Развитие системы высшего образования диктует необходимость постоянного совершенствования научно-исследовательской деятельности студентов, посредством которой студенты имеют возможность проявить индивидуальность и творческие способности, реализовать полученные знания на практике, ощутить и продемонстрировать готовность к самореализации личности.
Студенты вовлекаются в научно-исследовательскую работу как во время учебы, так и в ходе внеучебных мероприятий.
Учебная научно-исследовательская работа студентов предусмотрена действующими учебными планами. Сюда относятся рефераты, доклады, сообщения, курсовые и дипломную работы. Поскольку их выполнение обязательно – оно обычно не слишком интересно студентам, что объясняется, как низкой мотивацией, так и отсутствием понимания того зачем выполняется та или иная работа. Как правило студент не проявляет самостоятельности в выборе темы исследования и в дальнейшем выполняет работу для получения оценки или балла рейтинга. К плюсам учебной научно-исследовательской работы студентов стоит отнести то, что студент учится работать с научной литературой и источниками, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации, однако данный вид научно-исследовательской работы студентов нельзя назвать самостоятельным научным творчеством.
Кардинально противоположно обстоят дела с внеучебной научно-исследовательской работой студентов, поскольку здесь все основано на самостоятельности студента, который готов посвятить свое свободное время дополнительному изучению дисциплины. Поскольку студент мотивирован к научному творчеству, развитие его исследовательских и научных способностей происходит наиболее эффективно.
В педагогической науке рассматривался вопрос готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. У большего числа студентов представления о научно-исследовательской деятельности неполные, а умения, соответствующие научно-исследовательской деятельности, практически отсутствуют.
Установлено, что 70 % студентов имеют низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности, а 30 % - средний уровень. Высокий уровень сформированности готовности студентов к научно-исследовательской работе характеризуется интересом к изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности и пониманием ее значимости. Средний уровень характеризуется поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности. Низкий уровень характеризуется малым представлением о научно-исследовательской деятельности, неумением видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования и т.д. [1].
Мы уже не раз отмечали тот факт, что «одной из важнейших задач современной высшей школы является формирование и развитие у студентов навыков активного самостоятельного овладения знаниями, расширения теоретического кругозора, самостоятельной правильной организации своей работы по поиску необходимых материалов и их изучению, по практическому применению полученных в ходе работы знаний и навыков» [2], то есть таких навыков, которые приобретаются в частности и в ходе выполнения исследовательских работ.
Следовательно, основная задача научно-педагогического коллектива любого вуза заключается в поиске механизмов развития внеучебной научно-исследовательской работы студентов с целью развития и поддержания студенческого интереса к научным исследованиям.
Данную проблему увидели в своем коллективе как руководство, так и профессорско-преподавательский состав Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Был проведен анализ ситуации в отношении научно-исследовательской деятельности студентов с 2012 по 2015 года, предпринят ряд мер по повышению студенческой мотивации к данному виду деятельности и проанализированы результаты за 2016 год.
На диаграммах видно, что студенческая активность по участию в различных студенческих конференциях имела тенденцию к сокращению по сравнению с 2012 годом (см. Рисунок 1):
Во внимание принималось фактическое, реальное количество студентов, участвующих в конференциях различного уровня. Однако, при учете того факта, что с 2012 года отмечается постепенное, но уверенное сокращение общего контингента студентов, картина кардинально меняется. Проведя статистический анализ в относительных величинах, то есть сравнив процентное соотношение количества студентов, представляющих результаты своих исследований, к общему количеству студентов (очной и заочной форм обучения), становится очевидным, что в целом ситуация с 2014 года улучшилась и показатели 2016 года превышают показатели 2012 года (см. Рисунок 2). Следовательно, все те шаги, которые были предприняты для повышения мотивации студентов заниматься научно-исследовательской работой оказались действенными.
Публикационная активность студентов в некоторой степени созвучна ситуации с участием студентов в различного рода конференциях: до 2015 года наблюдалась тенденция к сокращению по сравнению с 2012 годом, а в 2016 – произошёл резкий скачок более чем в 6 раз (см. Рисунки 3, 4):
Стоит отметить, что до 2015 года студенты охотнее участвовали в конференциях, чем публиковали результаты своих исследований (сравним Рисунки 1 и 3). В 2016 году ситуация изменилась. Количество студенческих публикаций превышает количество студентов, участвовавших в конференциях почти в 1,5 раза. С одной стороны, мы объясняем данный факт тем, что наличие публикаций добавляет определенное количество баллов к общей сумме при поступлении в магистратуру (это очень актуально студентам, борющемся за бюджетные места), тем не менее, с другой стороны, мы видим и студенческую заинтересованность в публикации своих работ. Это подтверждается тем фактом, что студенты избирательно подходят к научным журналам и сборникам статей по материалам конференций; их интересуют журналы, зарегистрированные в РИНЦ и имеющие хороший Импакт-фактор, а также зарубежные журналы. Порядка 90% работ, опубликованных студентами в 2016 году, - это работы под научным руководством преподавателей, но без соавторов-работников вуза.
