За 25 лет независимости в Республике Узбекистане были проведены ряд мероприятий, способствующие развитию малого предпринимательства, ведь именно оно играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является одним из основных элементов экономического роста страны, а также возможностью регулярного заработка для ее граждан [1].
В современных условиях, когда процесс становления предпринимательство находится на стадии развития, его дальнейшее внедрение в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. Поэтому малый и частный бизнес стал одним из важных факторов экономического развития в нашей стране. По итогам 2016 года его доля в производстве валового внутреннего продукта составила более 57,9%. Для обеспечения максимально благоприятной бизнес-среды субъектам предпринимательства предоставляются различные льготы и преференции. Приватизация является основой формирования многоукладной экономики и дальнейшего развития рыночных отношений.
На современном этапе глобализации мировой экономики степень участия каждого государства в международных экономических процессах становится важным фактором, от которого в значительной мере зависит его место в мирохозяйственной системе, а экономические науки в этих отношениях выходят на передние планы
Формирование современного потенциала трудовых ресурсов в рыночных преобразованиях – сложный воспроизводственный процесс, определяющими факторами которого являются первичное обучение, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров. Он имеет два взаимосвязанных аспекта. Один из аспектов, которым является социально-образовательный, касается профессиональной пригодности работников к труду в условиях динамичного спроса на труд со стороны многосекторного рыночного хозяйства как основы устойчивости социального статуса и предпосылки сохранения способности зарабатывать на жизнь. Другой – экономический, сопряжен с необходимостью поддержания количественного и структурного соответствия кадрового потенциала потребностям производства.
В этой связи исследование образования как фактора воспроизведения качеств главной производительной силы общества, определяющей все направления общественного развития, дает возможность получить научно-обоснованные выводы и составить практические предложения по повышению роли образования в деле цивилизованного реформирования экономики и создания рыночной экономической модели, обеспечивающей динамичное и эффективное развитие общества, достижения нового качества жизни населения
Рыночные преобразования, происходящие в Узбекистане, например, в образовании, с новой остротой поднимают проблему определения его места и роли в странах с развивающейся, переходной экономикой, в которых довольно важной и сложной является трансформация экономических отношений и организация адекватной им системы образования. Переход Узбекистана от командно-административной модели организации экономики к рыночной поднимает перед экономической наукой вопрос о значении образования с точки зрения общих основ социально-экономического прогресса, факторов и условий, объективно необходимых для опережающего развития общества. Можно предположить, что данная проблема в современных обстоятельствах принадлежит к фундаментальным исследованиям. Она связана, с одной стороны, с определением направлений эффективной организации системы образования в условиях перехода к рынку с целью применения ее в процессе преодоления кризисных явлений, а с другой, зависит от степени влияния государства на процесс становления экономического равновесия в обществе и формирования рыночного механизма функционирования сферы образования.
Основная задача и направление трансформации экономики Узбекистана сегодня определяются реальной жизнью, потребностью в четкой организации и сознательной дисциплине, придерживаться которых возможно лишь при условии привлечения всего интеллектуального потенциала. Страны, которые своевременно осознали роль достижений науки и новейших технологий, их внедрение в производство, которые не игнорируют характерные тенденции развития мировой цивилизации, связанные с переходом человечества к новой эре, где не физическая работа, а интеллектуальные ресурсы человека детерминируют общественный прогресс, сегодня являются лидерами мирового развития. Изучение, обобщение, обоснование и уточнение методологических подходов к проблеме образования и формирования рыночных отношений в образовательной сфере является не просто актуальным, а должно выдвигаться в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований
Магистерская программа – это не подготовка специалиста, а обучение будущего руководителя фирмы или компании, нацеленного на выживание на рынке и повышении доходности. Поэтому магистерские программы всё больше ориентируются на реальный бизнес [2].
Что необходимо менеджерам для достижения успеха их бизнеса? Если коротко ответить на этот вопрос, то можно назвать следующие ключевые пункты: понимание и интеграция различных функциональных сфер бизнеса, включая маркетинг, финансы, международный бизнес, производство, информационные технологии, стратегическое видение развития компании, отрасли и глобального окружения, способность принимать решения в динамичной обстановке, умение использовать навыки межличностного общения.
По результатам изучения и анализа мнения выпускников и слушателей магистерских программ с точки зрения их ожиданий о программе и современных потребностей считают, что степень магистра означает современные знания, и получение степени, которое даёт возможность карьерного роста. Для того, чтобы приобрести вышеназванные знания и навыки, современные менеджеры стремятся получить степень магистра. Цель магистерских программ – это вооружение будущего поколения лидеров глобального бизнеса навыками, необходимыми для успешного ведения бизнеса в любой точке земного шара – так сформулирована цель одной из бизнес-школ США. Степень МВА – это профессиональная академическая степень в сфере управления, которая зародилась в США в начале ХХ века. В 50-60 годы она распространилась по всему миру, и в 90-е годы пришла в Россию, Казахстан, позже, и в Узбекистан. И это было закономерным, так как новые экономические отношения, рыночные отношения требовали соответствующих знаний экономики и управления бизнесом.
