В современных условиях вопросы инновационного развития имеют особую актуальность. Инновационную экономику называют – экономикой, основанной на знаниях, которая включает инновационную систему, информационное общество, непрерывное образование, государственную инновационную политику. При этом источниками инноваций могут быть два направления: или импорт технологий, или разработка собственных технологий.
«На инновационное развитие национальных экономических систем страны оказывает влияние динамика глобализации и интеграции, преимущества которых заключаются в распространении не только новых технологий, продуктов и методов управления инновационной сферой. Факторы инновационного развития национальных экономических систем можно рассматривать в различных контекстах.
Основополагающее, фундаментальное значение имеют факторы, формируемые государственной инновационной политикой, направленной на создание эффективной институциональной среды, стимулирование инвестиционных процессов и конкуренции в экономике, формирование интегрированной научно-образовательной сферы, развитие партнерских отношений государства с частным бизнесом» [1,428].
В Узбекистане формирование национальной инновационной системы находится на первоначальном этапе, когда в большей степени используется импорт технологий. Наша страна имеет значительный научный потенциал и возможность сформировать и развивать национальную инновационную систему. Субъектами национальной инновационной системы являются научно-исследовательские институты, вузы, научные центры, производственные предприятия, финансовые институты. В Узбекистане работают различные научные организации, 20% относятся к системе Академии наук, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования, 16% в системе министерства высшего и средне-специального образования, 15% - к Министерству здравоохранения, 14% Министерству сельского и водного хозяйства, 35% проектные и конструкторские центры. Научные проекты реализуются в различных сферах, включая медицину, геологию, химию, более 35% приходятся на сферу гуманитарных наук, 27% - в агропромышленном комплексе.
Налоговое стимулирование инноваций научно-технической и промышленной сферы дополняет и расширяет рыночный механизм регулирования инновационных процессов. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан организации, выполняющие научно-технические и инновационные проекты за счет бюджетных средств, освобождены от уплаты НДС. Так называемая налоговая экономия увеличивает размер финансирования научно-технологических мероприятий, что способствует ускорению обновления производственного аппарата на принципиально новой технологической основе, разработке и выходу на рынок новых видов продукции. Таким образом, инновация – это использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.
Созданы фонды модернизации и новых технологий при крупных предприятиях, источниками их формирования является часть амортизационных отчислений и чистой прибыли хозяйствующих субъектов, а также целевые поступления от заказчиков. Средства, направляемые в фонд модернизации и новых технологий, используются хозяйствующими субъектами на финансирование научных прикладных исследований, разработки инновационных проектов, опытно-конструкторских работ и их внедрения в производственный процесс.
Работу по организации и сопровождению проектов в регионах осуществляют территориальные центры по инновационной деятельности и трансферу технологий. Центры являются независимыми агентствами по научно-технической деятельности, они самостоятельны и подотчетны правлению, куда входят представители органов местной власти, предприятий, научных и образовательных учреждений
«Характерным является то, что финансирование научно-технических разработок ведется на уровне НИОКР, а внедренческая практика не имеет под собой необходимой финансовой инфраструктуры. Существующая модель государственного финансирования неадекватна характеру и длительности инновационного цикла, составляющего 5-7 лет работы в режиме особого коммерческого риска, готовый же инновационный продукт из-за отсутствия средств на внедрение не в состоянии занять место на отечественном рынке» [2, 58].
Производители не имеют возможностей генерировать и внедрять инновации, что проявляется в крайне низких расходах на НИОКР со стороны частного сектора (около 0,02% от ВВП в 2015г.). Государственные расходы не могут компенсировать нехватку финансовых средств в секторе НИОКР, тем более что они тоже невелики: 0,3-0,4% к ВВП. Кроме того, государству обременительно выступать в качестве основного инвестора, что, собственно, и не соответствует мировой практике освоения инноваций на базе коммерческого и, в основном, венчурного капитала.
