Full text

В современных условиях некоммерческая организация (НКО) рассматривается как новая, отвечающая современным условиям хозяйствования, организационная форма общественного развития. В Российской Федерации некоммерческий сектор находится на этапе формирования и развития, хотя еще во время царствования Екатерины Второй произошло выделение негосударственного сектора социальных отношений в виде негосударственных организаций, отделенных от церкви.

Формированием в России законодательной базы некоммерческих организаций можно считать 1990 год, когда стал действовать Закон СССР «Об общественных объединениях» [1], который определил пять возможных форм общественных организаций. После принятия в 1996 году Федерального закона о некоммерческих организациях [2] численность НКО в стране постоянно увеличивается. В апреле 2010 года законодательно было введено понятие «социально-ориентированного НКО» [3].

В декабре 2012 года Правительством было принято Постановление «Об имущественной поддержке социально-ориентированных НКО» [4], в котором были определены правила формирования федерального имущества, которое можно было предоставлять социально-ориентированным НКО во владение или на длительное использование. Однако субъекты Российской Федерации в своей практике это постановление не используют в достаточном объеме и не предоставляют помещения на льготных условиях.

Сложилось ошибочное мнение, что НКО создаются для решения исключительно социально-значимых задач и целью их создания не может быть извлечение прибыли. В сентябре 2014 года были приняты изменения статьи 50 ГК РФ, в которых указано, что НКО могут получать доход, если это предусмотрено их Уставом и соответствует целям создания НКО. Следовательно, НКО могу заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доход. Проблема, однако, состоит в том, что часто сложно бывает выявить как распределяется прибыль, полученная в результате такой деятельности – полностью ли она направлена на уставные цели НКО. Это ведет к проблемам в налогообложении некоммерческих организаций.

В последние годы активно создаются некоммерческие организации, которые призваны осуществлять контроль за деятельностью госслужб, институтов власти, оказания услуг обществу. Они представлены различными ассоциациями товаропроизводителей, торговыми палатами  и другими НКО корпоративного типа. Примером может служить центр поддержки предпринимателей Тульской области со статусом НКО. 

К преимуществам некоммерческих организаций можно отнести следующие:

  1. Освобождение физических лиц от налогообложения в том случае, если организация имеет целью не получение прибыли, а осуществление благотворительной миссии.
  2. Законом не установлен минимальный размер активов организации, поэтому не является обязательным наличие в собственности имущества.

По данным сайта Министерства юстиции РФ [5] на начало 2016 года в Тульской области были зарегистрированы 1735 некоммерческих организаций, из которых 28,8% составляли общественные организации; 1,2% - общественные движения; 7,6% - некоммерческие фонды; 15,3% - религиозные организации; 11,3% - профессиональные союзы; 5,6% - некоммерческие партнерства.

В настоящее время государственная  поддержка некоммерческих организаций осуществляется по трем основным направлениям:

- на законодательном;

- на организационном;

- на экономическом.

Экономическая поддержка осуществляется через прямое бюджетное финансирование, путем выделения ГОС заказов, грантов и контрактов.

Косвенная поддержка может быть осуществлена путем льготного кредитования, в виде финансовой помощи для создания материально-технической базы, размещения заказов по поставке товаров, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.

В предыдущем 2015 году бюджет Тульской области выделил общественным организациям субсидии в объеме 3500 тыс. руб., территориальным общественным организациям 3300 тыс. руб. На реализацию «Муниципальной программы муниципального образования г. Тула «Поддержка и развитие территориального общественного самоуправления и общественных объединений» в муниципальном образовании г. Тула» было выделено 12822,3 тыс. руб. [6]. В течение последних пяти лет за счет бюджета муниципального образования г. Тула профинансировано 93 проекта общественных организаций. Количество профинансированных проектов постоянно увеличивается, так, например, в 2011 году число проектов равнялось 19, в 2012 их численность составила 14, в 2013 году – 17, в 2014 – 21, в 2015 – 22 организации. [7]

На текущий 2016 год в г. Туле были определены следующие основные направления и объемы финансирования:

- на пропаганду здорового образа жизни, развитие физической культуры 700 тыс. руб.;

- на развитие и организацию волонтерства – 400 тыс. руб.;

- на организацию досуга молодежи – 900 тыс. руб.;

- на развитие общественного самоуправления – 200 тыс. руб.;

- на сохранение культурно-исторического наследия 400 тыс. руб.;

- на военно-патриотическое воспитание молодежи 400 тыс. руб.

За период 2013-2015 г.г. наблюдается положительная динамика финансирования общественных организаций путем предоставления грантов. Если в 2013 году эта сумма составила 4960,5 тыс. руб., то в 2015 – 6800 тыс. руб.

Оценка уровня эффективности выполнения «Муниципальной программы муниципального образования г. Тула «Поддержка и развитие территориального общественного самоуправления и общественных объединений» в муниципальном образовании г. Тула» показала весьма упрощенную технологию. Оценка в настоящее время заключается в расчете двух простых показателей:

  1. Процента выполненных мероприятий по отношению к запланированному количеству (за 2015 год составила 12/13*100%= 92,3%).
  2.   Отношению суммы фактически израсходованных на реализацию программы средств к запланированному уровню (за 2015 год составило 39641, 7 / 42346,9 = 0,936).

