Full text

Малое и среднее предпринимательство является одним из главных элементов современной экономики. Зарубежный опыт показывает, что малый бизнес создает рабочие места, уменьшает социальную напряженность и экономическое неравенство населения, формируя, таким образом, средний класс [1].

Формирование такой деятельности имеет большое значение, как на уровне страны, так и на уровне регионов. Так в Тульской области вопрос развития малой формы бизнеса приобретает особую экономическую значимость [2].

Для поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Туле осуществляет работу «Центр поддержки предпринимательства», который распространяет свою деятельность на всю область.

«Центр поддержки предпринимательства» (далее ЦПП) – это ресурс по оказанию разноплановой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по принципу «единого ока». Центр объединяет субъекты предпринимательства в одну систему и координирует их деятельность.

Основными направлениями деятельности ЦПП являются образовательные, а также консалтинговые услуги в сфере маркетинга, права и финансов, проведение программ обучения для начинающих предпринимателей и молодежи и многое другое.

Центр предоставляет широкий круг услуг по вопросам ведения предпринимательской деятельности для зарегистрированных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, создающих бизнес.

ЦПП в 2015 году предоставлял:

-                   консультации по вопросам налогообложения, ведения бухгалтерского учета и отчетности;

-                   консультационные услуги по составлению бизнес-планов;

-                   консультационные услуги по вопросам маркетинговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

-                   консультации по вопросам получения финансовых ресурсов, в том числе по вопросам субсидирования, микрозаймов в Тульском областном фонде поддержки малого предпринимательства.

Центр также занимается проведениемсеминаров, конференций, форумов, круглых столов и иных мероприятий, реализацией программ обучения.

Для популяризации предпринимательства, а также информирования базнес-сообщества о мерах, предпринимаемых государством, центр взаимодействует со СМИ.

За 2015 год в данной области проведены следующие мероприятия:

-                   показан в эфире региональных телеканалов 31 сюжет;

-                   28 публикаций в печатных СМИ;

-                   на 1 информационном щите размещались 4 баннера на протяжении 1 года и 3 месяцев;

-                   был размещен 1 баннер на популярном электронном новостном портале.

Также существует сайт «Центра поддержки предпринимательства» и администрирование групп в социальных сетях. При помощи интернет ресурсов осуществляется обратная связь с представителями малого и среднего бизнеса. Это позволяет достаточно быстро и объективно оценивать ситуацию по состоянию бизнес среды Тульского региона, а так же проводить необходимые мониторинговые мероприятия [4].

Данные по деятельности центра за 2015 год представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Виды оказанных услуг по организационно-правовым формам

 

Вид оказанных услуг

ИП

ООО

Другие организационно-правовые формы

Доля ИП, %

Доля ООО,%

Доля других организационно-правовых форм, %

Участие в специальных программах обучения для субъектов малого и среднего предпринимательства

475

507

6

16

21

8

Участие в семинарах, конференциях, форумах, круглых столах для субъектов малого и среднего предпринимательства

1101

972

27

37

40

37

Консультационные услуги по вопросам финансового планирования

493

462

24

17

19

33

Услуги по вопросам маркетингового сопровождения деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства

101

75

6

3

3

8

Услуги по вопросам правового обеспечения деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства

261

35

3

9

1

4

Консультационные услуги, оказанные в центре оперативной поддержки предпринимательства (по телефону "горячей линии")

231

118

2

8

5

3

Предоставление информации о возможностях получения кредитных и иных финансовых ресурсов

191

106

3

6

4

4

Иные консультационные услуги в целях содействия развитию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

131

164

2

4

7

3

Всего:

2984

2439

73

100

100

100

Всего по Тульскому региону:

37 300

18 500

2 300

58 100

 

Проанализировав таблицу видно, что в центре, занимающемся поддержкой малого и среднего бизнеса по Тульской области, клиенты чаще всего интересуются участием в семинарах, конференциях, форумах и  круглых столах. Данные мероприятия несут масштабный характер, что позволяет  многим организациям быть в курсе всех модернизаций и не уступать конкурентам в своей сфере. В диаграмме 1 видно, что общества с Ограниченной ответственность наиболее заинтересованы в данной услуге.

 

Диаграмма 1. Показатели участия организаций в семинарах, конференциях, форумах и круглых столах для субъектов малого и среднего предпринимательства

 

 

 

Также при анализе работы центра, выяснилось, что меньше всего субъекты малого и среднего бизнеса Тульского края интересуются услугами по вопросам правого обеспечения. Можно предположить, что такая ситуация сложилась по причине высокого уровня знаний правовых стандартов для бизнеса. В диаграмме 2 предоставлены процентные показатели  и видно, что меньше всего по данному вопросу в организацию обращались Общества с ограниченной ответственностью.

 

Диаграмма 2. Показатели обращения за услугами

по вопросам правового обеспечения

 

 

Как мы видим, всего в Тульской области зарегистрировано 58100 субъектов малого и среднего предпринимательства. В центр обратилось всего 5496 организаций, что составляет 9% от общей численности. Из них, ИП 2984, что составляет 8% от всей численности ИП в Тульской области. ООО 2439, соответственно 13%, а также 73 иных организационно правовых форм- 3%.

Исходя из проанализированных данных, можно отметить, что предприниматели, организующие ООО больше нуждаются в мероприятиях дискуссионного характера. В которых поднимаются различные сложные вопросы по организации предпринимательской деятельности имогут быть выработаны нестандартные решения. Обмен информации на таком уровне позволяет предпринимателям, организовавшим ООО наиболее широко смотреть на разрешение рисковых ситуаций, возникающих в процессе их функционирования. В свою очередь по правовым вопросам предприниматели, организовавшие ООО практически не обращаются, это возможно связано с тем, что у них имеется необходимый капитал для финансирования внутренних правовых элементов, что позволяет им либо иметь в штате юристов, либо отдавать данные вопросы на аутсорсинг. В свою очередь у ИП наиболее актуальными становятся вопросы, связанные с правовыми аспектами их функционирования. Это может быть обусловлено отсутствием возможности содержать в штате юриста или оплачивать эти консультационные услуги. Так же это может быть следствием отсутствия компетентности, что может говорить о недостаточном уровне образования в области организации собственного бизнеса, особенно касающихся правовых аспектов. Участие в коллективных мероприятиях исходя из анализа мало интересует представителей ИП, так как по большей степени они представляют сферу услуг и, следовательно, элемент творческого подхода к развитию собственного бизнеса снижен. Это может говорить о том, что на уровне ИП происходит меньше ситуаций рискового характера несущих катастрофические последствия. Спектр проблем, требующих неординарный подход у представителей ИП невысок, отсюда и низкий интерес к семинарам, конференциям и т. д. [3].

Проведенный анализ может помочь организациям занимающимся поддержкой предпринимательства в области коррекции программы взаимодействия. Это позволит наиболее адресно формировать мероприятия по поддержки предпринимательства.