В настоящее время современное образование проходит не простой период, связанный с необходимостью рассмотрения проблем выбора различных форм, методов и средств обучения, а также с определением наиболее значимых для современного периода направлений. Приоритетным направлением в профессиональном образовании является гуманизация профессиональной подготовки. Гуманизацию профессиональной подготовки можно рассматривать как особый индивидуальный подход к взаимодействию с отдельными категориями обучающихся. Основной показатель благополучия любого государства - отношение в нем к наименее защищенным слоям населения, в первую очередь - к детям. Социальная политики нашей страны определяет заботу о детях, относящихся к так называемой «группе риска», первоочередной задачей. Данную группу, как известно, составляют следующие категории: дети - сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией. Обострение социальной ситуации в стране, резкое ухудшение экономической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей этой категории. По статистике 15 процентов российских детей, не посещающих школу, относятся именно к «группе риска». По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Санкт-Петербургу каждое двадцатое расследованное преступление совершено несовершеннолетними этой группы или при их соучастии, доля несовершеннолетних участников преступлений от численности детского населения в возрасте от 14 до 17 лет составляет более одного процента, возраст «знакомства» с наркотиками снизился до 6 лет. Проблемой социального сиротства должны заниматься на всех уровнях, во всех учреждениях. Наиболее материально поддерживаемое решение – определение детей в приемную или опекаемую семью. Такой шаг позволяет включить данную категорию в семейную жизнь, приобщить ребят к социальным нормам и ценностям, изменить образ жизни этих детей, их отношение к себе, своей жизни, своему ближайшему окружению, обществу в целом. Однако, социальная адаптация приемных и опекаемых детей, отличается особой сложностью, поэтому приемным и опекаемым семьям нужна постоянная психолого-педагогическая поддержка и сопровождение. Работа по социальной адаптации воспитанников требует поиска новых технологий организации учебно- воспитательного процесса, а также более внимательного отношения к самому приемному или опекаемому. Проведенное в Центре социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района СПб анкетирование показало, что 98 процентов приемных и опекаемых ребят как можно быстрее хотят стать самостоятельными и независимыми. Однако лишь 34 процента понимают, что для этого в реальности нужно сделать, указав в ответах необходимость материальной и профессиональной составляющих. Большинство подростков - это 74 процента, выбрали учебу в колледже, а позицию «Учеба в ВУЗе» отвергли по причине боязни сложности обучения. Нынешний экономически сложный период времени нацеливает молодежь на профессиональную значимость и обязательную востребованность, что может быть гарантировано только ВУЗовскими знаниям [1]. Однако переход из колледжа в Вуз должен быть плавным и комфортным для всех ребят, в том числе, приемных и опекаемых. Мониторинг деятельности российских ВУЗов показал, что многие из них имеют прочный потенциал, являются эффективными и конкурентоспособными. Тем не менее, работа с приемными и опекаемыми требует поиска нетрадиционных подходов к организации образовательного процесса. По известным причинам для приемных и опекаемых ребят и их семей требуется ускоренный процесс обучения на высоком уровне профессионализма с высоким качеством подготовки и большим запасом прочности по профессии.
Рассмотрим возможность решения данной проблемы на примере частного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский институт гостеприимства» (ЧОУ ВО СПИГ), партнером которого является Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса».
В колледже с 1994 года успешно реализуется программа непрерывного образования по системе: Колледж – ВУЗ. Абитуриенты с соответствующим набором ЕГЭ, прошедшие по конкурсу аттестатов, учатся в Колледже бесплатно и могут поступить на параллельное обучение по профильной специальности (заочно) в Санкт-Петербургский институт гостеприимства Направление обучения в ВУЗе зависит от набора соответствующих предметов ЕГЭ.
По окончании обучения в Колледже остаток срока обучения в ВУЗе составляет 3-3,5 года с сохранением скидок по оплате за обучение. Преимущества параллельного обучения – за 5 лет место работы и два образования.
Действительность показала, что система непрерывного образования «Колледж – ВУЗ » дает возможность всем категориям, включая приемных и опекаемых, приобрести большую ориентацию в диапазоне профессии, уверенности в своих силах, умение использовать полученные профессиональные знания на практике, желание формировать карьеру специалиста. Нужно отметить, что существенные шаги в решении этих проблем сделаны именно в системе непрерывного образования «Колледж – ВУЗ» [2]. Имеются базы практики, где студенты получают умения и навыки, приближенные к будущей профессии. Проходят конференции и семинары, круглые столы и мастер-классы. Значимость таких мероприятий не вызывает сомнения. Практическая подготовка ребят позволяет им лучше узнать профессиональную деятельность, сделать первые шаги в личностной адаптации к профессии. При этом результаты своих исследований, интересные идеи, собранные данные, разработанные предложения и рекомендации озвучиваются в масштабных аудиториях: и в колледже, и в ВУЗе. Более того, они обсуждаются и корректируются компетентными в данной области специалистами или более подготовленными студентами, а соответственно переходят в инновационный процесс или творческий проект. Использование межпредметных связей, которые, как известно, являются наиболее актуальным средством комплексного подхода к обучению, позволяет закрепить полученные ранее знания. Сложности при переходе с одного вида обучения на другой ребята не испытывают, так как преподаватели, опираясь на принципы гуманизации профессиональной подготовки, учитывают специфику формирования личности обучающихся. Для приемных и опекаемых воспитанников такая система обучения удобна тем, что не требует перехода или переезда в другое здание, нет необходимости привыкать к другому формату общения. Для членов семей приемных и опекаемых – это спокойствие и уверенность в безопасности, понимание правильного заполнения свободного времени подростка.
Результаты обучения по непрерывной системе показывают, что подростки более творчески подходят к учебному процессу, самостоятельно выбирают тематику исследований, разрабатывают мастер-классы, доклады и т.п. Отсутствует страх взаимодействия с незнакомой аудиторией, укрепляется направленность на профессию. Приемные и опекаемые ребята не выделяются среди прочих обучаемых. Они более уверены в своих силах и положении в группе. Система непрерывного образования «Колледж – ВУЗ», с приоритетной направленностью на гуманизацию профессиональной подготовки, заслуживает внимательного рассмотрения и использования, так как не только обеспечивает быстрое прохождение процесса обучения с минимальными потерями времени и материальных средств, но и формирует развитие личности подростков, требующих особого к себе внимания.