Фундаментальной закономерностью эволюции является зависимость характера активности живого существа от особенностей среды его проживания. Как пишет В.В. Столин: «Функционирование человека как социального индивида является необходимой предпосылкой его развития как личности. Общество, которое ограничивает активность социального индивида, … тем самым ставит под угрозу и его личность» [1].
Теоретические положения, разработанные в отечественной психологии о развитии и социальной природе психики человека, свидетельствуют о том, что психическое развитие проходит в процессе присвоения социального опыта (Л.С. Выготский, Л.Н. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно этим теоретическим представлениям, личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения [2].
Б.Ф. Ломов отмечал, что такие свойства личности, как ее направленность, альтруизм или эгоизм, миролюбие или агрессивность, стремление к лидерству или согласие на подчинение бесперспективно пытаться вывести из самой биологической природы, так как эти свойства детерминируются не природой. Они имеют социальное происхождение. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть, прежде всего, то, в какие общности включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. Ее мотивы, стремления, установки, привычки зависят от того, каково ее объективное отношение к этим общностям. При рассмотрении социальной детерминации личности обнаруживается противоречие: с одной стороны, свойства личности, прежде всего ее сознание и воля, определяются общественными отношениями, которые не зависят от сознания и воли; с другой – личность в своей общественной жизни ведет себя как сознательное существо, обладающее мотивами, целями, волей и т.п. Это противоречие разрешается практически – в действиях личности по отношению к другим личностям и в их действия по отношению к ней [3].
Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей собственной жизни. Участвуя в них, она вместе с тем активно определяет и развивает «линию» собственной жизни. Таким образом, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее социальная активность.
Учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого несомненно оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на эффективность этого процесса в целом.
Современные требования к развитию образования ставят задачу развития обучающегося не только в отношении знаний и умений по отдельным учебным предметам и даже не способности по конструированию способов их получения, а развития сознания обучающегося в целом, включая все его сферы: познавательную, личностную, эмоционально-волевую, телесную и духовно-нравственную. Реализация этой задачи возможна только при условии использования знаний о психологических особенностях, закономерностях и принципах развития обучающего в качестве исходного основания для проектирования и создания образовательной среды как условия их практического воплощения. Современная теория и практика психологической науки уделяют недостаточное внимание изучению образовательной среды как совокупности факторов и условий, во взаимодействии с которыми происходит развитие личности и формирование ее социальной активности. В данном контексте уместно процитировать слова К. Маркса: «Мое отношение к моей среде и есть мое сознание» [4].
Современным подходом к разработке проблемы является целостный анализ социокультурной ситуации, то есть акцентирование внимания на психологическом анализе среды, в которой осуществляется развитие и функционирование человека и одновременный учет психологических ресурсов личности. Данный подход имеет традиции в российских и зарубежных психологических исследованиях – это социокультурная концепция Л.С. Выготского: идеи С.Л. Рубинштейна; экопсихологический подход У. Брофенбренера; идеи гуманистических психологов о влиянии среды на развитие человека – А. Маслоу, К. Роджерс.
Таким образом, существует необходимость рассматривать развитие человека в логике взаимодействия с образовательной средой, поскольку очевидно, что это не просто отражение среды органами чувств и не просто отношение к окружению, а влияние среды, влекущее за собой изменения комплексного характера – от эмоций и настроений до мотивов деятельности, устремлений, ценностных ориентаций, поступков, предпочтений, волеизъявлений.
Изменения психического состояния под влиянием средовых факторов могут проявляться в повышении агрессивности поведения, в общем понижении жизненного тонуса, в появлении депрессии и т.д. Психогенное влияние психологических факторов образовательной среды зависит не только от величины параметров, но и от отношения к ним данного человека. Осознание неуправляемости событий среды является источником беспомощности, приводит к разрушению внешнего локуса контроля и уменьшению ощущения эффективности собственной деятельности [5].
