования страховыми платежами или регистрацией в саморегулируемых организациях бизнеса.

В настоящее время перед государственной экономической политикой России стоят две ключевые задачи:

- запустить экономический рост;

- демпфировать потери благосостояния населения.

Среди первоочередных задач по запуску экономического роста необходимо выделить следующие:

1)              Снижение темпов инфляции и достижение ее целевого уровня 4%, в результате чего:

- повысится предсказуемость экономической жизни;

- будет повышена доступность кредитов;

- ценовая определенность будет стимулировать потребительский спрос в экономике и способствовать социальной стабильности в обществе.

2) Совершенствование бюджетной политики, включающее:

- восстановление бездефицитности бюджета при ограничении роста государственного долга, что способствует повышению доверию к макроэкономической политике страны;

- бюджетная поддержка производительных отраслей (транспортной и социальной инфраструктуры) как обязательное условие потенциального роста;

- формирование нового бюджетного правила на случай восстановления высокой конъюнктуры углеводородов.

3) Формирование инвестиционного климата, а именно:

- дерегулирование экономики;

- реформа контрольно-надзорных органов, нацеленная на сокращение государственных функций и числа контрольных органов;

- поддержка малого и среднего бизнеса;

- защита собственности и безопасности предпринимателей.

4) Развитие конкуренции, в том числе для расширения доступа на отечественный рынок иностранной продукции.

5) Стимулирование несырьевого экспорта:

- снятие барьеров для экспорта и для внешнеэкономической деятельности в целом (в рейтинге «Doing Business» -2016 по международной торговле Россия опустилась за год со 155-го места на 170-е);

- недопущение расширения практики административного ограничения несырьевого экспорта;

- снятие барьеров для импорта, поскольку эффективность экспорта часто связана с эффективностью завязанного на выпуск данной экспортной продукции импорта;

- решение задач импортозамещения.

6) Институциональные реформы в отраслях человеческого капитала – образование, здравоохранение, пенсионная система. В связи с эти решения требуют задачи:

- социальные – развитие собственно человеческого капитала;

- фискальные – эффективное расходование финансовых ресурсов;

- инвестиционные.

7) Социальная политика – ориентация на комплексное оказание необходимой помощи, учитывая принцип адресности.

Реализация объявленной стратегии инновационного развития страны блокируется инерцией сложившихся процедур планирования макроэкономической политики. Но остается надеяться, что обещанное в Концепции "становление системы национального стратегического планирования (управления), направленного на выявление долгосрочных угроз, приоритетов развития и путей решения возникающих проблем совместными усилиями бизнеса, государства и общества" будет реализовано и позволит повернуть экономику на инновационный путь развития.