Однако до настоящего времени в Узбекистане не принят закон об инновационной деятельности, в подготовленном проекте документа «…предусматривается развитие механизмов правового регулирования отношений между субъектами инновационной деятельности, привлечения инвестиций, создание инновационных и венчурных фондов, инфраструктурных инновационных организаций и дальнейшее совершенствование системы налогообложения и кредитования, а также развития мер для развития заинтересованности и поощрения участников инновационной деятельности, выполняющих приоритетные высокотехнологичные инновационные проекты и внедряющих эти разработки» [3, 114]. Принятие закона позволит реализовать на практике новые виды финансирования инноваций.
Коммерческое финансирование инновационных проектов сегодня также не соответствует потребностям данного рынка. Доступ инновационных фирм к заемному коммерческому капиталу ограничен из-за отсутствия у них залогового обеспечения, невозможности предоставить требуемую банками долю собственного участия в капитале проекта, недостатка оборотных активов при крайней тенденциозности банков в определении структуры инвестиций и предрасположенности финансировать лишь закуп основных фондов.
В результате, банки выделяют кредитные средства не под идею, а под конкретные имущественные гарантии и на относительно короткий период времени. Эта проблема является ключевой, в первую очередь, для тех инновационных компаний, для которых, несмотря на привлекательную коммерческую перспективу разрабатываемых ими технологий, банковские кредиты недоступны либо не привлекательны. Учитывая сложившуюся ситуацию, крайне необходимо активизировать работу по созданию в Узбекистане институтов рискового финансирования инновационных проектов.
В целях расширения источников финансирования промышленного внедрения научных разработок, технологий и других инновационных решений из дополнительных источников финансирования развития инноваций в республике на ежегодной основе проходит Республиканская ярмарка инновационных идей, технологий и проектов.
В развитии инновационной деятельности наших научных организаций есть ряд проблем – это низкая инновационная активность значительной части предприятий реального сектора экономики, низкая коммерциализация научных результатов, неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, отсутствие необходимых элементов инновационной инфраструктуры, отсутствует тесная связь между образовательными, научными и производственными предприятиями.
В целях формирования национальной инновационной системы необходимо совершенствовать механизм формирования национальной инновационной системы, и в первую очередь принять закон «Об инновациях и инновационной деятельности», проект которого был подготовлен уже два года назад. При наличии законодательной базы, разработать национальную инновационную стратегию, определив приоритетные сферы научных изысканий, которые имеют не только опыт работы в Узбекистане, но и конкурентные преимущества в международной научной деятельности.
На втором этапе, предлагается внедрение современных инструментов финансирования инновационного развития национальной экономики, включая развитие государственно-частного партнерства в сфере трансферта технологий и создание венчурных фондов, к участию в данном направлении можно привлекать иностранные инвестиции.
Третьим шагом дальнейшего развития институциональной инфраструктуры национальной инновационной системы – это создание сети технопарков, включая виртуальных с использованием ИКТ, бизнес - центров, а также создание системы поддержки и страхования деятельности новых инновационных компаний на стартовом этапе. Именно на данном этапе необходимо активное вовлечение высших учебных заведений. Сегодня процесс интеграции науки и высшего образования выражается в переводе ряда научных институтов из системы Академии наук в систему высшего образования. Например, при Ташкентском государственном экономическом университете начал функционировать научно-исследовательский центр «Научной основы и проблем развития экономики Республики Узбекистан», преобразованный из института экономики академии наук. Теперь в проведении научных исследований могут принимать участие не только преподаватели, но и соискатели, студенты. Результаты научных разработок направляются в государственные структуры, коммерческие банки. Научные центры активно принимают участие в обсуждении стратегии дальнейшего развития страны, вносят свои предложения, слушатели магистратуры принимают участие в обсуждении проектов государственных программ и т.д.
