Full text

Подготовка специалистов, обладающих адаптационными возможностями к изменяющимся условиям хозяйствования, предъявляет новые требования к качеству образования и постоянного совершенствования форм обучения студентов в высших учебных заведениях. Особенность образовательной сферы заключается в том, что здесь тесно переплетаются экономические, педагогические и социальные процессы, создающие образовательное пространство. Качество образования формируют такие составляющие, как грамотная реализации государственного стандарта высшего профессионального образования; профессиональный уровень преподавательского состава вуза; качество организации учебного процесса и т.д.

В настоящее время для подготовки специалистов необходим практико-ориентированный подход к оказанию образовательных услуг, позволяющий обеспечить кратчайший адаптационный период для выполнения выпускниками своих профессиональных обязанностей после окончания вуза. Для реализации практико-ориентированного подхода в обучении одним из перспективных направлений развития выступает инновационная деятельность в области образования, включающая разработку и внедрение новых технологий и методов обучения, ориентированных на активное вовлечение студентов в учебный процесс. Кроме традиционных форм организации учебного процесса, где в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации, для развития способностей к творческой деятельности, умения применять полученные навыки при выполнении практических задач по ведению бизнеса и принятию управленческих решений, необходимо делать акцент на внедрение активных методов обучения.

Активные формы проведения занятий предполагают взаимодействие всех участников образовательного процесса друг с другом, совместное решение проблем и моделирование ситуации. Суть использования активных методов в образовательном процессе заключается в погружении студентов в реальную ситуацию, требующую практического разрешения. Будущий специалист должен не только учитывать объективные закономерности системы, но и ориентироваться на новые прогрессивные экономические тенденции и технологии управления, иметь способностьих адаптировать к конкретным ситуациям с доведением полученных результатов до конкретной реализации. Активные методы проведения занятий могут быть использованы при чтении лекций, проведении практических занятий, при выполнении самостоятельной работы.

При изучении ряда дисциплин экономического профиля с применением активных и интерактивных методов обучения учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все обучающиеся были вовлеченными в процесс исследования и имели бы равную возможность высказать собственную точку зрения. В отличие от традиционных методов обучения активность преподавателя заменяется активностью студентов, их взаимодействием и объединением. Активные формы обучения можно проводить различными методами, в зависимости от изучаемого предмета и вида занятий. Одной из стратегических целей современного образования является превращение студента в активного субъекта собственного учения, психологически и функционально готового (в зависимости от своих способностей, интересов, наклонностей и жизненных планов) выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, вести исследовательский поиск, извлекать из различных источников информацию и превращать ее в знание [1].

Для реализации практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов при проведении практических занятий по различным дисциплинам, по нашему мнению, целесообразно использовать такие методы, как «Кейс-стади», «Коллективные решения творческих задач», либо «Деловая игра». Эти методы подразумевают анализ конкретных ситуационных, стандартных, критических и экстремальных задач, имитирующих реальные условия.

В качестве примера, для проведения практического занятия с применением активных форм обучения, воспользуемся методом «Кейс-стади» (case-study), позволяющего провести анализ конкретных практических ситуаций и закрепить теоретический материал на основе практико-ориентированного подхода. Темой занятий, позволяющей задействовать в исследовании большинство студентов, и имеющей практическое значение при проведении многих обследований, выбрана «Метод экспертных оценок».

Экспертный метод широко применяются в медицине (консилиумы), в искусстве (жюри), в социально-политической сфере (референдумы), в государственном управлении. Использование данного метода актуально в условиях ведения бизнеса, при принятии инновационных проектов, а также для прогнозных оценок экономического состояния субъекта хозяйствования.

Несмотря на свою актуальность, изучению данной проблемы отведено недостаточно учебного времени, что затрудняет освоение студентами материала самостоятельно.

Классический анализ конкурентоспособности предприятия, разработанный М. Портером [2], предполагает знание факторов конкуренции, значения которых зачастую относятся к коммерческой тайне предприятия, т.е. являются «непрозрачными» [3]. В распоряжении исследователей и конкурентов остаются факторы внутренней и внешней среды бизнеса, которые доступны для непосредственного наблюдения и экспертного анализа, которые можно назвать «прозрачными». Однако, несмотря на ограниченные рамки исследований, существующие методики экспертного анализа позволяют объективно и качественно оценить состояние фирмы и ее положение на рынке.

