Как свидетельствует мировая практика, формирование и развитие семейных предприятий является важнейшим составляющим в организации деятельности развивающихся средних и крупных компаний. Ведь все предприятия изначально формируются как семейное, малое предприятие, с целью реализации профессиональных навыков, создания источника стабильного дохода и улучшения благосостояния семьи. Поэтому, можно утверждать, что формирование и функционирование семейных предприятий и микрофирм в своей основе носят экономические и социальные интересы семьи, обеспечивая взаимовыгодные условий для формирования бизнес среды и общества, создавая мост между крупным и малым бизнесом.
Во многих Европейских странах 70-80 % малых и средних предприятий- это изначально созданные семейные предприятия, в которых заняты более 40-50 % трудоспособного населения [1, 17-18]. В рамках стран членов ЕС делаются попытки унифицировать правовые, экономические, организационные основы регулирования деятельности семейных предприятий с тем, чтобы в пределах экономического сообщества прийти к общепринятому правилу определения их границ. Но вместе с тем, во всех странах исторические сложившиеся условия специализации предприятия, формирование конкурентной среды своеобразны, что обуславливает регулирование семейных предприятий в рамках национального законодательства.
Семейный бизнес является структурообразующим звеном в жизненном цикле каждого отдельно взятого предприятия. Ныне успешно действующие предприятия, использующие уникальные технологии и выпускающие марочные товары- это семейные предприятия в третьем, четвертом поколении. Некоторые из них перешли в крупный бизнес, но в то же время сохраняют семейные устои и особенности в принятии управленческих решений, выборе стратегий развития, освоении новых товаров, финансировании различных проектов, в открытии и приобретении новых производств и сфер деятельности.
Например, в Италии, во Франции производство одежды, обуви, парфюмерии, сувенирных изделий и розничная торговая сеть сосредоточены в руках семейных предприятий. Именно эти предприятия в начале 90-х годов начали выходить на международный уровень, создавая своеобразную систему «бутиков» во многих странах Европы. А в Германии большинство семейных предприятий задействованы даже в таких наукоемких и высокотехнологичных отраслях как машиностроение, приборостроение, производство уникальных видов оборудования для различных отраслей промышленности.
В условиях глобализации экономики, которая сопровождается ужесточением соперничества и конкуренции на мировом рынке, именно семейные предприятия, в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности, легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся мировых экономических кризисов, а следовательно, повышает конкурентоспособность предприятий и экономики страны в целом.
В настоящее время семейный бизнес больше, чем когда – либо прежде, приковывает к себе внимание политиков и ученых. Так, за последние 20 лет в Европе, и в США неоднократно исследовались закономерности и тенденции становления и развития семейных предприятий с целью предоставления им благоприятных условий для решения проблем занятости. Например, в 2007 году в Германии создан «Фонд семейных предприятий», в рамках ЕС проводится исследование экономических и организационных мер поддержки семейных предприятий.
По данным Института исследования среднего класса (Institut fuer Mittelstandsforschung, Bonn- IMF) около 95 % или же 3 млн. предприятий в Германии являются семейными предприятиями. Около 41,5 % годового оборота всех предприятий составляют именно эти же предприятия и в них трудятся более 57% занятых. В Австрии 80 %, т.е. 240 тыс. предприятий являются семейными и в них занято более 70 % занятых. В Швейцарии 88 % малых и средних предприятий составляют семейные предприятия и в фондовой бирже 30 % доминирующих компаний являются семейными. А в США около 90 % всех предприятий являются семейными и в них производится 57 % ВВП страны, и трудятся 58% всех занятых.
Во многих индустриально развитых странах основными критериями отнесения предприятия к сфере семейного и малого бизнеса являются объемы хозяйственного оборота (объем производства и оказываемых услуг, товарооборот) и численность работников. Согласно новым подходам разработанным Комиссией ЕС по группировке предприятий, с 2005 года предлагается относить их на основе двух критериев из предлагаемых трех (см. табл.1).
Например, по количеству занятых и по ежегодному обороту или по стоимости средств указываемых в балансовой отчетности. Подобный подход во многом точно помогает развитию масштабов предприятия. Отличительную особенность составляют средние предприятия, где число работающих варьируется в пределах от 50 до 249 человек. Как показывает анализ деятельности средних предприятий, они по масштабу своей деятельности, наиболее укрепившиеся на рынке предприятия, имеющие достаточные финансовые ресурсы и являющиеся активными инвесторами и заказчиками малых предприятий. Следовательно, по характеру выполняемых операций и роду деятельности они наиболее близки к сфере малого бизнеса.
Малые предприятия в некоторых европейских странах классифицируются по разным критериям: это оборот товаров, финансовая автономия и т.д. По данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), основным критерием в них является общая численность работников. Информация о малом бизнесе и предпринимательстве предоставляется и анализируется по следующим категориям: микропредприятия численностью до 10 человек, малые предприятия – 10-99 работающих, средние – 100-499 человек и крупные предприятия – свыше 500 работающих.
Таблица 1.
