Full text

Особенности современного состояния российского рынка электронной коммерции достаточно подробно рассмотрены авторами в одноименной работе [1], где отмечено, что в России расходы на электронную коммерцию не столь велики, по сравнению с западными странами и составляют 63 евро в год, что свидетельствует о недостаточном развитии логистики и сервиса, а также определенной степени недоверия к электронным магазинам.

В целом по состоянию на 30 июня 2015г. численность интернет-пользователей составляет 2405518,376. Лидером в этой сфере выступает Соединенное Королевство – 1145 евро. На втором месте находится Австралия – 1011 евро. Затем следует США – 715 евро.

Что касается российского рынка электронной коммерции, то ему свойственны свои уникальные черты, обусловленные во многом менталитетом российского потребителя. Например, потребители в США отмечают доставку заказа на дом в качестве одной из самых распространенных причин покупки он-лайн, в то время как только 19 % покупателей в России нашли это преимуществом и удобством. Вместе с этим, 27 % покупателей в России считают, что он-лайн магазины имеют больший ассортимент товаров, нежели обычные магазины.

Напомним, что российский рынок онлайн торговли по итогам 2015 г. оценивается в 12 млрд. долл. Доля России в мировом «пироге» торговли через сеть составила всего 1,4 %. Оборот в Российской Федерации меньше в 4,5 раза, чем оборот самого крупного онлайн-ритейлера компании Amazon. Отечественный рынок сравнивается по обороту с бразильским, при том, что темпы роста рынка в России выше. Если сравнивать с Европой, то доля России составляет около 7 %, при этом темпы роста в Западной Европе в среднем составляют 11 %, а наибольший рост показывают Италия и Испания, где рынок интернет-торговли растет примерно на 18 % в год [1].

Таким образом, очевидно, что доля онлайн продаж в совокупном обороте розницы в России заметно ниже, чем в других странах, и составляет менее 2 %. Доля России в мировом объеме интернет торговли все еще отстает от ее доли в объеме розничных рынков. Несмотря на это, Россию считают претендентом на звание одного из самых быстро развивающихся рынков в мире. Прогнозируется рост проникновения электронной торговли уже к 2020 году до 7 %, а сам объем рынка возрастет до 72 миллиардов долларов.

Стоит отметить, что экспертами ожидается рост этой отрасли экономики на 25-35% ежегодно, что, естественно, отчасти связано с инфляционным поднятием цен. Таким образом, ожидается, что уже в 2017 году объемы средств в интернет-бизнесе достигнут 1 250 млн. рублей.

Приблизительный прогноз на ближайшие три года в млрд. рублей представлен на рисунке 1

 

 

Рисунок 1. – Рост электронной торговли (в млрд. руб.) [2]

 

Статистика свидетельствует о том, что рынок электронной коммерции в Российской Федерации находится на этапе интенсивного развития.

На Рисунке 2 представлен ассортимент товаров, которые предпочитают приобретать российские потребители через интернет-магазины. Лидирующие позиции занимают электроника и бытовая техника, одежда и обувь, компьютерные комплектующие, автозапчасти. Следует отметить, что с каждым годом увеличивается как количество товарных позиций по каждому виду товаров, так и численность предпринимателей, работающих в сети. Так, в 2013 году их численность составила 15% от общего числа коммерческих компаний, а в 2014 году их доля достигла 23%, что указывает на рост популярности данного канала продаж.

 

 

Рисунок 2. Объемы рынка по товарным категориям за прошедший год

в млрд. руб. [2]

Интересно провести сравнение показателей функционирования российского рынка электронной коммерции с аналогичным рынком в Великобритании. Последний, являясь одним из самых крупных в мире, продолжает демонстрировать растущую динамику [3].