Сегодня в Узбекистане мы ещё не имеем высокого качества корпуса менеджеров отечественных предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой степень магистра – обязательная предпосылка к лидерству, своего рода пропуск в элитарные эшелоны делового мира. Идя по трудному пути проб и ошибок, стремясь удовлетворить потребности рынка в подготовке высококвалифицированных менеджеров, опираясь на многолетний опыт сотрудничества с ведущими бизнес школами Европы, США, России и ориентируясь на отечественные потребности экономики, созданы магистерские программы в Ташкентском Филиале «Российского экономического университета имени Г.В Плеханова». Они ориентированы на государственные стандарты послевузовского образования, и поэтому представляют собой отражение потребностей рынка.
Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отмечал, что «в Узбекистане в настоящее время созданы и успешно функционируют Филиалы ведущих вузов Европы и Азии».
В настоящее время в Ташкентском Филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова в магистратуре функционируют три профиля обучения: «Финансовая экономика – инвестиции», «Экономика фирмы» и «Международная экономика и бизнес». Разработанный и утверждённый государственный стандарт является положительным результатом, так как это существенный шаг к обеспечению качества образования и означает, что мы идём по пути стандартизации и повышения качества образования. На сегодняшний день все образовательные учреждения, все преподаватели, клиенты, студенты, слушатели магистратуры и потребители выступают за качество образования.
Одной из целей данного стандарта является обеспечение эквивалентности магистерского образования в условиях разнообразия программ и типов вузов, конвертируемости документов о высшем образовании для беспрепятственного участия Филиала в международном рынке труда.
В то же время в вузах Республики Узбекистан в стандарте сформулирована цель магистратуры, а именно: подготовка специалистов с высшим научно-педагогическим, и после перехода страны на новую ступень присвоения ученой степени с научно-исследовательским образованием. При этом магистерские программы нацелены на подготовку специалистов для работы в государственных учреждениях, системе образования, научно-исследовательских организациях, предпринимательстве. В стандарте упоминается также и осуществление управленческой деятельности, но это направление не является приоритетным. Таким образом, мы видим, что цели магистерских программ, как степени для бизнеса и цели, как степени для исследователей, расходятся.
В вышеназванном стандарте по магистерским программам в узбекских вузах определено соотношение между обязательными дисциплинами и дисциплинами по выбору. Государственный компонент составляет около 70% от всего объёма читаемых дисциплин и включает обязательные фундаментальные, социально-гуманитарные, естественнонаучные дисциплины, среди которых философия, педагогика и психология. При этом оставшиеся 30% составляют так называемый вузовский компонент, в рамках которого вуз имеет определённую свободу действий. Возможно, что такое соотношение при подготовке преподавателей и научных исследователей является правильным, но на наш взгляд, каким образом можно вместить в эти часы огромное количество дисциплин и курсов, интересующих работающих менеджеров и предпринимателей. В этом видна существенная проблема – разрыв между потребностями рынка и нормативной базой.
Каковы же пути улучшения ситуации и сокращения разрыва между требованиями времени и нормативными документами? Нужно понимать, что научно-педагогическая и научно-исследовательская степень, которая существует и за рубежом, но под названием «Master of Philosophy», коренным образом отличается от магистерских программ, адаптированных в нашей республики, и отвечающей запросам делового мира. Параллельно возникают проблемы, касающиеся содержания магистерских программ.
Магистерские программы в Филиале «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в г. Ташкенте – это не программы подготовки научно-педагогических и научно-исследовательских специалистов, а это программы подготовки руководителей фирм или компаний, предпринимателей, нацеленных на выживание на рынке и повышение доходности. Поэтому магистерские программы данного вуза всё больше ориентируются на реальный бизнес, развитие новых подходов к управлению людскими ресурсами. В учебных программах появляются новые курсы по лидерству и коммуникациям, информационным системам менеджмента, электронная коммерция, всё больше внимания уделяется этическим аспектам ведения бизнеса и психологическим факторам в управлении. Вместе с тем всё большую роль приобретают интегрированные дисциплины по менеджменту, маркетингу, возрастает значение дисциплин по стратегии, управлению персоналом, международным аспектам бизнеса.
Сложность рыночной трансформации экономики Узбекистана состоит в необходимости интенсивной разработки в кратчайшие сроки соответствующей государственной политики, и одновременно сформировать для этого надежную научную почву. Принципиально важно при этом не только сохранить интеллектуальный, научно-технический и образовательный потенциал, но и заложить основы для долгосрочного обеспечения экономического и социального прогресса.
Узбекистан, по нашему мнению, должен реализовать наиболее эффективные механизмы воспроизведения социально-политической структуры государства и качественного роста рабочей силы, учитывая при этом обеспечение условий для поступательного развития национальной экономики. Именно поэтому такое гуманное и эффективное средство оздоровления общества, как образование, его сохранение и развитие в условиях переходной экономики и определяют актуальность нашего исследования. В процессе образования, как ни в каком другой сфере деятельности человека проявляется тождественность производства и потребления знаний, воспроизведения количественных и качественных параметров, главной производительной силы и общественной формы ее функционирования - производственных отношений [2].