Особенности современного состояния российского рынка электронной коммерции достаточно подробно рассмотрены авторами в одноименной работе [1], где отмечено, что в России расходы на электронную коммерцию не столь велики, по сравнению с западными странами и составляют 63 евро в год, что свидетельствует о недостаточном развитии логистики и сервиса, а также определенной степени недоверия к электронным магазинам.
В целом по состоянию на 30 июня 2015г. численность интернет-пользователей составляет 2405518,376. Лидером в этой сфере выступает Соединенное Королевство – 1145 евро. На втором месте находится Австралия – 1011 евро. Затем следует США – 715 евро.
Что касается российского рынка электронной коммерции, то ему свойственны свои уникальные черты, обусловленные во многом менталитетом российского потребителя. Например, потребители в США отмечают доставку заказа на дом в качестве одной из самых распространенных причин покупки он-лайн, в то время как только 19 % покупателей в России нашли это преимуществом и удобством. Вместе с этим, 27 % покупателей в России считают, что он-лайн магазины имеют больший ассортимент товаров, нежели обычные магазины.
Напомним, что российский рынок онлайн торговли по итогам 2015 г. оценивается в 12 млрд. долл. Доля России в мировом «пироге» торговли через сеть составила всего 1,4 %. Оборот в Российской Федерации меньше в 4,5 раза, чем оборот самого крупного онлайн-ритейлера компании Amazon. Отечественный рынок сравнивается по обороту с бразильским, при том, что темпы роста рынка в России выше. Если сравнивать с Европой, то доля России составляет около 7 %, при этом темпы роста в Западной Европе в среднем составляют 11 %, а наибольший рост показывают Италия и Испания, где рынок интернет-торговли растет примерно на 18 % в год [1].
Таким образом, очевидно, что доля онлайн продаж в совокупном обороте розницы в России заметно ниже, чем в других странах, и составляет менее 2 %. Доля России в мировом объеме интернет торговли все еще отстает от ее доли в объеме розничных рынков. Несмотря на это, Россию считают претендентом на звание одного из самых быстро развивающихся рынков в мире. Прогнозируется рост проникновения электронной торговли уже к 2020 году до 7 %, а сам объем рынка возрастет до 72 миллиардов долларов.
Стоит отметить, что экспертами ожидается рост этой отрасли экономики на 25-35% ежегодно, что, естественно, отчасти связано с инфляционным поднятием цен. Таким образом, ожидается, что уже в 2017 году объемы средств в интернет-бизнесе достигнут 1 250 млн. рублей.
Приблизительный прогноз на ближайшие три года в млрд. рублей представлен на рисунке 1
Рисунок 1. – Рост электронной торговли (в млрд. руб.) [2]
Статистика свидетельствует о том, что рынок электронной коммерции в Российской Федерации находится на этапе интенсивного развития.
На Рисунке 2 представлен ассортимент товаров, которые предпочитают приобретать российские потребители через интернет-магазины. Лидирующие позиции занимают электроника и бытовая техника, одежда и обувь, компьютерные комплектующие, автозапчасти. Следует отметить, что с каждым годом увеличивается как количество товарных позиций по каждому виду товаров, так и численность предпринимателей, работающих в сети. Так, в 2013 году их численность составила 15% от общего числа коммерческих компаний, а в 2014 году их доля достигла 23%, что указывает на рост популярности данного канала продаж.
Рисунок 2. Объемы рынка по товарным категориям за прошедший год
в млрд. руб. [2]
Интересно провести сравнение показателей функционирования российского рынка электронной коммерции с аналогичным рынком в Великобритании. Последний, являясь одним из самых крупных в мире, продолжает демонстрировать растущую динамику [3].
