Full text

За последние годы в сфере российской розничной торговли образовались серьезные проблемы, заключающиеся в сокращении спроса покупателей, падению доли участия малого бизнеса и  укрупнению торговых сетей и др. Закрытые павильоны на рынках и пустующие мелкие магазины сегодня стали уже привычным явлением. Предприниматели закрываются повсеместно – часть вынуждена  искать более «проходимые» места, часть уходит в тень, не выдерживая возросшей нагрузки, а другие полностью прекращают свою торговую деятельность.

В 1990-е годы, после распада СССР произошла переориентация с производственной деятельности на торговую. Экономическая политика, проводимая государством, дала возможность всем желающим и имеющим хотя бы какой-нибудь капитал, начать собственный бизнес.

Если в первое время процесс развития торговли был в очень активном состоянии (широкое распространение приобрел челночный бизнес, начало появляться огромное количество разнообразных ларьков), то на сегодняшний момент времени наступила фаза укрупнения и консолидации торговых мощностей, что соответствует множеству теорий кооперации.

Основными факторами, ограничивающими развитие малых розничных организаций, по данным Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, являются инфляция, недостаточный спрос на продукцию, высокая стоимость арендной платы, а также давление со стороны контролирующих и надзорных органов [1].

Безусловно, основополагающей причиной снижения спроса в данной отрасли является смещение вектора покупательского поведения, а именно, рост сбережений граждан, сопутствующий экономии на покупках.

По данным Росстата в 2015 году оборот розничной торговли составил 27,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 90% к показателям 2014 года [2]. Данные по месяцам представлены на рис. 1. 

 

Рис. 1. Оборот розничной торговли в январе-декабре 2015 года (млрд. рублей)

При этом наибольшее снижение, исходя из данных, наблюдается к концу 2015 года, несмотря на то, что этот период характеризует привычный рост объемов продаж в связи с приближением праздников.

Помимо вышеуказанного за последние годы образовались и другие негативные тренды, сопутствующие деятельности большинства компаний. По данным Росстата за 2015 год выросла доля организаций с 30% до 34%, которые сталкиваются с недостатком финансовых средств, 69% респондентов отмечают значительный рост конкуренции, а 50% пожаловались на высокий уровень налогообложения. Значительно увеличилось число компаний, у которых сократились инвестиции на расширение деятельности, снизилась численность работников, и сократился ассортимент товаров.

Однако стоит обратить внимание на другую тенденцию, принимающую все большие обороты. За последние 15 лет розничная торговля коренным образом изменила свой облик. Период 2000-2010 гг. можно назвать периодом складывания будущих гигантов розничной торговли, затрагивающие все рынки: продовольственных, хозяйственных, строительных товаров, электроники, рынок одежды и обуви  и многие другие. За это время такие предприятия как «Магнит», «X5 Retail Group», «Auchan», «М. Видео», «Leroy Merlin», «Л`Этуаль» разработали стратегию своего развития на российских рынках, направления деятельности, методы наращивания оборота и открыли свои первые торговые площадки в крупнейших городах России.

Начиная с 2010, нарастив торговый оборот, окупив первоначальные инвестиции и заявив о себе, вышеперечисленные компании зашли в регионы для организации торговли во всех уголках России. Данные о росте доли торговых сетей в российской розничной торговли представлены на рис. 2. 

Рис. 2. Доля торговых сетей в обороте розничной торговли за 2010-2015 гг. 

В качестве примера можно привести некоторые финансовые результаты деятельности сетевых магазинов. Крупнейшая розничная продуктовая сеть «Магнит» по итогам 2015 года нарастила чистую прибыль на 23,8% до 59,06 млрд. рублей, выручка «Дикси» увеличилась на 18,9% до 272,3 млрд. рублей, а выручка X5 Retail Group возросла на 27,3% до 804,13 млрд. рублей. При этом большинство крупных сетевых магазинов увеличили торговые площади и объемы продаж.

Если взглянуть на географию вышеуказанных магазинов, то можно обнаружить, что за период существования в рамках 15 лет эти сети из 1-2 регионов доросли до 70% российской территории. В качестве примера изучим рост торговых точек у сетей продовольственных товаров за 2014-2015 гг. Данные о количестве магазинов представлены в табл. 1. 

Таблица 1. Динамика роста сетевых торговых точек за 2014-2015 гг.

 

Количество торговых точек

Магнит

X5 Retail Group

Дикси

Лента

2014

9711

5483

2195

132

2015

12434

6936

2758

159

Темп прироста, %

28,04

26,50

25,65

20,45

Изучив данные, можно сделать вывод о том, что крупнейшие торговые сети ставят для себя одним из приоритетных направление развития «вширь», тем самым охватывая новые сегменты рынка, приобретающих доверие новых клиентов, а значит и получаю больше прибыли.

На сегодняшний день государство не стремится поддерживать некрупный вид торговли, так как доля получаемых с нее налогов минимальна. Об этом свидетельствуют и изменения в Федеральном Законе «О розничных рынках», в редакции 2014 года которого появились требования перевести все рынки в капитальные строения, в том числе сельскохозяйственные [3]. Реализовать требования существующего законодательства очень сложно, так как арендодателю проще продать землю, на которой располагается рынок, нежели вкладывать средства в стройку.

По данным Росстата на протяжении последних 6 лет наблюдается сокращение числа действующих рынков в России. Динамика сокращения количества малых розничных продавцов за последние 6 лет представлена на рис. 3.

