На современном уровне развития рыночной экономики в России трудно найти управленца, который бы не слышал о системе управленческого учета. Можно найти экономистов, менеджеров, которые непосредственно занимались постановкой или даже формированием отчетов в системе управленческого учета. С того момента, как понятие управленческого учета стало занимать умы управленческого персонала российских компаний, прошло не так много времени. При этом единства по многим методологическим вопросам управленческого учета до сих пор нет. Многие вопросы находятся в стадии научной дискуссии, что не мешает практическому внедрению этого учета, но сдерживает его широкое распространение.
Современная экономика ставит перед бухгалтерским учетом сложную задачу – оперативно и грамотно реагировать на различные изменения микро- и макросреды каждой организации и отражать их в себе с целью формирования достоверной и качественной информации о состоянии бизнеса экономических агентов [2, с. 115]. Одним из абсолютно необходимых этапов формирования на предприятии современной системы управления является постановка управленческого учета. Управленческий учет сегодня является одним из основополагающих аспектов всей системы управления предприятием. Бухгалтерский управленческий учет представляет собой связующий элемент между управлением и учетным процессом.
Управленческий учет в целом является составной частью бухгалтерского учета компании, однако он имеет особенности. Одна из них – метод управленческого учета, который состоит из следующих элементов.
Документация – представлена первичными документами и электронными носителями информации, гарантирующими управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности компании. Для целей сокращения расходов управленческий учет использует первичные документы бухгалтерского финансового учета, а также документы оперативного учета.
Инвентаризация – способ определения фактического состояния объекта, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, позволяет контролировать их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.
Группировка и оценка – способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию в разрезе определенных признаков. Сгруппированная информация об объекте используется для оценки результатов деятельности и для принятия управленческих решений. Выделяют следующие основные признаки группировки объектов управленческого учета: специфика производственной деятельности; технологическая и организационная структура организации; организация управления; целевые функции системы управления.
Контрольные счета – такие счета позволяют хранить информацию, обобщенную в рамках управленческого учета. Кроме того, система контрольных счетов позволяет компании установить полноту и правильность учетных записей, систематизировать данные по определенному признаку.
Планирование – непрерывный циклический процесс, направленный на приведение возможностей компании в соответствие с условиями рынка.
Нормирование – процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования ресурсов организации.
Лимитирование – система контроля материальных затрат, основанная на системе норм и нормативов. Лимит - нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установленные технологической документацией. Такие лимиты планируются в рамках производственной программы для каждого производственного подразделения компании исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции.
Анализ – в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность, как всей организации, так и ее отдельных подразделений.
Контроль – завершает процесс планирования и анализа сведений управленческого учета контроль, который позволяет определить и устранить возникающие отклонения. Отметим, что все перечисленные элементы метода управленческого учета тесно взаимосвязаны, причем часть из них является элементами метода ведения бухгалтерского учета.
Управленческий учет используют для:
- предоставления нужных сведений администрации предприятия с целью управления производством и вынесения перспективных решений;
- определения фактической стоимости продукции (работ, услуг) предоставляемых компанией своим потребителям, и отклонений от запланированных результатов, норм, смет и стандартов;
- определения результатов в денежном эквиваленте по реализованной продукции, технологическим решениям, бизнес-подразделениям и остальным позициям.
К сожалению, в настоящий момент некоторые компании все еще недооценивают роль управленческого учета в успешном ведении бизнеса и продвижении на рынке, поэтому само это понятие используется не так часто. Некоторые элементы управленческого учета входят в систему учета бухгалтерского (например, учет затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции); также они включаются в оперативный учет и экономический анализ (в частности, в процесс анализа себестоимости продукции, оценки выполнения плана, обоснования выносимых решений и т.п.).
На всех этапах бизнес-деятельности к бухгалтерским данным традиционно предъявлялись следующие требования: объективность, оперативность, достоверность, точность.
Но в настоящее время перечисленных выше критериев оказывается недостаточно. Получаемая руководством предприятий информация должна обладать высоким качеством, удовлетворяя потребности своих внутренних и внешних пользователей. То есть, бухгалтерские данные должны содержать в себе минимум показателей, но быть полезными максимуму пользователей, находящихся на различных уровнях системы управления предприятием. При этом данные должны быть проверенными, существенными и целесообразными, с исключением излишних показателей.
Для возможности удовлетворения перечисленных требований нужно разделить бухгалтерский учет на две основные подсистемы: управленческую и финансовую.
Финансовый учет включает в себя информацию, используемую как для внутреннего управления, так и для сообщения ее внешним пользователям (контрагентам). Управленческая же подсистема необходима для выполнения внутренних функций управления компанией.
В управленческом учете данные собираются, группируются, затем идентифицируются и тщательно изучаются для самого четкого и объективного отражения результатов бизнес-деятельности структурных единиц и определения их доли участия в прибыли компании. При этом степень эффективности производства представляется в управленческом учете в качестве процесса сопоставления стандартных и фактических расходов и результатов.