В Великобритании рынок электронной коммерции составил в 2015 году 6,12% от общего значения ВВП. Аналогичный показатель в России в 2015 году составил 4,5 %, что ожидаемо демонстрирует наименьшую популярность электронной коммерции в России. У стран-лидеров в этой области доля электронной коммерции составляет 10 % и более. Этот факт указывает на наличие огромного потенциала дальнейшего роста российской электронной коммерции [4]. Учитывая низкую насыщенность рынка и значительное население, российский рынок может стать крупнейшим в Европе уже в среднесрочной перспективе. Данные таблицы 1 дают представление о динамике числа пользователей Интернетом в Великобритании в 2013-2015 гг.
Таблица 1 – Динамика числа пользователей Интернетом в Великобритании
в 2013-2015 гг.
Год |
Число пользователей Интернетом, млн. чел. |
Прирост по сравнению с предыдущим годом, млн. чел. |
Число людей, покупающих товары через Интернет, млн. чел. |
Прирост по сравнению с прошлым годом, млн. чел. |
2013 |
48,04 |
1,36 |
40,83 |
2,57 |
2014 |
48,9 |
0,86 |
41,57 |
0,74 |
2015 |
49,84 |
0,94 |
43,36 |
1,79 |
Таким образом, электронная коммерция в Великобритании, как самый перспективный рынок, все еще продолжает набирать обороты.
В Великобритании электронная коммерция является естественным способом покупки различных товаров среди покупателей. Все больше и больше различных категорий товаров предпочитают покупать с помощью сети Интернет. Такие категории, как покупка музыки, заказ авиабилетов, бронирование мест в отелях покупатели предпочитают приобретать, не выходя из дома или используя гаджеты, которые всегда находятся под рукой [5]. Покупка различной техники, одежды, страховка машины все еще совершается как традиционным способом, так и через электронные ресурсы (см. рис. 3).
Рисунок 3 - Структура продаж интернет-магазинов по категориям товаров в Великобритании в 2014 году (в процентах от общего числа покупок)
Сравнивая с аналогичным ранжирование категорий товаров на российском электронном рынке, которое представлено в работе «Особенности российского рынка электронной коммерции» [1], можно сделать вывод о том, что наши соотечественники пока еще не до конца доверяют интернет-покупкам и склонны к традиционным способам приобретения различных товаров. Но можно выделить и относительно схожую тенденцию в покупке таких категорий товаров, как одежда и различная техника.
Что касается способов оплаты покупок в Великобритании и в России, здесь наблюдаются явные различия в предпочтениях интернет-пользователей. Российские покупатели все еще предпочитают наличный расчет безналичному (43%), когда в Великобритании на этот способ приходится лишь 7 %. В основе различий в значениях этих показателей лежит недоверие российских покупателей к безопасности интернет-покупок. Способствовать устранению этой проблемы могут определенные гарантии со стороны различных сайтов, предлагающих услуги и товары, которые могут убедить своего покупателя в защите персональных данных.
Таблица 2 содержит сравнительный анализ некоторых показателей деятельности рынков электронной коммерции РФ и Великобритании.
Таблица 2 – Особенности показателей деятельности рынков электронной коммерции России и Великобритании
Показатели |
Великобритания |
Россия |
Объем рынка электронной розничной торговли, USD |
72,9 |
21,4 |
Доля ЭК в ВВП, % |
6,12 |
4,5 |
Число пользователей сетью интернет, млн. чел. |
48,9 |
73,8 |
Преобладающий способ оплаты покупок товаров/услуг через Интернет |
Дебетовая карта |
Наличные |
Необлагаемая сумма почтового отправления, EUR |
175 |
1000 |
Подводя итог, можно сказать, что Российский рынок электронной коммерции относительно нов, особенно в сравнении с аналогичным английским. Жители нашей страны все еще не доверяют покупкам через сети Интернет, что естественно не дает той высоты результатов, чтобы приравнивать себя к странам Западной Европы. Россия только развивается в этом направлении и имеет при этом очень большие перспективы. Необходимо лишь наладить соответствующую законодательную базу, а также уделять большее внимание проведению необходимых мероприятий по увеличению доверия потребителей к данной форме продаж товаров и услуг.