В Великобритании рынок электронной коммерции составил в 2015 году 6,12% от общего значения ВВП. Аналогичный показатель в России в 2015 году составил 4,5 %, что ожидаемо демонстрирует наименьшую популярность электронной коммерции в России. У стран-лидеров в этой области доля электронной коммерции составляет 10 % и более. Этот факт указывает на наличие огромного потенциала дальнейшего роста российской электронной коммерции [4]. Учитывая низкую насыщенность рынка и значительное население, российский рынок может стать крупнейшим в Европе уже в среднесрочной перспективе. Данные таблицы 1 дают представление о динамике числа пользователей Интернетом в Великобритании в 2013-2015 гг.

 

Таблица 1 – Динамика числа пользователей Интернетом в Великобритании

в 2013-2015 гг.

Год

Число пользователей Интернетом, млн. чел.

Прирост по сравнению с предыдущим годом, млн. чел.

Число людей, покупающих товары через Интернет, млн. чел.

Прирост по сравнению с прошлым годом, млн. чел.

2013

48,04

1,36

40,83

2,57

2014

48,9

0,86

41,57

0,74

2015

49,84

0,94

43,36

1,79

 

Таким образом, электронная коммерция в Великобритании, как самый перспективный рынок, все еще продолжает набирать обороты.

В Великобритании электронная коммерция является естественным способом покупки различных товаров среди покупателей. Все больше и больше различных категорий товаров предпочитают покупать с помощью сети Интернет. Такие категории, как покупка музыки, заказ авиабилетов, бронирование мест в отелях покупатели предпочитают приобретать, не выходя из дома или используя гаджеты, которые всегда находятся под рукой [5]. Покупка различной техники, одежды, страховка машины все еще совершается как традиционным способом, так и через электронные ресурсы (см. рис. 3).

 

 

Рисунок 3 - Структура продаж интернет-магазинов по категориям товаров в Великобритании в 2014 году (в процентах от общего числа покупок)

 

Сравнивая с аналогичным ранжирование категорий товаров на российском электронном рынке, которое представлено в работе «Особенности российского рынка электронной коммерции» [1], можно сделать вывод о том, что наши соотечественники пока еще не до конца доверяют интернет-покупкам и склонны к традиционным способам приобретения различных товаров. Но можно выделить и относительно схожую тенденцию в покупке таких категорий товаров, как одежда и различная техника.

Что касается способов оплаты покупок в Великобритании и в России, здесь наблюдаются явные различия в предпочтениях интернет-пользователей. Российские покупатели все еще предпочитают наличный расчет безналичному (43%), когда в Великобритании на этот способ приходится лишь 7 %. В основе различий в значениях этих показателей лежит недоверие российских покупателей к безопасности интернет-покупок. Способствовать устранению этой проблемы могут определенные гарантии со стороны различных сайтов, предлагающих услуги и товары, которые могут убедить своего покупателя в защите персональных данных.

Таблица 2 содержит сравнительный анализ некоторых показателей деятельности рынков электронной коммерции РФ и Великобритании.

 

Таблица 2 – Особенности показателей деятельности рынков электронной коммерции России и Великобритании

 

Показатели

Великобритания

Россия

Объем рынка электронной розничной торговли, USD

72,9

21,4

Доля ЭК в ВВП, %

6,12

4,5

Число пользователей сетью интернет, млн. чел.

48,9

73,8

Преобладающий способ оплаты покупок товаров/услуг через Интернет

Дебетовая карта

Наличные

Необлагаемая сумма почтового отправления, EUR

175

1000

 

Подводя итог, можно сказать, что Российский рынок электронной коммерции относительно нов, особенно в сравнении с аналогичным английским. Жители нашей страны все еще не доверяют покупкам через сети Интернет, что естественно не дает той высоты результатов, чтобы приравнивать себя к странам Западной Европы. Россия только развивается в этом направлении и имеет при этом очень большие перспективы. Необходимо лишь наладить соответствующую законодательную базу, а также уделять большее внимание проведению необходимых мероприятий по увеличению доверия потребителей к данной форме продаж товаров и услуг.