Цель каждого хозяйствующего субъекта, очевидно, всемерно содействовать развитию конкуренции, в том числе, и в виде формирования прозрачной системы работы региональных органов государственной власти в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах как конечного потребителя товаров и услуг, так и субъектов предпринимательской деятельности.
Анализ конкурентоспособности региона, отрасли или предприятия – это расчет, интерпретация и оценка комплекса показателей, характеризующих различные стороны деятельности, формирующие ее конкурентоспособность. C целью формирования более полной и объективной оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в настоящее время все более широкое применение находит аудит маркетинговой деятельности, целью которого является выявление наиболее узких мест в деятельности предприятия, препятствующих сохранению, либо расширению доли рынка имеющихся товаров, выявление резервов роста этого рынка, а также возможность оценки мероприятий по эффективному использованию таких резервов. [1].
Объектами исследования выступают анализ структурных показателей состояния конкуренции в регионе и основные аспекты реализации составляющих Стандарта развития конкуренции в Тульской области, внедряемого в рамках Плана мероприятий по содействию развитию конкуренции, утвержденного распоряжением Правительства Тульской области от 13.02.2015 г № 104-Р.
Тульская область присоединилась к «пилотным» регионам по внедрению Стандарта в инициативном порядке в 2014 году, руководствуясь распоряжением Правительства РФ от 28.12.12 №2579-Р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
Основными задачами в аспекте развития конкуренции в регионе выступают:
- снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов;
- повышение уровня информационной открытости деятельности органов исполнительной власти Тульской области;
- оптимизация процедур государственных закупок;
- устранение избыточного государственного регулирования;
- совершенствование процессов управления объектами государственной собственности, ограничение влияния государственных предприятий на конкуренцию;
- создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
- проведение ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды в Тульской области.
Административно-территориальное устройство области представлено 26 муниципальными образованиями, в том числе 20 районами и 6 городскими округами.
В структуре экономики области основное место по вкладу в ВРП занимает промышленность; при этом наибольший вес в структуре промышленного производства c долей, стабильно превышающей 30-35%, имеют металлургия, машиностроение и химия.
Проводимая в Тульской области активная кластерная политика будет способствовать развитию Тульской агломерации, которая к 2030 году может выйти на второе место как по численности населения, так и по экономическим показателям в ЦФО. Планируемое развитие Тульской агломерации приведёт к концентрации на её территории до 84% от всего населения области, росту ВРП в 2,5 раза и росту реальных располагаемых доходов населения в 2,3 раза. По прогнозам экспертов Высшей школы экономики, проводимая в регионе кластерная политика позволит увеличить к 2030 году долю инновационных товаров Тульской области до 35%, а долю занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслях – до 20% [3].
Согласно данным Туластата по состоянию на 1 января 2016 года в Тульской области зарегистрировано 35 990 организаций различных форм собственности, что на 778 организаций больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество хозяйствующих субъектов на товарных рынках региона на 1000 человек населения по состоянию на 1 января 2016 года составляет 23-24 единицы, что на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За последние 5 лет общее количество организаций, учтенных в статистическом регистре по видам экономической деятельности, сократилось на 4,3%.
Наибольшее сокращение наблюдается по таким видам экономической деятельности как торговля, образование, сельское хозяйство, обрабатывающие производства.
При этом сокращение общего числа не повлекло за собой снижение количества действующих торговых объектов, число которых постоянно увеличивается, а сокращение количества организаций в сфере образования вызвано проводимой в ней оптимизацией в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, в 2015 году количество вновь зарегистрированных организаций возросло на 11,9% по сравнению с 2014 годом, прирост организаций был отмечен по таким видам деятельности как: «строительство», «обрабатывающие производства», «транспорт и связь». Количество же официально ликвидированных сократилось на 53,4%.
Количество государственных и муниципальных предприятий за последние 5 лет сократилось на 38,01% и на 1 января 2016 года составляло 2622 единицы. Из них наибольшее сокращение произошло в сфере здравоохранения (на 52,3%), образования (на 35,5%), государственного управления и обеспечения военной обязанности, обязательного социального обеспечения (на 24,5%).
Частные организации составляют большинство всех организаций, зарегистрированных на территории Тульской области (86,7%) на 1 января 2016 года. При этом их количество, в отличие от организаций других форм собственности, увеличивается.
В структуре организаций по видам экономической деятельности по состоянию на 1 января 2016 года наибольшие доли занимали: оптовая и розничная торговля (30%), операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (19%), строительство (11%) и обрабатывающие производства (10%).
Данная структура остается практически неизменной на протяжении 2011-2015 гг.
Тульская область вошла в перечень пилотных регионов, в которых был апробирован «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации». По итогам пилота (за 2013 г.) регион занял 6 место (из 21 субъекта Российской Федерации). Опыт Тульской области в сфере подключения к электросетям и создания объектов инвестиционной инфраструктуры был включен в федеральную библиотеку лучших управленческих практик, рекомендованных к внедрению во всех субъектах Российской Федерации.
