Full text

Малый бизнес для современной России является одной из наиболее перспективных форм хозяйствования, так как страна движется по пути развития рыночной экономики. Под влиянием внешних и внутренних факторов (цены на нефть и иностранную валюту, западные санкции и необходимость импортозамещения) малый бизнес должен стать эффективной формой функционирования хозяйствующих субъектов, не обладающих крупными капиталами, а также источником новых рабочих мест и налоговых поступлений. Для создания эффективной среды функционирования для малых предприятий необходимо понимать их сущность, знать историю возникновения и развития малого бизнеса в России.

Предпринимательство – многоаспектный вид деятельности, обладающий рядом специфических свойств и являющийся своеобразным «возмутителем спокойствия» для переходной экономики [1].

Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель, чаще всего, совмещены в одном лице. Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это классическое малое предпринимательство.

До сих пор в мировой экономической науке не сформирована единая система критериев для отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого предприятия. Многие эксперты считают, что попытки выработать единое или обобщенное определение изначально не состоятельны [2].

Это связано, прежде всего, с различиями объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, а также с необходимостью дифференцировать подходы к определению указанной категории в зависимости от целей ее использования.

Вопрос об определении малого предприятия, его основных признаках и чертах является не менее актуальным для современной России, чем был для России «капиталистической». Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, правильно вести аналитический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной и т.п. государственной поддержки малого предпринимательства. 

Определения малого предприятия могут формулироваться с применением качественных и количественных критериев. В рамках качественного подхода определение малой фирмы формулируется путем выделения характерных особенностей ее функционирования. Такой подход позволяет рассматривать малое предприятие не как уменьшенную разновидность большой компании, а как организацию, функционирование которой отличается от жизнедеятельности крупной фирмы рядом специфических особенностей, а именно: высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой степенью восприимчивости к техническим, организационным, управленческим нововведениям, а также вынужденной постоянной изменчивостью, необходимостью постоянно адаптироваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменяться внутренне.

Таким образом, можно объединить малые предприятия в особую, отличную от крупных корпораций типологическую форму предпринимательства со специфическими проблемами, методами и способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений с государством и корпоративным сектором экономики [1].

К качественным критериям малого бизнеса можно отнести:

  • относительно небольшое число производимых продуктов (услуг);
  • сравнительно ограниченные ресурсы (финансовые, кадровые и т.п.) и преимущественное использование нецентрализованных (неформальных) источников финансирования, что практически не позволяет выходить за рамки основной деятельности;
  • высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность;
  • менее развитые системы управления, сравнительно несложные процедуры оценки и контроля стратегического положения фирмы;
  • несистематичность менеджмента, преобладание «управления здравого смысла»;
  • концентрация большинства акций и соответственно управленческих постов у основателей предприятия и/или их родственников (функции собственности и управления чаще всего не разделены);
  • способность овладевать только ограниченными (локальными) сегментами рынка;
  • устойчивое стремление сохранить юридическую независимость фирмы;
  • уязвимость для неблагоприятных изменений в макро- и микросреде фирмы, недостаток устойчивости в кризисных ситуациях, нередко подталкивающий владельцев малых предприятий к прекращению предпринимательской деятельности или уходу в теневой сектор, фактически не контролируемый государством;
  • четкая ориентация на рынок, свободную торговлю, конкурентные механизмы самовоспроизводства.

В рамках количественного подхода чаще всего используются такие показатели, как численность занятых, годовой оборот (объем продаж), балансовая стоимость активов. Существуют дефиниции, основанные только на одном из перечисленных критериев, либо могут рассматриваться их комбинации. Понятия малого бизнеса, выработанные на основе количественных критериев, являются наиболее распространенными. Это связано, прежде всего, с удобством их применения и относительной доступностью для исследователя. Однако, единого мнения относительно конкретных параметров и пределов изменения подобных критериев, как правило, не существует даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о межнациональном уровне, что затрудняет их использование для сравнительного анализа.

Российский малый бизнес – именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Развитие малого бизнеса, основанного на различных формах собственности и их сочетании, началось с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Истоками же развития малого бизнеса в бывшем СССР считаются законы: «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.), «О кооперации» (1988 г.), а также положение «Об организации деятельности малых предприятий» (протокол № 6 заседания комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете министров СССР, 1988 г.).