Анализ количества работ, представленных на конкурсы научно-исследовательских проектов различного уровня показывает, что до 2015 года наблюдался их медленный рост, а в 2016 году – резкий скачок в 2,5 раза (см. Рисунки 5, 6). Примечательно, что количество не исключает качество, что подтверждает возросшее количество дипломов, грамот и премий, полученных на конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу. Подобное моральное и материальное стимулирование студентов во многом обуславливает повышение их заинтересованности в разработке научно-исследовательских проектов.
Если конференции и конкурсы являются понятными для студентов экономического вуза формами представления результатов своих исследований широкой общественности, то ситуация с выставками научных работ обстоит несколько иначе. Как студенты, так и преподаватели экономического вуза не вполне представляют, какой именно экспонат они могут выставить на суд жюри. В результате в выставках участвуют в среднем 2-4% студентов от общего числа обучающихся, что не позволяет говорить о некой существенной динамике в этой области (см. Рисунки 7, 8). Некий всплеск в 2015 году обусловлен участием студентов в выставках социальных проектов и выставках студенческих творческих достижений. Очевидно, что данное направление студенческой научно-исследовательской работы требует серьёзной проработки и совершенствования.
Отметим еще раз, что тенденцию сокращения количества студентов, участвующих в научно-исследовательской работе в целом, можно объяснить общим снижением контингента обучающихся: по сравнению с 2012 годом общая численность студентов снизилась на 50%, а количество студентов очной формы обучения – на 28%. Однако анализ процентного соотношения студентов очной формы обучения, принимавших участие в выполнении научно-исследовательских работ по отношению к общему количеству студентов очной формы обучения показывает относительный рост числа студентов-очников, привлеченных к научным исследованиям и заинтересованных в их выполнении (см. Рисунок 9).
На наш взгляд, показатель в 40% - достаточно высокий для данной категории работы со студентами. Тем не менее, одной из задач развития филиала в ближайшие годы стоит увеличение количества студентов, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность.
Повышение мотивации студентов к занятию научной работой в 2016 году проходило сразу по нескольким направлениям.
Одним из способов вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу как важнейшую составляющую системы подготовки современных высококвалифицированных специалистов в области экономики, управления и других отраслей знания является объединение студентов по научным интересам и создание студенческих научных кружков, позволяющих студентам развивать самостоятельность в принятии решений, определении цели деятельности и шагов по ее реализации.
Мы полностью разделяем мнение Севастьяновой И.К. по поводу того, что работа в рамках студенческого научного кружка способствует повышению познавательной деятельности студентов, что, в свою очередь, способствует его самообразованию, развитию и профессиональной подготовке в соответствии с поставленными им задачами [3].
По чьей бы инициативе ни создавались научные объединения студентов (по инициативе студентов или по инициативе представителей профессорско-преподавательского состава), практика показывает, что деятельность студенческого научного кружка в любом случае ориентирует потенциал студента на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество, обеспечение условий для самообразования.
В Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова активно работают два студенческих научных кружка: «Поведение потребителей и потребительская культура» и «Экономика и управление на современном этапе». Они функционируют во внеучебное время в течение всего учебного года и проходят в форме дискуссий, заслушивания докладов, решения кейсов и т.п. Делая первые научные шаги в коллективе единомышленников, члены студенческого научного кружка обучаются навыкам самостоятельно работать с современной научной литературой, делать обобщения результатов и формулировать выводы. Преподаватели помогают членам научного кружка овладеть основами методики ведения научного исследования, обсуждают результаты научной работы членов кружка, проделанной за период, прошедший с момента последнего заседания, планируют дальнейшую научную деятельность членов кружка, готовят их к участию в мероприятиях научного характера различного уровня и т.п. Многие студенты занимаются в научном кружке по два-три года и за это время успевают сделать свои первые шаги в серьезный научный мир, выпуская свои первые печатные работы.