Если для оценки уровня эффективности выполнения Муниципальной программы рассчитывают вышеназванные коэффициенты, то для оценки уровня эффективности деятельности самих НКО в Тульском регионе технология в настоящее время отсутствует.

Следует учитывать, что в г. Туле действует 11 категорий НКО и оценивать их эффективность работы по одним критериям было бы не корректно. Поэтому, необходимо создать критерий оценки для каждой категории некоммерческой организации. Объективная оценка уровня эффективности работы НКО будет способствовать усилению конкуренции за ресурсы и в тоже время способствовать повышению качеству предоставляемых услуг. Это диктует необходимость ее разработки. Желательно также иметь стандарты оказания услуг в некоммерческом секторе, т.к. это бы послужило гарантией обеспечения достойного качества работы НКО, что в конечном итоге скажется на спросе услуг организаций и повысит доверие общества к ним.

Анализ используемых в стране вариантов оценки эффективности НКО показал, что чаще всего используются следующие показатели:

- численность волонтеров;

- количество лиц, получивших помощь;

- численность регионов деятельности НКО;

- объем использованных финансовых ресурсов;

- наличие эффективных коммуникаций в виде сайта, социальной сети, средств массовой информации;

- соотношение суммы доходов и расходов НКО;

- срок деятельности НКО;

- количество пожертвований;

- количество публикаций в СМИ о деятельности данной НКО;

- количество фандрайзинговых ресурсов и достигнутых результатов;

- участие в деятельности экспертных советов в государственных органах.

Как видно из вышеперечисленного оценка эффективности должна иметь две основных составляющих: оценку социальных результатов работы и финансовых.

Потребность в данной оценке деятельности НКО возрастает, т.к. усиливается конкуренция за финансовые ресурсы и опасность нецелевого использования средств, корыстного использования налоговых привилегий, т.е. злоупотребления статуса НКО. Объективная оценка позволит повысить прозрачность деятельности НКО и сравнить эффективность и производственные возможности государственных и некоммерческих организаций, которые решают родственные задачи в сферах здравоохранения, образования, культуры. Это позволит оценить целесообразность передачи государственных полномочий НКО. 

Сложность этой задачи, безусловно, выше чем оценка эффективности коммерческих предприятий, т.к. традиционные критерии прибыльности и капитализации нельзя использовать, а производимые услуги и нематериальные блага не имеют рыночной цены.

Чаще всего, в существующих публикациях оценивается эффективность НКО в социальной сфере, в здравоохранении и образовании. Оцениваются прежде всего степень достижения организации своей цели и способность организации обеспечить необходимыми ресурсами свою деятельность. До настоящего времени участие экономистов в разработке методики эффективности НКО незначительно. В тоже время, именно количественная оценка дает объемность и наглядность результатам работы. То, что у НКО нет частных собственников и целью их деятельности не является получение прибыли, не исключает рыночную, экономическую оценку результатов деятельности.

Одним из современных направлений финансирования, которое может быть рекомендовано некоммерческим организациям, является привлечение профессиональных консультантов по фандрайзингу. Основной целью некоммерческих организаций в данной сфере является реализация разнообразных фандрайзинговых стратегий, обеспечивающих получение необходимых средств. Фандрайзинг может обеспечить подготовку проектов для донорских организаций, способствовать социальному партнерству с органами власти, развитию корпоративности и связей с общественностью.

Для использования альтернативных способов финансирования в Тульском регионе потребуется обучение сотрудников НКО технологиям фандрайзинга и краундфандинга. Использование краундфандинговых платформ позволит уменьшить зависимость НКО от местных органов власти и от экономической ситуации в регионе, что в конечном счете обеспечит самофинансирование НКО. Финансирование проектов через краундфандинг гарантировано от коррупционных связей.

Недостаточно активное использование Постановления об имущественной поддержке социально-ориентированных НКО в Тульском регионе не дает возможности в полной мере  использовать освобождение от налога на имущество, земельного, транспортного налогов, и направить высвобождаемые средства на реализацию уставной деятельности организации. Тульскими НКО не используются преимущества коллективной эксплуатации помещений, т.е., коворкинга и создание коллективных бухгалтерий.

Создание Федерального негосударственного ресурсного портала НКО могло бы значительно облегчить труд сотрудников тульских НКО в осуществлении поиска Государственных контрактов и значительно удешевило бы организацию бухгалтерской отчетности.

Можно рекомендовать сотрудникам тульских некоммерческих организаций использовать Рекомендации по мониторингу и оценке работы НКО, разработанные международным исследовательским центром INTRAC [8].

На современном этапе развития Российского общества НКО должны стать устойчивым звеном взаимного сотрудничества государственных организаций и бизнеса в процессе решения социально-значимых задач. Вопрос оценки и мониторинга эффективности проектов и программ НКО должен быть результатом совместной ответственности всех участников (государства, благотворительных фондов, спонсоров и д.р.) в решении растущих социальных проблем: социальной изоляции, роста пожилого населения, нищеты, наркотиков и других проблем.