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 г. было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 г. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 г. порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми. За прошедшие двадцать с лишним лет количество малых предприятий в России постоянно менялось. Малый бизнес – категория крайне изменчивая, на него сильно влияют все происходящие в стране экономические и политические процессы. Это влияние может иметь как положительное, так и отрицательное значение. По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства на 10.09.2016 общее количество предприятий в России (включая юридически лица и индивидуальных предпринимателей) составляет 5 671 909, из них микропредприятий – 5 380 768 (94,87%), малых – 270 540 (4,77%), средних – 20 601 (0,36%) [3].

Традиционно, сферы деятельности малого предприятия – это мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, оптовая и розничная торговля, гостиничный бизнес, общественное питание, строительство, транспорт, здравоохранение. Это – первый вид малого предприятия, необходимое звено в первоначальном накоплении капитала и распространении рыночных отношений. Именно подобные малые предприятия стали экономическим фундаментом мелкой и средней буржуазии – массовой опоры капитализма. Данный вид предпринимательства распространен и в настоящее время. В развивающихся и развитых странах оно представляет собой чрезвычайно важный элемент хозяйственной жизни провинции. Гарантией существования такого типа малых и средних предприятий выступают местные природные условия, предпочтения потребителей, местная специализация.

Данный вид малого предпринимательства будет существовать и процветать всегда: крупные производители не смогут его вытеснить, так как ресурсы и спрос носят локальный и часто специфический характер, что не дает простора для массового производства.

Отличительные черты этой группы малого предпринимательства: накопленный семейный капитал в основе дела, зависимость от местных рынков, отсутствие склонности к перемещению капитала в другие сферы деятельности или регионы.

Эта группа малых предприятий была полностью уничтожена в России в ходе социалистических преобразований и заменена местной промышленностью и потребительской кооперацией. Возрождение местного, самостоятельного предпринимательства идет медленно и с трудом из-за нехватки капитала и невысокого платежеспособного спроса в российской глубинке.

Следующий вид малого бизнеса – это поставщики комплектующих и услуг для крупных предприятий. Известно, что у крупнейших электротехнических, электронных, автомобильных монополий есть сотни тысяч поставщиков, в том числе малых фирм, и, кроме того, миллионы малых компаний во всем мире осуществляют ремонт и обслуживание их изделий. В продовольственной сфере этот тип предприятий также широко представлен сельскохозяйственными предприятиями, поставляющими сырье для перерабатывающих корпораций.

Однако назвать такие предприятия экономически полностью самостоятельными нельзя. Их сбыт целиком зависит от закупок крупных заказчиков или обслуживания фирменных изделий. От единственного поставщика или покупателя зависят сбыт или получение оптовых партий товаров, технические консультации, часто кредитование малого предприятия. Банкротство главного партнера равнозначно кризису и мучительной перестройке для зависящего от него малого предприятия, а, зачастую, и разорению последнего.

Однако в России у таких предприятий огромные перспективы, так как для повышения эффективности отечественной экономики более глубокое разделение труда и развитие сервисных услуг совершенно необходимы.

Характерные черты данного вида малого бизнеса: недостаточный собственный капитал, сильная зависимость от главного партнера, от его ценовой, кредитной политики. Этим обусловлены неустойчивость таких предприятий, их болезненная реакция в первую очередь не на состояние рынка вообще, а на положение и хозяйственную политику главного партнера. С другой стороны, этим предприятиям легче, чем действительно независимым, изменить сферу и место своей деятельности.

Третий вид малого предпринимательства – относительно небольшая и практически не существующая в нашей стране группа малых и средних акционерных и паевых обществ, по сути являющихся формой   производственной кооперации. Данная форма малого бизнеса распространена в скандинавских странах, в странах Европы, Северной Америки, Австралии. Малые кооперативные компании поддерживают конкуренцию в стране, стабилизируют цены, увеличивают занятость и налоговую базу, в том числе и местных бюджетов, способствуют развитию местной экономики и народного хозяйства в целом.

Предприятий указанного типа, по существу, нет в России. После распада системы советской потребительской кооперации, которая имела мало общего с рыночной кооперацией, действующие сегодня кооперативы играют незначительную роль в экономике, и часто по структуре собственности и управления не соответствуют своему названию. До подлинного развития кооперативного предпринимательства в России – длинный путь становления фермерства, накопления капитала в сельском хозяйстве, формирования кооперативных банков, местных союзов представителей свободных профессий.