Применение экспертного метода предполагает соблюдение следующих условий:

- экспертная оценка должна производиться в том случае, когда не доступна объективная информация;

- мнения экспертов должны быть независимыми;

- эксперты должны быть компетентны в решаемых вопросах;

- количество экспертов должно быть оптимальным;

- ответы экспертов должны быть однозначными и обеспечивать возможность их математической обработки.

Специфика метода экспертных оценок заключается в том, что, с одной стороны, исследование носит коллективный характер. С другой стороны – в нем всегда присутствует элемент неопределенности, связанный с влиянием на принятие решения не только рыночных процессов, конкурентов, маркетинговой среды в целом, но и личностных характеристик и пристрастий самих исследователей.

Экспертиза также требует ранжирования показателей, т.е. определение значимости каждой отдельной характеристики изучаемого явления. Ранжирование состоит в том, что респондент непосредственно в процессе опроса упорядочивает объекты из предложенного исследователем набора, проставляя ранги объектов в анкете или, ранжируя карточки, на которых написаны названия объектов. Надежность ранжирования при небольшом числе объектов (от 10 до 20) выше надежности балльных оценок.

Недостатком ранжирования является факт, что при увеличении числа объектов дифференциация обнаруживается при наличии различий для наиболее и наименее предпочтительных объектов.

Использование ранжированной оценки предполагает, что по результатам экспертной процедуры устанавливается упорядоченная последовательность альтернатив, в которой их расположение отвечает их предпочтительности, т.е. на первом месте располагается самая предпочтительная альтернатива, на втором – менее предпочтительная и т.д.

Экспертный анализ «прозрачных» факторов проводится специалистами соответствующей отрасли, имеющими определенную квалификацию в данной отрасли и независящими друг от друга. Факторы оцениваются по десятибалльной системе (1- очень плохо, 10 – очень хорошо). Влияние факторов на конкурентоспособность предприятия рассчитывается на основе учитываемых для каждого фактора весов – частот повторения признака, выраженных в процентах, на который умножается балльная оценка каждого предприятия. По формуле средней арифметического взвешенной рассчитывается суммарная оценка и формулируются сильные и слабые стороны предприятия. Такой подход позволяет сопоставить между собой различные однопрофильные предприятия отрасли и является наиболее результативным.

Для осуществления процедуры экспертной оценки и анализа студенты должны выполнить следующие действия:

– Постановка цели исследования.

– Выбор объектов исследования.

– Предварительная формулировка гипотезы о результатах исследования.

– Отбор исследуемых факторов.

– Разработка бланков, фиксирующих оценку каждого эксперта.

– Подбор экспертов.

– Проведение исследования.

– Присвоение веса (ранга) каждому фактору.

– Анализ результатов (обработка экспертных оценок).

– Подготовка итогового отчета.

В соответствии с темой занятия, переходим к выбору объекта исследования, информация по которому была бы понятна и доступна. В этом качестве нами были выбраны московские стационарные книжные магазины, исследование которых интересно с позиций устойчивого ведения бизнеса.

Снижение выпускаемых наименований изданий, общего тиража и спроса на книги, а также книгораспространения печатной продукции привели к существенной монополизации книжного бизнеса и усилению конкурентной борьбы между игроками рынка [4]. Книжный рынок относится к рынкам монополистической конкуренции, и факторы конкурентоспособности можно разделить на две группы. Первая группа связана с характеристиками ассортимента (полнотой, глубиной, широтой, обновляемостью, ценовой характеристикой). Ко второй группе целесообразно отнести неценовые факторы конкурентоспособности, характеризующие предприятие в целом (месторасположение, транспортная доступность, культура обслуживания).

Исследование проводилось следующим образом:

Цель исследования: Выявление достоинств и недостатков в работе книготорговых предприятий Москвы с точки зрения профессиональных участников рынка.

Объекты исследования:

  • «Новый книжный дом» на ул. Сухаревской.
  • ТД «Москва» на ул. Тверской.
  • «Московский Дом Книги» на Арбате.
  • «Молодая Гвардия» на Полянке.

Гипотеза: В соответствии с визуальным восприятием, ТД «Москва» и «Молодая Гвардия» окажутся лидерами по большинству показателей, т.е. наиболее конкурентоспособными.

Факторы. Было отобрано семь факторов, по которым было необходимо проставить оценки каждому предприятию (от 1 до 10):

  1. Месторасположение (тип региона, в котором находится магазин: торговый центр, транспортный узел, деловой центр, спальный район, учебный центр, развлекательный центр).
  2. Транспортная доступность (время, за которое можно достичь магазина пешком или на транспорте от ближайшей станции метро).
  3. Заполненность магазина (примерное соотношение торговой площади предприятия и количества посетителей).
  4. Культура обслуживания.
  5. Наличие дополнительных услуг для покупателей.
  6. Ценовая политика книготоргового предприятия (сопоставление розничной цены нескольких книг, можно через систему интернет).
  7. Общее впечатление.