В рамках полномасштабного внедрения Национального рейтинга по итогам 2014 г. Тульская область заняла 10 место (из 76 субъектов Российской Федерации). Деятельность АО «Корпорация развития Тульской области» и эффективность подключения к электрическим сетям признаны лучшими российскими практиками и включены в Атлас лучших практик.
С учетом лучших практик субъектов Российской Федерации в рамках проекта Национального рейтинга разработана и утверждена дорожная карта по совершенствованию предпринимательского климата в Тульской области, где особый акцент сделан на малый и средний бизнес.
Созданы штаб и рабочие группы (проектные офисы) по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Тульской области.
В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции министерством экономического развития Тульской области проведена апробация муниципального рейтинга состояния инвестиционного климата. В его состав включены результаты: ведомственной оценки внедрения муниципального инвестиционного стандарта, «контрольной закупки» соответствия работы муниципальных инвестиционных уполномоченных требованиям Муниципального инвестиционного стандарта, опроса предпринимателей в муниципальных образованиях, а также статистические показатели.
1. Ведомственная оценка внедрения Муниципального инвестиционного стандарта осуществлялась с учетом количественного и качественного выполнения его 11-ти разделов. По оценке министерства экономического развития Тульской области, полностью Муниципальный инвестиционный стандарт внедрен в Щекинском районе, 10 из 11 разделов внедрены в Веневском и Чернском районах.
2. «Контрольная закупка» проводилась АО «Корпорация развития Тульской области» в соответствии с разработанной министерством экономического развития Тульской области опросной анкетой путем обзвона муниципальных инвестиционных уполномоченных. Лучшими по итогам «контрольной закупки» стали инвестиционные уполномоченные Щекинского и Веневского районов, г. Новомосковска, г. Донского и Плавского района.
3. С целью проведения опроса предпринимателей министерством экономического развития Тульской области сформирована база респондентов, количество которых определено в соответствие с числом жителей, проживающих на данной территории. Общее количество респондентов составило 500 человек. Лучшими по результатам проведенного опроса стали Плавский район, р.п. Новогуровский, п. Славный, Тепло-Огаревский район и г. Ефремов.
4. Комплексная оценка статистических индикаторов инвестиционной и предпринимательской активности по каждому муниципальному образованию. Лучшими по данному комплексному показателю являются г. Тула, Киреевский район, г. Новомосковск, р.п. Новогуровский и г. Алексин.
Согласно муниципальному рейтингу в число 5 лучших муниципальных образований Тульской области с повышенной комфортной средой вошли: Щекинский, Плавский, Веневский районы, г. Новомосковск и г. Тула.
В 2015 году в сфере государственных закупок в регионе конкурентными способами было размещено 95,24 % бюджетных средств от общего годового объема закупок (за исключением закупок коммунальных услуг и услуг естественных монополий). В 2015 году для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций было размещено 42,99% бюджетных средств, предусмотренных годовыми объёмами закупок, что превысило показатель в размере 15%, установленный Федеральным законом о контрактной системе. В целях увеличения конкуренции и формирования единых условий поставки товаров, оказания услуг, выполнения работы в 2015 году была проведена 551 совместная закупка на общую сумму 2,1 млрд. рублей, что составило 16% от общего объёма средств, размещённых конкурентными способами закупок.
Среди факторов, ограничивающих деловую активность обследованных 80 строительных организаций, выявлена высокая стоимость материалов, конструкций, изделий. Доля руководителей, отметивших это (41% опрошенных) не изменилась против уровня 2014 года. Второй по частоте ответ (40% против 38% в 2014г.) – конкуренция со стороны других строительных фирм. Недостаток квалифицированных рабочих – это ограничительный фактор, находящийся на третьем месте в ответах руководителей, на него указали 30% респондентов (в 2014г. – 20%). Возросла доля респондентов, отмечающих финансовые факторы, традиционно влияющие на строительную сферу: высокий уровень налогов и высокий процент коммерческого кредита. Распространенность первого фактора в IV квартале 2015 года увеличилась против последнего квартала 2014 года с 20% до 24%, по второму фактору - с 8% до 19%. Доля строительных организаций, общая экономическая ситуация на которых оценена их руководителями как «хорошая» и «удовлетворительная», составила в последнем квартале 2015 года 79% (в IV квартале 2014г. составляла 95%).
В рамках мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности в декабре 2015 года был проведен опрос 400 предпринимателей, в том числе на портале «Открытый регион71» в нем приняло участие 105 респондентов. В основе опросных листов лежали анкеты, подготовленные Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации в качестве рекомендованных для субъектов Российской Федерации.
