Full text

Математическое образование на современном этапе представляет собой процесс целенаправленного педагогически организованного духовного и интеллектуального развития личности.

Широкая экспансия математики в различные области человеческой деятельности приблизила ее к жизненным реалиям человека, к условиям его практической и духовной жизни. Анализ этих процессов приводит к новой оценке устоявшихся взглядов на историю развития математики и математического образования, на понимание ее природы, на взаимоотношение ее с другими областями практической и духовной деятельности человека.

Математическое образование стимулирует формирование диалектико-материалистического мировоззрения; высокое развитие математического мышления; достижение высокого уровня математических знаний, умений и навыков; углубленное знание современных математических дисциплин; владение методами, навыками самостоятельного исследования. Разработки специальных методов обучения, разнообразных методик способствуют через математические знания развитию самопознания обучающихся. Еще со времен Сократа известен знаменитый принцип «познай самого себя», поэтому для развития личности целесообразно все то, что способствует его умственному и духовному развитию [1].

Формирование личности посредством математических знаний способствует самораскрытию личностного ядра человека, что, в свою очередь, составляет основу его духовной жизни; помогает найти путь к себе и способствует духовному самоутверждению. Чем более развито в человеке творческое начало, в том числе и математическое, тем больше в нем стремления реализовать себя, найти свое место в жизни, которое было бы соизмеримо с его духовными запросами и желаниями.

Преобразование вузов в последнее десятилетие внесло свои коррективы в развитие образования в целом, и математического в частности. Основной тенденцией такого преобразования является направленность образования на создание необходимых условий для формирования активной, деятельной личности, признания ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявления своих способностей. Роль математического образования в развитии личности очень важна. Во-первых, математика всегда представляла собой неотъемлемую и существенную составную часть человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Во-вторых, математика способствует развитию мышления, формированию мировоззрения и интеллектуальному развитию личности.

В соответствии с принципом гуманизма главной целью математической подготовки в вузе становится воспитание и формирование личности средствами математики, что предполагает развитие нравственных качеств, интеллекта, творческих способностей обучаемого, становление его мировоззрения и профессиональной направленности.

Согласно Колмогорову А.Н., математическое образование должно строиться с учетом следующих основных принципов:

  • · принцип свободы, предоставляющий человеку возможность выбора, соблюдая при этом единое базовое образование на начальном школьном этапе и на первых курсах вузов, но так, чтобы была понятна его необходимость и разумность;
  • · принцип разумного консерватизма, включающего в себя преемственность, предполагающая взвешенный учет положительного опыта, накопленного отечественным математическим образованием, и реалий современного мира;
  • · принцип непрерывности, предполагающий изучение математических дисциплин на протяжении всех лет обучения: дошкольное образование, школьный период, высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура).
  • · вариативность методических систем, предусматривающая возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно-методических подходов;
  • · дифференциация, позволяющая учащимся на всем протяжении обучения получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями (уровневая дифференциация) и предусматривающая возможность выбора типа математического образования в старшем звене (профильная дифференциация) [2].

Перечисленные принципы создают предпосылки для гармоничного сочетания в обучении интересов личности и общества, для реализации в практике преподавания важнейшей идеи современной педагогики - идеи личностной ориентации математического образования в вузе.

Процесс получения профессионального образования в колледже или университете является важнейшим процессом в формировании личности. Наряду с приобретением общих и специальных знаний, обучающиеся вырабатывают свои первые профессиональные умения, навыки и соответствующую систему ценностей.

Однако в настоящее время обучение представляет собой лишь одну из сторон многогранного образовательного процесса в высшей школе, не менее важным являются и воспитание, и развитие будущего специалиста.

Воспитательный процесс высшей школы включает задачи, связанные с формированием организационно-управленческих, патриотических, правовых, нравственно-эстетических качеств личности студента; здорового образа жизни; профессиональной культуры и ответственности за материальные ценности. И этот процесс должен быть реализован непосредственно через обучение на каждом занятии [3].

Формирование организационно-управленческих качеств связано с развитием способности эффективно управлять и контролировать свое личное время, планировать свой день (учеба, научная деятельность, спорт, самоподготовка, возможно работа), выделяя, в том числе, время и на отдых, правильно расставлять приоритеты в списке запланированных заданий, решать сложные задачи делением их на более мелкие подзадачи. Если спроецировать это на процесс обучения, то решение этой воспитательной задачи заключается в планомерном, регулярном и своевременном выполнении всех видов учебных работ по всем дисциплинам.

