Фундаментальная перестройка всей системы российского образования, в ходе проводимой сегодня образовательной реформы подразумевает переход к системной подготовке специалистов новой формации, опирающейся на принцип субъектно-субъектных отношений, активно вовлекающей студентов в процесс их профессионального становления, нацеленной на развитие творческой активности личности. В связи с этим профессиональная подготовка в высшей школе нуждается в новой ориентации педагогического процесса, связанного с использованием новых педагогических подходов, образовательных технологий и содержания профессиональной подготовки современного специалиста, способного самостоятельно решать сложные научно-технические и инженерно-конструкторские задачи в производственном процессе. В сложившейся ситуации одной из основных задач современной высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста, способного к продуктивной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющего технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач. На практике далеко не всегда специалисты с высшим образованием способны реализовать подобные задачи, т.к. традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования сегодня должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным к принятию решений.
Одним из главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса. В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента преподавание и учение.
Преподавание понимается как деятельность преподавателей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность студентов по усвоению предлагаемых им знаний.
В последние годы усилился интерес к теории оптимизации образовательных процессов в связи с широким применением технологий в обучении, а также значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения высококачественного образования. Таким образом, актуальная задача для методистов, социологов, экономистов – правильно спланированное и организованное преподавание.
Содержание обучения требует изменения своих структурных компонентов. Наравне с когнитивным и ценностным, особое внимание должно уделяться деятельностному (творческому) и личностному аспектам, которые предполагают развитие различных способов деятельности с целью развития и становления себя, реализации своих планов и целевых ориентиров, познание себя, формирование механизмов самоконтроля и рефлексии, личностной позиции [1, с.250].
В экономике, как и в других сферах жизни общества, проявляются определенные объективные закономерности, принципы, зависимости, которые выявляет экономическая теория, описывая взаимосвязи и процессы объективного мира в системе экономических категорий и законов. Несмотря на то, что по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в учебных программах экономическая теория (экономика) не является обязательной федеральной компонентой, она остается наиболее распространенной составляющей образования студентов на всех направлениях программ бакалавриата.
Актуальность обсуждения проблем преподавания экономической теории в техническом вузе связана с возросшими требованиями к уровню компетентности выпускников вузов, получаемых ими знаний, навыков и умений в сфере своей будущей профессиональной деятельности целом и в области экономической эффективности приложения своего труда в частности. Это связано с усилением роли информационно-коммуникационных технологий в современном обществе, усложнением экономических взаимосвязей, как на уровне национальной, так и мировой экономики [2]. В этих условиях на практике испытывается дефицит специалистов, способных системно мыслить, ощущать свою деятельность как часть экономической жизни в рамках экономики в целом и оценивать ее эффективность с позиций осуществления проводимого вектора государственной экономической политики.
Это предопределяет изменения в подготовке специалистов: нужна не просто трансляция знаний, но и формирование в процессе обучения у студентов таких умений и навыков, которые будут способствовать генерации новых знаний, направленных на самореализацию и становление определенной личной позиции и места в экономическом развитии общества [3]. Именно этим требованиям должна отвечать концепция преподавания экономической теории студентам экономических направлений обучения. Она базируется на определении миссии БГТУ им. В.Г. Шухова, данной в Программе развития вуза на 2010-2019 годы: обеспечение инновационной среды генерации и трансфера новых знаний в разработку технологий и изделий электроники различного назначения, информационных и коммуникационных технологий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы.
Сегодня экономика и общество в целом развивается в рамках модели рыночной системы хозяйства, а студенты в процессе обучения готовятся стать частью экономически активного населения, которая должна будет обеспечивать инновационный путь развития России [2]. Учебный курс формирует у студентов экономическое мышление, навыки анализа экономической информации, развивает инициативность, предпринимательский дух, стремление к успеху. Последнее связано с компетенцией предпринимательства, которая является одной из ключевых компетенций в целях стимулирования развития малого бизнеса.
Для решения этой задачи необходимо ответить на ряд первостепенных вопросов:
Какова цель изучения экономической теории студентами технических направлений обучения?
Как при разработке учебного курса следует учесть организационные особенности различных технических факультетов?
Каким образом оптимизировать и унифицировать количество учебных часов, отведенных на изучение экономической теории, ограничивающий получаемый студентами в рамках курса объем материала?
Что считать достаточным и необходимым учебно-методическим и материально-техническим обеспечением учебного курса?
Экономику обычно относят к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла учебных дисциплин ООП и она формирует общекультурные компетенции, а именно, учит использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, формирует способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
Изучение дисциплины в экономическом вузе связано с усвоением сущности таких экономических понятий как человеческий капитал, интеллектуальная собственность, инвестиции, инновации, венчурный капитал, технологические уклады, которые крайне необходимы для тех, кто собирается продолжить свое образование в магистратуре и аспирантуре. В эпоху глобализации инновационный путь развития России требует формирования у студентов компетенций, способствующих более высокой мобильности на рынке труда.