Показателями эффективной работы научных кружков служат количество выступлений на студенческих научно-практических конференциях различного уровня, количество публикаций членов кружка, количество подготовленных научных работ членов научного кружка для участия в конкурсах, выставках, олимпиадах, количество дипломов, грамот, иных наград, полученных членами студенческого научного кружка во «внешних» мероприятиях научного характера.
Однако данные показатели применимы не только для оценки степени эффективности деятельности определенного узкого научного сообщества единомышленников, но и для студенческого научного общества университета в целом. В Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова работа по привлечению студентов к осознанной научно-исследовательской деятельности включает в себя, прежде всего, организацию на базе филиала конкурсов, конференций, семинаров, круглых столов, олимпиад и т.п. Так в 2016 году филиалом было организовано и проведено 9 мероприятий для студентов, в том числе:
- 2 всероссийские конференции,
- 1 внутривузовская конференция,
- 5 конкурсов научных работ,
- 1 выставка научных работ.
Все мероприятия носили масштабный характер, среди участников были представители других вузов как Тульской области, так и всей России и, что, на наш взгляд, особенно важно, все мероприятия имели соревновательную составляющую, что, несомненно мотивировало студентов к подготовке качественных, актуальных и интересных работ. Практика показывает, что большинство студентов заинтересовано в получении не просто Сертификата участника того или иного научного мероприятия, а в получении Диплома победителя. В этой связи администрацией филиала разработана система отбора победителей по ряду номинаций. Такое моральное поощрение позитивно сказывается на повышении мотивации к научно-исследовательской деятельности, способствует развитию научной активности, стимулирует к дальнейшему участию в научных мероприятиях.
При разработке критериев к оцениванию студенческих научных работ особое внимание было уделено, во-первых, наличию новизны и практической значимости проведенной работы, а, во-вторых, умению вести научную дискуссию по своей теме. Стоит отметить, что поначалу студенты, привыкшие к реферативному изложению общеизвестных фактов, не вполне понимали почему их работа оценивается низким количеством баллов и не участвовали в обсуждении проблем, затрагиваемых другими студентами. Постепенно ситуация изменилась, что благотворно сказалось как на качестве научных мероприятий, так и на качестве студенческих работ. Активно участвуя в обсуждении, студент видит, что его тема интересна другим, актуальна, а также осознает слабые места своей работы, над которыми стоит поработать, обогащает собственный запас знаний и приобретает умение концентрироваться. В целом, общение со студентами и преподавателями других вузов на конференциях, семинарах, круглых столах, деловых играх и т.п. способствует формированию умения держаться перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, не бояться вопросов и научной дискуссии.
Другим способом формирования интереса к научным исследованиям у студентов любого вуза и экономического, в частности, является материальная поддержка студенческих разработок через систему участия в конкурсах грантов, в том числе и внутренних грантов вуза. Любой конкурс студенческих работ проводится с целью привлечения творческого потенциала студентов к самостоятельному решению научных, производственных и социальных задач, а также пополнения молодыми квалифицированными кадрами преподавательского и научного потенциала, для формирования кадрового резерва вуза.
С другой стороны, поскольку определенным материальным стимулом как учебной, так и внеучебной деятельности студентам служит повышенная стипендия, показатели научно-исследовательской работы (победы в конкурсах, публикации в рейтинговых журналах, дипломы победителей конференций и т.п.) включены в критерии определения размера студенческой стипендии.
Стоит отметить, что за активное участие в научной работе в 2016 году студенты были награждены благодарностям, грамотами и дипломами разной степени в количестве 133 штук (на 33% больше, чем в прошлом году).
Основная задача преподавателей и руководства вуза заключается в том, чтобы создать талантливой студенческой молодежи необходимые условия для раскрытия и реализации личностных творческих способностей, что, в свою очередь, будет способствовать рациональному использованию свободного времени молодежи. Активное участие студентов в научно-исследовательской деятельности помогает ему стать более конкурентоспособным специалистом в будущем. Очевидно, что с целью сохранения интеллектуального потенциала страны существует потребность выявлять, поощрять и поддерживать талантливую студенческую молодежь.
Подводя итоги вышесказанному, еще раз подчеркнем, что для активизации научно-исследовательской работы студентов необходимо: увеличение практической значимости студенческих работ, предоставление возможности публикации результатов исследований в научных журналах и сборниках, установление регулярных контактов со студентами и профессорами других вузов, отбор наиболее способных студентов для научной деятельности, моральное и материальное стимулирование студентов. Необходимо доказать, что научная деятельность дает возможность самореализации, способствует интеллектуальному и творческому развитию, повышает престиж студента в глазах сокурсников.