Современная социальная ситуация развития в образовательной среде, с психологической точки зрения, характеризуется интенсивными информационными воздействиями разного рода, а также информационными средствами общения, взаимодействия с другими людьми и воздействиями, которые на себе испытывает человек. Ее отличительной чертой является то, что она в большинстве случаев используется в качестве «психологического орудия» социального воздействия на человека. В этом качестве образовательная среда является важнейшим фактором социализации индивида, а также формирования индивидуального и общественного сознания. Именно она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, именно она оказывает непосредственное влияние на формирование социального поведения личности.
Нельзя не отметить, что увеличение напряженности жизненной среды современной молодежи (семейной, образовательной, информационной) приводит к повышению напряженности их психического состояния. Здесь есть основа говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий или, наоборот, их полным отсутствием [6].
Образовательная среда как система специально организованных психолого-педагогических условий включает в себя:
1) создание образовательного пространства учреждения, предоставляющего учащимся и педагогам возможность выбора различных образовательных технологий, форм деятельности и иных условий, обеспечивающих удовлетворение потребности общества и самих учащихся в их обучении, развитии и возрастной социализации;
2) создание различных общностей между учащимися и педагогами и между самими учащимися на основе включения их в различные виды совместно-разделенной учебной, коммуникативной, исследовательской, художественной, спортивной и иных видов деятельностей, необходимых для социализации учащихся в соответствии с их возрастным периодом развития;
3) создание ситуаций взаимодействия, в рамках которых происходит встреча учащегося, педагога и других субъектов образовательного процесса с образовательным пространством;
4) создание учебных ситуаций, направленных на актуализацию зоны ближайшего развития учащихся [7].
В современной высшей школе важным является формирование и развитие у студентов навыков активного самостоятельного овладения знаниями, расширения теоретического кругозора, правильной организации своей работы по поиску необходимых материалов и их изучению, по практическому применению полученных в ходе работы знаний и навыков. Без этого будущему специалисту трудно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний, в увеличивающемся потоке информации [8].
Образовательная среда в целом должна создавать возможность учащемуся по-разному проявить себя и, следовательно, ощутить и познать свою способность быть разным, быть активным, быть лидером. Образовательная среда должна обеспечивать возможность каждому учащемуся найти свою нишу для развития, а тем самым иметь возможность для обретения собственной индивидуальности. Эта возможность является в равной мере как фактором образовательной среды, так и поведенческим фактором субъекта.
Важным условием образовательной среды является природосообразность образовательных технологий физиологическим, психологическим, а также социальным особенностям и закономерностям возрастного развития учащихся. При этом следует иметь ввиду, что каждому возрастному этапу развития ребенка в образовательной среде школы соответствуют разные типы ведущей деятельности как условие и средство формирования психических новообразований, соответствующих данному возрасту [9].
Психическим новообразованием, проходящим через все этапы возрастного развития, является произвольность и осознанность регуляции двигательной, познавательной, эмоциональной и личностной активности обучающихся.
В частности, социальная ситуация развития в юношеском возрасте характеризуется тем, что общество ставит перед молодым человеком жизненно-важную задачу осуществить профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. Открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Вопросы, обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии носят мировоззренческий характер, становясь элементом личностного самоопределения. Поэтому главным новообразованием юношеского возраста является готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности, чувства адекватности и владение личностью, собственным Я, независимо от изменения ситуации.
Следовательно, образовательная среда на этапе старшей школы должна предоставлять возможности для решения следующих психологических задач: освоение проектирования личность своего жизненного пути и подготовка к профессиональной деятельности как условие социального, личностного и профессионального самоопределения учащегося.
Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса [10].
Таким образом, формирование активной жизненной позиции учащихся осуществляется путем целенаправленного создания и развития сложной целостной образовательной среды, включающей в себя: создание благоприятных условий для развития; способствующей приобретению социальной зрелости и опыта, формированию профессиональной позиции и становлению сознательной активной личности, являющейся субъектом и главным элементом данной системы.