Характерные черты малых кооперативных предприятий: финансовая устойчивость, ориентация на местный рынок и поставщиков. Однако в России, из-за непроработанности экономических основ деятельности, малые кооперативные предприятия еще не заняли свою нишу.

В условиях переходного периода от плановой к рыночной экономике возник и получил широкое распространение специфический вид малого предпринимательства. Одной из форм легализованного перераспределения национального дохода, произведенного в государственном секторе экономики в пользу частных лиц, имевших непосредственное отношение к управлению государственными объектами, было создание мелких предприятий (чаще всего они назывались кооперативами), которые практически нечего не производили. В условиях товарного дефицита они покупали на государственных предприятиях товары по заводским (трансфертным) ценам и, в лучшем случае упаковав и приклеив свою этикетку, продавали их по рыночным ценам. Большинство заводов – производителей пользующихся спросом товаров, были буквально облеплены малыми компаниями – реализаторами.

Такое псевдопредпринимательство продолжалось и после приватизации. Директора предприятий создавали свои дочерние малые предприятия, через которые выводили прибыль, а иногда и часть капитала на счета подставных фирм.

Экономический смысл деятельности этих малых фирм – перевод прибылей и части оборотного капитала, амортизационных отчислений с крупного государственного или приватизированного предприятия на счета заинтересованных лиц или подставных компаний. Успех подобных малых предприятий мало зависит от состояния рынка и рентабельности крупного предприятия – жертвы. Малые посреднические фирмы такого вида порождены интересами и возможностями собственников, директоров, преследующих краткосрочные цели личного обогащения, так же, как и слабостью законодательства и судебной системы. По мере укрепления правовой базы экономики и неукоснительного исполнения принятых законов такое предпринимательство должно исчезнуть из российской действительности.

Пятый и последний вид малых предприятий распространен в странах, где малый бизнес пользуется значительными льготами со стороны государства. Он может в ближайшее время широко распространиться и в России. Так же, как и предыдущий вид малого бизнеса, он является псевдопредпринимательством, его цель – не расширенное воспроизводство капитала, а исключительно экономия на налогах.

В настоящее время в нашей стране вводится льготное налогообложение малых предприятий, им уменьшены взносы во внебюджетные фонды, социальные отчисления в целом. Малым предприятиям разрешается списывать в амортизационный фонд весь основной капитал за два года, независимо от технически обоснованного срока его эксплуатации, им облегчен доступ к дешевым источникам финансирования.

Если обещанные льготы будут предоставлены, то для крупного предпринимательства малый бизнес станет таким же выгодным, как хозяйственная деятельность с привлечением оффшорных компаний. Мотивами к созданию новых малых предприятий могут стать исключительно соображения минимизации налогов замаскированной материнской компании.

Для того чтобы пользоваться льготами, не нужно действительно вкладывать капитал, нанимать персонал и искать рынки сбыта. Достаточно разукрупнить существующую компанию, юридически выделив из нее наиболее прибыльные подразделения и зарегистрировав их как малые предприятия. В результате прибыль будет разделена между новыми фирмами и полностью или частично (в зависимости от схемы разукрупнения) выведена из-под налогообложения. Малые предприятия воспользуются ускоренной амортизацией основного капитала, что крупному предприятию запрещено.

В итоге официальные цели государственной экономической политики будут достигнуты: число малых предприятий заметно увеличится. За счет перерегистрации возрастут их совокупные основные фонды, оборотная занятость и балансовые прибыли. Одновременно они соответственно сократятся у крупных предприятий, выделивших из себя малые. Но при этом значительного роста валового внутреннего продукта и развития среднего класса в стране ожидать не приходится. Экономические последствия в целом очевидны: база налогообложения и налоговые поступления в бюджет снизятся. Что-то подобное пережили США во второй половине 1950-х и начале 1960-х годов в период усиленного поощрения малого бизнеса.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Россия – благодатная почва для возрождения традиционных форм малого бизнеса и создания современных наукоемких предприятий. Вместе с тем, необходимо учитывать опыт зарубежного псевдопредпринимательства, чтобы не предоставлять льготы и финансовую помощь тем предприятиям, которые в них не нуждаются.