В целом следует отметить, что «…современная образовательная технология в экономическом образовании, основанная на принципах гуманизма, предусматривает множество возможностей обращать особое внимание на индивидуальность обучаемого – будущего специалиста в сфере экономики, его личности, четкой ориентации на самостоятельную активную познавательную деятельность» [4, 131].
Содержание обучения также требует изменения своих структурных компонентов. «Наравне с когнитивным и ценностным, особое внимание сегодня уделяется деятельностному (творческому) и личностному аспектам, которые предполагают развитие различных способов деятельности с целью развития и становления себя, реализации своих планов и целевых ориентиров, познание себя, формирование механизмов самоконтроля и рефлексии, личностной позиции» [5, 250].
В двух районах города Ташкента планируется создать специализированные инновационные технопарки для проведения исследований и создания малых инновационных производств в области:
•материаловедения, электронных приборов и контроллеров, пищевых и биологически активных добавок, лекарственных;
•технологий обработки металлов, энергосбережения, альтернативных источников энергии и электронных измерительных приборов, робототехники, машиностроения, электроники.
Основными задачами инновационных технопарков станет проведение инновационных исследований, организация пилотных опытно-промышленных и малых инновационных предприятий для производства высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках.
На базе технопарков будет осуществляться трансфер современных зарубежных и отечественных технологий с их внедрением среди отечественных производителей, привлечения к этим целям отечественных и зарубежных инвесторов, способных организовать высокотехнологичные и инновационные производства. Таким образом, планируется обеспечить тесное взаимодействие между высшими образовательными учреждениями, академической наукой и производством в целях повышения эффективности научно-исследовательских и инновационных проектов и разработок, создание благоприятных условий для их функционирования, привлечения для этих целей ученых, высококвалифицированных специалистов, практиков, а также студентов.
В рамках сотрудничества с Министерством промышленности, энергетики и торговли Южной Кореи предполагается построить в Ташкенте до 2018 года Текстильный учебно-исследовательский технопарк. Основной целью создания технопарка является разработка и последующая реализация международных исследовательских и учебных программ с целью их внедрения в Ташкентском институте легкой и текстильной промышленности. Кроме того, технопарк будет служить для обмена передовыми технологиями и опытом, передачи технологических ноу-хау, а также проведения исследовательских работ, относящихся к сфере материаловедения, дизайна одежды и тканей, красильно-отделочных производств, развития перспективных в технологическом плане направлений, включая применение в отрасли информационно-коммуникационных технологий и альтернативных источников энергии.
Другим направлением интеграции науки и образования в сфере экономики может стать реализация программ сотрудничества по созданию учебных банков, развитию Интернет – банкинга, проведению маркетинговых исследований.
В настоящее время в банковской сфере продолжается экстенсивное развитие рынка корпоративного интернет-банкинга. Основной проблемой рынка остается слабая информированность клиентов банков о возможностях дистанционного обслуживания посредством интернет-банкинга.
Для повышения культуры пользования Интернет банкингом, его широкого распространения, особенно среди молодежи предлагается рассмотреть возможность реализации проекта создания «Виртуального банка». На базе сайта коммерческого банка открыть отдельный раздел «Образовательные услуги», на котором полностью воссоздать виртуальную систему счетов и оказания банковских услуг. В качестве партнера банка может выступить одно из образовательных учреждений. Студенты под руководством специалистов банка будут учиться обрабатывать поступающие данные и инструкции клиентов по виртуальным платежам.
Таким образом, с одной стороны будет формироваться, и развиваться большой класс пользователей Интернет банкинга, для стимулирования которых, наиболее успешным будут предоставляться бонусы и скидки по работе в реальной системе Интернет банкинга. С другой стороны студенты получат возможность практиковаться в режиме реального времени работы в банковской системе по виртуальным платежам, развивая навыки и профессиональные компетенции.
Регулярное проведение подобных образовательных мероприятий позволит сформировать грамотное поколение, способное, основываясь на полученных знаниях, смолоду принимать ответственные финансовые решения и активно пользоваться современными банковскими продуктами.