Был разработан бланк в виде таблицы, в подлежащем которой перечислены исследуемые магазины, в сказуемом - оцениваемые факторы. Студентам – экспертам в количестве 13 человек, вручается по одному отчетному бланку.

Каждому фактору соответствует вес (ранг, значимость), выраженный в процентах, с тем, чтобы сумма всех рангов составляла 100%. При этом, процентный вес показателя определяет степень его влияния на конкурентные преимущества конкретного магазина [5].

 Учитывая специфику объектов исследования, значимость показателей целесообразно представить следующими характеристиками:

a)    месторасположение – 40

b)    транспортная доступность – 35

c)    культура обслуживания – 10

d)    заполненность магазина – 5

e)    наличие дополнительных услуг – 2

f)     ценовая политика - 7

g)    общее впечатление - 1

Рассчитаем сумму экспертных оценок данного фактора для данного фактора для данного магазина по формуле: ,            [1]

где

  экспертная оценка k-го эксперта фактора i магазина j.

Взвешенное значение каждого фактора для данного магазина определяется произведением суммы экспертных оценок данного фактора для данного магазина на вес или «ранг» фактора» fi  по  следующей формуле:

.           [2]

Тогда,      - сумма  всех взвешенных факторов по j-му столбцу (магазину).  

  Если         - сумма всех «взвешенных» факторов для всех магазинов, то среднее значение суммы «взвешенных» факторов приходящихся на один магазин определим по формуле простой арифметической вида      , где k=4 (число магазинов) .  

Сравнение результатов по каждому объекту исследования со средним его значением позволит сопоставить между собой факторы конкурентоспособности исследованных магазинов и ранжировать результаты в порядке убывания или возрастания факторов конкурентоспособности и, следовательно, экспертного рейтинга магазина.

 

Таблица 1.Итоги экспертной оценки по определению рейтингов

торговых предприятий г. Москвы

 

Фактор

Ранг фактора, %

«Новый Книжный» на Сухаревской

«Московский Дом Книги» на Арбате

«Москва» на Тверской

«Молодая Гвардия»

Сумма по строке

Среднее значение

 

Месторасположение

40

46,8

42,0

45,2

42,8

176,8

44,2

Транспортная доступность

35

32,9

34,7

37,1

37,1

141,8

35,4

Заполненность магазина

5

4,5

5,2

5,1

4,7

19,4

4,9

Культура обслуживания

10

8,2

9,5

9,9

9,6

37,2

9,3

Наличие дополнительных услуг

2

1,5

1,8

2,4

2,0

7,7

1,9

Ценовая политика

7

5,5

5,0

5,7

6,8

23,0

5,8

Общее впечатление

1

0,9

0,9

1,0

0,9

3,7

0,9

Сумма по столбцу

100,3

99,1

106,3

103,9

409,6

102,4

Средняя   по столбцу

14,3

14,2

15,2

14,8

58,5

14,6

 

Таким образом, гипотеза, выдвинутая перед началом исследования, подтвердилась, поскольку лидером среди книготорговых предприятий оказался ТД «Москва», набравший в сумме 106,3 ранжированных баллов при самом высоком среднем значении в 15,2 балла. Предприятие лидирует по таким позициям, как «транспортная доступность», «культура обслуживания», «наличие дополнительных услуг» и «общее впечатление».

На втором месте оказался книжный магазин «Молодая Гвардия», набравший в сумме 103,9 балла, но лидирующий по таким характеристикам, как «транспортная доступность» и «ценовая политика». «Новый книжный» оказался на третьем месте (100,3), и опережает только по месторасположению. На четвертом месте оказался «МДК на Арбате», набравший 99,1 балла, у которого лидирующие позиции отсутствуют. Результаты экспертной оценки позволили не только определить лидирующие объекты исследования, но и сделать выводы рекомендательного характера по росту эффективности деятельности каждого из магазинов, а значит, по повышению их конкурентоспособности.

Таким образом, внедрение практико-ориентированного подхода в образовательную среду с использованием активных форм обучения позволяют не только активизировать занятия и вовлечь большее число студентов в исследования, но и придать им поисковый характер и усилить практическую значимость учебного процесса в целом.