Full text
Новая педагогика будет наукой жизнетворчества именно человека,
а не только личности, включая как социально-личностные,
так и индивидуально-биологические характеристики, что позволит
избежать недооценки природных начал в человеке…
В.С.Шубинский

 

Вопрос о гуманизации профессиональной подготовки специалистов в сфере менеджмента и сервиса никогда не стоял остро, т.к. специалист данной отрасли уже должен обладать определенными качествами, которые диктует рынок труда и экономика в целом. А если говорить не про специалиста, а про студента,  который на выпуске уже должен стать тем самым специалистом с теми самыми качествами. Какие же это качества?

Предприимчивость

Деловая активность

Напористость («агресивность»)

Умение принимать управленческое решение и брать ответственность за свое решение на себя и т.д.

Отражение данных качеств и описание подготовки специалистов для сферы менеджмента и сервиса можно найти в разноплановых исследованиях Емельянова А.Л., Михайлова М.В., Дамари Р. и др. В этих работах подчеркивается роль гуманизации профессиональной подготовки студентов для формирования их деловых, личностных и профессиональных качеств. А именно стоит сделать акцент на: «в современном обществе все более осознается потребность в новом подходе при формировании качеств у специалистов сферы менеджмента, основанном на этических нормах, отвечающих национальному характеру, исторических ценностях и традициях, а также учитывающем влияние деятельности на общество и окружающую среду» [1]. Отсюда следует, что специалисту в области менеджмента и сервиса нужно учитывать обычаи и традиции, уметь координировать свою деятельность в разных сферах и учитывать этические нормы, а также прививать социальную ответственность. Вывод: необходимо развитие социального опыта будущего специалиста, его ценностно-мотивационной сферы, социально-коммуникативных умений и т.д., т.е. к выше упомянутым качествам специалистов нужно добавить такие качества как:

Социальная ответственность

Мотивация

Социально-коммуникативное умение

Также стоит отметить, что современный специалист представляет собой личность, открытой к диалогу и полилогу, готовой к самодетерминации в условиях нестабильности, используя свои социальные и индивидуальные ценности. Таким образом, гуманизация профессиональной подготовки студентов необходима, т.к. она подчеркивает и выявляет именно те особенности, которые необходимы будущему специалисту.

Можно смело утверждать, что гуманизация определяется как «процесс и результат качественного изменения подготовки специалиста в направлении создания условий, позволяющих обеспечить развитие профессионально-личностных качеств и активизировать механизмы профессионального ценностного самоопределения будущего специалиста»[2]. В работах Вершловского С.Г. делается отдельный акцент на самоактуализацию и самоопределение человека, и подчеркивается, что «педагогический процесс - совокупность условий, помогающих реализовать право к развитию и преемственности традиций» [3].

Основным условием формирования и развития профессиональных качеств называется создание ситуаций, в которых личность может успешно развивать осмысленное поведение, сюжетно-ролевые и деловые игры, тренинги, соревнования и т.д.

И как раз гуманизация представляет собой ту доминирующую тенденцию общественной жизни и образования в целом. По сути гуманизация подготовки специалистов должна включать в себя гуманистическую психологию (Маслоу А. и Роджерс К., Выготский Л.С., Рубинштейн С,Л. и других). Если говорить о современном обществе, то оно больше стремиться к индивидуальности и развитию своего творческого потенциала, пытаясь уйти от навязанных стереотипов прошлого, где труд был «трудным».

В работах Маслоу А.[4] были обоснованы положения о самоактуализации личности, и в частности, что человек должен стать тем, кем он способен стать, реализовать себя в жизни (самореализации), и тут нельзя упускать возможность того, что именно преподаватель при подготовки специалистов должен делать на этом акцент, уходя от общего и переходя к частному.

Так как же сам преподаватель про подготовке специалистов сферы менеджмента и сервиса может использовать принципы гуманизации, как привить студентам те качества, которые упоминались в статье выше?

И ответом на этот вопрос будут такие подходы как: деятельный и личностно-ориентированный, т.к. именно эти два подхода будут раскрывать личный потенциал студентов через деятельность, работу и тврочество. Когда студент получает возможность быть самим собой, но при этом не терять общей хватки к развитию и преемственности традиций, уметь ориентироваться не на мнение других, а на свой приобретенный опыт, и в тоже время принимать во внимание других людей, их особенности .

Это важно и необходимо развивать в студентах через эти подходы, т.к. в ситуации рыночных отношений растет конкуренция специалистов и повышаются требования к ним со стороны общества и конкретного работодателя. Даже на момент написания статьи список качеств, предъявляемых к студентам сферы менеджмента и сервиса неполный. Можно утверждать одно, что специалист сферы менеджмента и сервиса должен быть разносторонним, нестандратно мыслящим профессионалом, готовым к любым поворотам, адекватно реагирующим, профессионально «подкаванным» в необходимой отрасли. «Его главный капитал - высокоразвитое чувство ответственности перед обществом, семьей, коллективом и, конечно же, перед самим собой, ибо объективная самооценка собственных личностных качеств - категория жизнестроительная»[5, с. 37]. Положение, высказанное Колесниковой А.И., содержит программные ориентиры для осознания проблем и потребностей, профессионального образования.