Критерии отнесения предприятий к сфере малого и крупного бизнеса
Критерии |
Микро предприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Крупные предприятия |
Количество работающих |
< 9 |
10-49 |
50-249 |
>250 |
Оборот в млн. евро |
<2 |
2-10 |
10-50 |
>50 |
Балансовая сумма, в млн. евро (согласно данных бухгалтерского учета) |
<2 |
2-10 |
10-43 |
>43 |
Вместе с тем, в рамках малого бизнеса остаются злободневным вопросы собственности, управление компанией, распределение прибыли, сохранение рабочих мест и другие вопросы, имеющие непосредственное отношение к эволюции семейных предприятий. В исследовании, проведенном институтом малых и средних предприятий Австрии, совместно с заинтересованными исследовательскими институтами стран ЕС подчеркивается, что в 33 странах составляющих экономическое сообщество существуют своеобразные национальные правовые и организационные меры регулирования деятельности семейных предприятий. Но вместе с тем, приводятся важные критерии отнесения предприятия к семейному или несемейному бизнесу [2, 70].
По проведенным исследованиям Центра по исследования экономики Европы университета Манхайм (ZEW Mannheim) в декабре 2011 года были определены основные группы семейных предприятий на основе многочисленных правовых, экономических, организационных факторов, отличающих типы семейных предприятий. Согласно этой градации семейными предприятиями могут выступать:
1) номинальные семейные предприятия, т.е., носящие фамилию семьи, сформировавшие данное предприятие, но по определенным условиям неконтролирующих и не управляющих деятельность этого предприятия;
2) контролируемые семьёй предприятия, которые состоят из отдельных личностей семей и контролирующих его деятельность. При этом, не столь важным является его участие как собственника и как управляющего;
3) предприятие, управляемое собственником предприятия, т.е., предприятие, состоящее из членов семьи, функционирующие и контролирующие как семейное предприятие. При этом, допускается, что члены семьи не имеют столь высокое участие в качестве собственников и управлении на данном предприятии.
Как показывают приведенные данные в таблице 2., в семейных предприятиях наиболее ярко выражается тенденция сохранения всех традиционных инструментов управления в руках членов семьи. Это своего рода побуждающий мотив для каждого члена семьи, который более основательно относится к перспективам развития предприятия, продолжения достойных традиций и обеспечение конкурентоспособности. Следовательно, продолжение семейного бизнеса является важным инструментом укрепления социального партнерства государства и предпринимательства.
Таблица 2.
Главные отличительные черты между семейным и несемейным бизнесом
Признаки |
Семейный бизнес |
Несемейный бизнес |
В центре предприятия (фирмы) |
Семья (формально или неформально/прямо или косвенно влияющие на деятельность фирмы) |
Собственник/ менеджер |
Особенности управления |
Доля в компании и в семье |
Доля в компании |
Главная цель |
Экономические и неэкономические(выдержанность/ долгосрочность дохода семьи (стабильность) как удовлетворенность семьи) |
Экономические (текущая прибыль/ рост) |
Мнения об ориентации |
Передача в поколение, высокая выдержанность жизненного цикла предприятия |
Продажа бизнеса, высокая выдержанность профессионального жизненного цикла партнеров |
Конкурентная стратегия |
Качество, репутация, долгосрочные взаимоотношения |
Цена |
Средства |
Финансовые, социальные, культурные |
Финансовые |
Климат на предприятии |
Как в семье, доверие, сцепление, вовлеченность, обязательность, деловитость, энтузиазм, информированность |
Ориентация на цели бизнеса, формальность, контрактное соглашение, субординация |
Ориентация бизнеса |
Удовлетворенность внутренних и внешних влиятельных сил(особенно семьи, клиентов, служащих и местной общины) |
Удовлетворенность собственника/долевого участника |
Стиль менеджмента |
Направленные на ценности, эмоциональность, целенаправленность |
Направленный на фактах и цифрах, рациональность, механизм агентного контроля |
Использование прибыли |
Реинвестирование в деятельность предприятия |
Распределение среди собственников/долевых участников |
Генезис семейных предприятий в странах СНГ изучается только лишь с точки зрения истории развития промышленности, предпринимательства, развития торгово-экономических связей. И в итоге, практически во всех странах СНГ развитие семейных предприятий рассматриваются только с исторической точки зрения. Хотя в целом в странах СНГ создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства рассматривается как основа устойчивого экономического роста. Однако, удельный вес малого бизнеса и частного предпринимательства в создании ВВП страны остается сравнительно низким по сравнению со странами Европы.
На наш взгляд, развитие семейного бизнеса и семейных предприятий неразрывно связано с развитием малого бизнеса и частного предпринимательства. Пришло время рассматривать институт семьи как потенциальный участок развития малого бизнеса и предпринимательства. Вопросы создания семейного бизнеса и развитие навыков предпринимательства пока ее не стали важной темой дискуссий экономистов, социологов, демографов, психологов. Развитие семейного бизнеса, семейных предприятий, продолжение семейных традиций больше присущие различным видам ремесленничества, производству сувениров.
Поэтому в целях укрепления позиции семейных предприятий и повышение их роли в формировании устойчивых малых предприятий необходимо вести системную работу по поддержке семейных предприятий, оказанию всемерной поддержке устойчиво развивающих предприятий.