Постановка системы управленческого учета на предприятии позволяет преодолеть различные организационные проблемы, на пример, несогласованность стратегического и текущего планирования, как следствие отсутствия последовательности операций, проходящей через все отделы и имеющей своей целью удовлетворение потребностей руководства в инструменте управления – финансовом плане, приводит к отрыву долгосрочных финансовых планов от краткосрочных [1, с. 98].
Эксперты полагают, что в настоящее время управленческий учет выступает в роли своеобразного информационного фундамента процессов управления работой предприятия, решения стратегически важных задач и тактикой поведения на рынке. При этом основным назначением этого вида учета следует считать предоставление информации для принятия как прогнозных, так и оперативных управленческих решений. Управленческий учет предоставляет широкие возможности для обобщения, обработки и анализа сведений, поступающих из основных структурных элементов системы управления предприятия. В их число входят:
- общее управление,
- финансовое управление,
- администрирование,
- производство,
- маркетинг,
- управление кадрами,
- информационные технологии.
Таким образом, система управленческого учета является неотъемлемой составляющей управления современным предприятием, в первую очередь, стратегического. Это объясняется тем, что все решения, которые принимаются в организации на основе данных, полученных из системы управленческого учета, влекут за собой длительные последствия, поскольку так или иначе направлены на достижение бизнес-целей компании.
Правильно организованная система управленческого учета, предоставляющая менеджерам оперативную информацию в удобном для понимания и анализа виде, становится одним из стратегических ресурсов предприятия, давая ему следующие преимущества:
- управление издержками (так как управление затратами является одной из главных целей коммерческой организации);
- снижение расходов и повышение их прозрачности, повышающее конкурентоспособность компании на рынке;
- внедрение современных технологий и инструментов (данные, полученные путем использования системы управленческого учета, являются внутренним продуктом, сформированный в соответствии со спецификой бизнес-деятельности компании);
- формирование информации для осуществления основных функций управления (управленческий учет позволяет представлять данные в форме, наиболее удобной для решения управленческих задач, в частности, формирования внутренних отчетных документов и их анализа; стратегического планирования; управления финансовыми средствами; корпоративного инвестирования; управления издержками; бюджетирования).
На рисунке 1 показана схема реализации системного подхода к управленческому учету на предприятии.
Рис. 1. Реализация принципа системного подхода управленческого учета на предприятии
В процессе ведения управленческого учета аналитики выявляют, собирают, фиксируют, измеряют, а также хранят и анализируют информацию, обеспечивая ее защиту. Принимаемые управленческие решения носят разный характер и, соответственно, опираются на разнообразную информацию. В частности, оперативные решения (решения дня) принимают менеджеры исходя из оперативной финансово-хозяйственной информации. Такая информация поступает к менеджеру по запросу и часто не оформляется документально, но позволяет быстро принимать решения; тактические решения принимают менеджеры, опираясь не только на информацию текущего периода, но и на данные статистики, анализа экономической, финансово-хозяйственной информации предыдущего периода, а также плановые и прогнозные показатели; стратегические решения невозможно принимать без опоры на плановую, прогнозную информацию о развитии того или иного сектора экономики, сегмента рынка, без учета внутренних и внешних факторов.
Таким образом, на практике выделяют два направления развития концепции управленческого учета в зависимости от целей, преследуемых экономическим субъектом.
Внутренний управленческий учет. Цель такого учета состоит в подготовке, интерпретации информации для целей тактического управления хозяйственной деятельностью компании. Подготовка генерального бюджета на ближайшую перспективу (например, год) - одна из практических задач этого направления управленческого учета. Главная цель внутреннего управленческого учета - способствовать повышению эффективности и прибыльности производственных процессов в организации.
Стратегический управленческий учет. Цель такого учета состоит в подготовке качественной информационной базы данных для потребностей стратегического менеджмента, принятия руководством компании управленческих решений, нацеленных на перспективу развития на 5 - 10 лет вперед. Составление стратегического плана развития компании на долгосрочную перспективу строится, в том числе, на основе прогнозов развития отрасли, сегмента рынка, направления развития компании, что повышает и расширяет статус и сферу действия управленческого учета.
В рамках реализации принципа системности управленческого учета могут решаться разнообразные задачи – сбор и обработка информации о различных сторонах деятельности компании: от финансовых и натуральных производственных показателей до сбора мнений сотрудников о самой компании, прогнозирование и моделирование будущего состояния компании, генерацию необходимых показателей, позволяющих отслеживать близость компании к намеченным планам [3, с. 205].
Говоря о значении управленческого учета для современной организации, можно констатировать, что любое предприятие, являясь экономической системой, напрямую зависит от используемой ею системы управленческого учета и анализа, дающей ей все необходимые сведения для решения стратегических и ежедневных задач и определения бизнес-целей. Специфика же формирования учетных данных определяется внутренней средой той или иной организации, поэтому всегда остается сугубо индивидуальной для каждой компании.