 

Рис. 3. Число действующих рынков

Руководство крупнейших торговых сетей ставит перед собой в качестве основной задачу проникновения во все регионы Российской Федерации. На примере Тульской области рассмотрим динамику изменения структуры розничной торговли, представленную на рис. 4.

 

Рис. 4. Динамика изменения структуры розничной торговли в Тульской области 

Как мы видим, число рынков планомерно падает с каждым годом. Это подтверждает тот факт, что сетевые магазины становятся необходимой частью нашей жизни, все больше и больше покупателей стремятся приобрести необходимые товары именно в торговых розничных сетях. Но стоит проанализировать насколько хорош или плох этот процесс как для покупателей, так и для экономики страны.

Для начала изучим положительные последствия усиления роли сетевой розничной торговли. Торгово-розничные сети, включая в свой состав сотни и тысячи магазинов, вынуждены закупать огромные партии различных товаров у поставщиков. Такие объемы подразумевают возможность предоставления максимальных скидок, транспортных привилегий, льготных условий, а это значит, что торговая сеть имеет возможность предоставить покупателем товары по наиболее привлекательным ценам.

Другим не менее важным преимуществом сетевой торговли является централизация и высокий уровень управления всей коммерческой деятельностью за счет привлечения квалифицированных специалистов, позволяющая избежать многих недостатков, характерных для отдельного магазина. К примеру, торгово-розничная сеть Магнит в своем центральном офисе в Краснодаре обладает мощнейшим административным аппаратом, объединяющим первоклассных специалистов в области маркетинга, логистики, менеджмента, финансов, юриспруденции и т.д. Функциями этого аппарата является анализ российского рынка товаров, модернизация точек продаж по последним технологиям в области организации торговли, совершенствование корпоративной системы управления, изучение логистических сетей и многое другое. Данные полученные этими структурами используются в работе во всех населенных пунктах.

 Также при сетевой торговле у предпринимателей возникает возможность  снижения затрат на единицу товара за счет экономии на издержках по стимулированию сбыта, закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на большое количество товара.

При работе в различных регионах каждый магазин обладает возможностью ориентации привлекательного ассортимента товаров по конкурентоспособным ценам с учетом местных потребительских предпочтений для того, чтобы успешно вести конкурентную борьбу.

Помимо этого сетевые магазины обладают способностью объединить функции оптовой и розничной торговли, успешно проводят диверсификацию видов деятельности с учетом повышения эффективности и размещение товара с изменением пространства.

Работа в такой организации подразумевает карьерный рост, гибкий график работы и оплату труда, организацию различных семинаров, тренингов с целью повышения квалификации сотрудников, привлекательный социальный пакет и многое другое.

В последние годы крупнейшие сетевые магазины поставили перед собой новые задачи, связанные с частичным переходом на продажу собственно произведенных товаров. В качестве примера в продовольственной отрасли можно рассмотреть организацию выращивания сельскохозяйственной продукции торговой сети Магнит. На территории Краснодарского края были сооружены теплицы, в которых объем выращенных огуречных культур способен исключить импортную закупку данного вида продукции для реализации на территории России. Это пример организации новых рабочих мест, снижающий проблему безработицы в данном регионе, ориентации на государственную программу импортозамещения, особо актуальную в связи с последними внешнеполитическими событиями.

Безусловно, стоит рассмотреть, чем привлекательны для потребителей покупки на рынке, в маленьких фирменных магазинах. Несмотря на то, что  сегодня рынки кажутся устаревшими, многие потребители приобретают отдельные виды продукции исключительно здесь.

Так, например, на рынках закупается 30% мяса, 30% картофеля, 37% верхней одежды, 32% одежды из меха, 28% всей обуви, при этом цена на продукцию ниже в среднем на 30-35%, чем за аналогичные товары в супермаркетах, а уровень порой даже выше.

Для многих предпринимателей именно рынки и ярмарки становятся стартовой точкой их бизнеса из-за относительно дешевой аренды и низких начальных затрат на развитие своего дела. Ещё более важную роль они играют на юге страны, где это практически единственный способ для фермеров выгодно продать свою продукцию.

На вопрос почему многие покупатели идут на рынок за покупкой того или иного товара чаще всего поступает ответ, что именно там продаётся продукция высокого качества или исключительно в этом месте продается товар с особыми потребительскими способностями.

Таким образом, изучив динамику развития розничной торговли в России, можно отметить, что сетевые магазины заняли лидирующие позиции в данной отрасли и на протяжении последующих лет их роль в розничной торговле непременно будет усиливаться. Это является нормальным процессом кооперации торговых процессов. Остается лишь выяснить судьбу мелких продавцов, фермерских магазинов, предпринимателей на локальных рынках. Безусловно, они полностью не прекратят свою деятельность. В конкурентной борьбе выживут лишь те, кто в течение своей торговой деятельности завоевал доверие своих покупателей, кто создал собственную клиентскую базу, кто будет способен предложить покупателю продукт с исключительно высокими показателями качества, либо  товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами, столь необходимыми для узкого круга покупателей.

Именно эту роль поставщика «особой» продукции в дальнейшем будет занимать рыночная торговля, сетевые магазины в свою очередь станут местом шаговой доступности широкого круга повседневных товаров и услуг.

Научный руководитель: Сорвина Ольга Владимировна,
доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, Тула, Россия