Патриотическое воспитание направлено на формирование гражданской позиции личности. Самое главное приобретение в период студенчества – это вера в себя, вера в то, что человек знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются посредством различных средств и способов. Любая наука могла бы гордиться своей историей. Например, история математики, которая тысячами нитей связана с историей других наук, историей техники, историей искусства. В общем процессе накопления математических знаний немалая роль отводится истории становления и развития математики, изучению биографий ученых, именами которых названы математические теории, теоремы, критерии, формулы, задачи, методы, а также ученых, которые внесли определенный вклад в развитие науки в мирное и, особенно, в военное время. И об этом обязательно необходимо упоминать на занятиях.

Содержанием правового воспитания в вузе является не только приобщение студентов к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка устойчивой ориентации на законопослушное поведение в сфере профессиональной деятельности. Задачи правового воспитания заключаются в повышении авторитета закона как непреложной социальной и профессиональной ценности, уважения к нему, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы неотвратимости ответственности. Любая наука построена на сводах правил и законов, изучение соблюдение которых воспитывает законопослушное поведение.

Нравственно-эстетическое воспитание способствует формированию всесторонне развитой личности студента, его нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию и состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусств.[3] Это определение, по нашему мнению, наиболее емко отражает сущность нравственного и эстетического воспитания студентов. Например, в Санкт-Петербургском горном университете не существует проблемы организации эстетического воспитания студентов: за всю историю своего существования от горного училища до университета среди выпускников  много талантливых художников, работами которых украшены стены университета. Музей горного университета является одним из лучших в мире музеев геологического, горного и металлургического профиля, причем он не только хранитель уникальных коллекций, но и «лаборатория» для студентов по изучению минералов, руд, горных пород и их свойств, а также моделей и макетов по истории горной и горнозаводской техники. Ежегодно проводится много научно-практических конференций, в которых студенты разных курсов и различных специальностей принимают активное участие.

Фраза «здоровый образ жизни» чаще всего понимается как образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Но категория общего понятия «образ жизни» включает в себя и благоприятные условия жизнедеятельности человека, и уровень его культуры, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья, поддерживающих оптимальное качество жизни. Поэтому в процессе формирования здорового образа жизни необходимо применять меры, средства, методы и формы, которые направлены на физическое совершенствование и всестороннее развитие студента и соответствуют современному уровню общественного развития. Это овладение основами личной физической активности, приобретение знаний, умений и навыков в сфере физической культуры, развитие координационных способностей, выработку навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей, формирование таких качеств, как гуманизм, радость общения в процессе. Это еще раз отправляет нас к развитию организационно-управленческих качеств: формирование здорового образа жизни есть воспитание самоорганизованной личности.

Процесс формирования профессиональной культуры и ответственности за материальные ценности  - самый важный во всем процессе воспитания в профессиональном образовании. Если профессия – это совокупность таких теоретических знаний и практических навыков, которые помогают выполнить определенную работу, отражаются на образе жизни, складе мышления и поведении, то профессиональная культура – это органический сплав квалификации и нравственности, функционирующей на основе трудовой этики и морали. Воспитание профессиональной культуры у студента, как у будущего специалиста, подразумевает усвоение им культурных норм, моделей поведения и ролевого репертуара, соответствующих ожиданиям того профессионального сообщества, куда человек вольется с началом трудовой карьеры, будь то производственный коллектив, научное сообщество или творческая среда, прежде чем он будет принят взрослыми профессионалами как равный. Особенностями формирования профессиональной культуры является: развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально значимых качеств личности и потребности в постоянном профессиональном росте, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда [4].

Также огромную роль играет математика в формировании мышления. Использование в современном мире вычислительных и  управляющих машин, стремление минимизировать затраты исходных материалов, транспортных средств неизбежно приводят к необходимости широкого использования математических дисциплин и математического моделирования процессов.

Деятельность менеджера в современных условиях требует следующих математических знаний и умений:

  • · необходимость приобщения к точному мышлению и полноте логического анализа;
  • · более глубокая подготовка по теории вероятностей и математической статистике. Она связана с вопросами организации производства, оценкой рисков;
  • · направление математической мысли связано с решением оптимальных задач, в том числе и задач оптимального управления процессами. Вопросы линейного и нелинейного программирования, элементы теории оптимального управления – все это должно быть известно современному профессионалу [5].

Математическое образование  необходимо организовать так, чтобы оно не прекращалось на первых курсах, когда внутренней необходимости в  этих знаниях для специальных целей  студент еще не ощущает. Математическое образование  будущего менеджера должно в разных видах продолжаться вплоть до работы над дипломным проектом. И на всех ступенях своего математического развития студент должен приучаться к отчетливости и строгости логических выводов [6].

Поэтому система высшей школы должна становиться более динамичной, должна меняться ее структура. В системе высшего образования, к которой следует стремиться, образование как его составная часть должно служить, с одной стороны, удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, с другой стороны – удовлетворению социально-экономических потребностей общества, научный и социальный прогресс которого немыслим без всесторонне образованных и профессионально подготовленных специалистов всех уровней [7].