При разработке учебного курса следует учитывать организационные особенности учебного процесса различных технических факультетов, которые реализуют множество направлений обучения. Фактором, который в первую очередь следует принимать во внимание в процессе разработки содержания учебного курса, является количество учебных часов (зачетных единиц), отведенных на изучение экономической теории в образовательных программах, что ограничивает количество тем и объем материала, который могут освоить студенты. Это отражается на полноте и структуре курса (возможно включение специальных тем в добавление к унифицированному перечню, разработанному для всех направлений обучения), рождает различия в методике преподавания (например, разработку и использование отличающихся для направлений практических ситуаций, именуемых «case-studies»). Эта ситуация усугубляется требованиями ФГОС к увеличению пропорции лекции/семинары в пользу практических занятий с использованием интерактивных форм проведения (case-studies, дискуссии, презентации, деловые игры и т.д.), что автоматически приводит к увеличению аудиторной нагрузки на преподавателя.
Сегодня, пытаясь реформировать российское образование, мы отчасти сознательно, отчасти бессознательно многое заимствуем из зарубежного опыта. А в результате получается то, что мы фактически разрушаем свое образование и ликвидируем даже то полезное, что уже создали за последние двадцать лет.
Это происходит потому, что российскую систему образования нельзя реформировать простым заимствованием тех или иных сегментов зарубежного опыта, потому что советская школа, развитие которой продолжает современная Россия, была одной из лучших в мире, а по концепции лучшей. В то же время зарубежные системы образования по концепции не являются лучше российской.
Другими словами, в образовании мы находимся в роли чемпиона – чтобы побеждать других, он должен побеждать самого себя. Да, что-то он может перенять и у других, и он обязан учиться у других. Но в главном он обречен на то, чтобы задавать моду, чтобы быть впереди самого себя.
Поэтому если мы хотим иметь качественное образование, то мы должны развивать именно своё образование и выводить его на качественно новый уровень. Мы обречены, создавать лучшее образование в мире, оставаясь лидерами в мировом образовании, подобно тому как, если мы хотим иметь лучший в мире хоккей, мы обязаны выводить на качественно новый уровень, существующий российский хоккей. Поэтому если мы хотим иметь качественное образование, мы обречены на поиск принципиально новой системы образования, создание принципиально иной и лучшей системы образования по сравнению с советской. Зарубежные системы образования по концепции не являются лучше российской, поэтому нельзя сегодня реформировать свою систему образования простым их заимствованием.
Стратегия развития образования выражается в его цели. Отсутствие цели делает невозможным развитие образования, в лучшем случае оно существует по инерции. Какую цель имеет современное российское образование? Прочтите «Закон об образовании РФ». Этой цели нет. Тогда какую стратегию развития реализует современное российское образование?
Если мы обратимся к недавнему прошлому, то нельзя не видеть, что советская система образования имела свою стратегию, свою цель: «целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества» (Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. 10 июля 1973 г.).
Созданию адекватной стратегии развития российского образования серьезно мешает рыночная утопия
Но ещё страшнее рыночное мировоззрение и рыночная политика в образовании, потому что они уничтожают образование абсолютно.
В образовании надо мыслить педагогически, а не рыночно. Воспитание, механизмы развития человека в воспитании нельзя анализировать через призму рыночных отношений.
Учебная деятельность студентов может протекать успешно только в условиях управления этим процессом со стороны преподавателя и самого обучающегося. Это предположение основывается на понимании организации учебной деятельности как управляемого процесса и подтверждается многими теоретическими выводами.
Роль преподавателя в ходе выполнения проектов заключается в правильном ориентировании и консультировании студентов в процессе целеполагания, в формировании образовательной направленности обучающихся, стремления их к саморазвитию и самосовершенствованию, выработке навыков самоорганизации образовательной деятельности. Обязательным условием является создание позитивного психологического микроклимата, стимулирование уверенности обучающихся в собственных силах, самостоятельности и настойчивости в решении поставленных задач [4]. Самостоятельная работа в проектной деятельности включает воспроизводящие и творческие процессы в учебной деятельности студента. Для эффективной подготовки высококвалифицированных специалистов им необходимы уверенное владение прикладными программными средствами, которое приобретается и закрепляется в течение всего периода обучения, умения работы с информацией, включая ее поиск, отбор и структурирование. Чрезвычайно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершить процесс формирования современного информационно-компетентного специалиста, т.к. никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности. Таким образом, работа по выполнению проекта способствует активизации самообразование и самовоспитания. Прогрессивная роль проектной деятельности обуславливается тем, что в процессе активизации творческой направленности у будущих специалистов значительно расширяется сфера информационного восприятия и представления, формируются и совершенствуются определенные познавательные способности, гармонизируются процессы умственной деятельности и вырабатываются умения самостоятельного приобретения и применения знаний на практике.