Среди опрошенных предпринимателей 33,6% занимаются бизнесом менее 1 года, 32,5% - более 5 лет, 18,5%– от 1 года до 5, остальные – затруднились ответить. Почти половина респондентов (45,7%) являются владельцами или совладельцами бизнеса, 26% - не руководящими сотрудниками, 16,3% -руководителями высшего звена, руководителями среднего звена – 11,9%.
Численность сотрудников на предприятиях у подавляющего большинства (64,1%) опрошенных предпринимателей составляет до 15 человек, у 25% - от 16 до 100 человек, у 6,4% - от 251 до 1000 человек, у 4,3% - от 101 до 250 человек.
Структура опрошенных по видам деятельности выглядит следующим образом. 22,8% предпринимателей заняты в сфере розничной торговли, 14,3% - в сельском хозяйстве, 10,9% - в образовании, 6,5% - в строительстве, 6,5% -в здравоохранении, остальные проценты распределились среди различных видов производств (текстильное и швейное производство, производство готовых металлических изделий, производство резиновых и пластмассовых изделий и др.), а также услуг (финансовые, коммунальные, операции с недвижимостью, культура и туризм).
Оценивая состояние конкурентной среды, 29,4% предпринимателей ответили в пользу «умеренной конкуренции», 18,5% - затруднились ответить. «Слабой» считают конкуренцию 14,3% респондентов. В то же время столько же считают, что конкуренция - «высокая». 13,04% считают, что конкуренция «очень высокая», 8,7% ответили, что конкуренции нет совсем.
По оценке предпринимателей, число конкурентов в бизнесе за последние 3 года не изменилось по мнению 31,5% опрошенных, по мнению 18,5% - увеличилось на 1-3 конкурента, 14,1% считают, что увеличилось более чем на 4 конкурента, 8,7% - сократилось на 1-3 конкурента, сократилось более чем на 4 конкурента считают 5,4%, остальные затруднились ответить.
Количество поставщиков основного закупаемого товара (работы, услуги), который необходим для производства и реализации собственной продукции, предприниматели охарактеризовали так: 34,8%- как «большое число поставщиков», 21,8% - как «2-3 поставщика», 20,7% - затруднились ответить, 9,8% - как «4 и более поставщика», 4,3% - как «единственный поставщик».
На вопрос: «Какие из перечисленных административных барьеров являются наиболее существенными для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса на рынке, основном для бизнеса, который Вы представляете?» 33,7% опрошенных предпринимателей ответили, что ограничений для ведения бизнеса нет. В то же время, 27,2% респондентов отметили среди таких барьеров нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, 26% - высокие налоги, 13%- сложность получения доступа к земельным участкам, 12% - сложность (затянутость) получения лицензий, 9,9% -ограничение (сложность) доступа к закупкам компаний с госучастием и субъектам естественных монополий, 9,8% ограничение (сложность) доступа к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ в рамках госзакупок, 6,5% - необходимость установления партнерских отношений с органами власти,4,3% - силовое давление со стороны правоохранительных органов (угрозы, вымогательства и т.д.), 3,3%- коррупция, 2,2% - ограничение органами власти инициатив по организации совместной деятельности малых предприятий.
Мнения предпринимателей разделились при ответе на вопрос: «Как бы вы охарактеризовали деятельности органов власти на основном для бизнеса, который вы представляете, рынке?». 31,5% полагают, что органы власти помогают своими действиями бизнесу. В то же время 32,6% считают, что в чем-то органы власти помогают, в чем-то мешают. По мнению 8,7% респондентов, органы власти только мешают бизнесу своими действиями, 5,4% считают, что органы власти не предпринимают каких-либо действий, но их участие необходимо.
С учетом анализа полученных данных, мы сформулировали следующие рекомендации Министерству экономического развития Тульской области в части, касающейся улучшения состояния инвестиционного климата в регионе:
1) систематическое обучение не реже 2 раз в год муниципальных инвестиционных уполномоченных и сотрудников, занимающихся в сфере предпринимательства и инвестиций;
2) методическое сопровождение внедрения в муниципальных образованиях оценки регулирующего воздействия принимаемых или действующих нормативных правовых актов в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) информирование предпринимателей в муниципальных образованиях о действующих мерах поддержки и развития предпринимательской и инвестиционной деятельности;
4) совершенствование методологии муниципального рейтинга.
Реализация этих рекомендаций, безусловно, придаст импульс дальнейшей работе по формированию пакета инвестиционных предложений, усилению инвестиционной активности в регионе и, как следствие, устойчивому увеличению объемов инвестиций в основной капитал, созданию новых рабочих мест.
Также перспективным, на наш взгляд, направлением дальнейших исследований выступает разработка единого подхода к стандартизации методик анализа и применения корпоративного риск-менеджмента.
Несмотря на многообразие проблематики, комплексные методики анализа структурных показателей состояния конкуренции как таковые отсутствуют, а те, которые существуют и используются на данный момент, обладают серьезными недостатками. Относительная слабость характерна и для базы экономических показателей по различным сферам и направлениям деятельности компаний, необходимой, в том числе, и для эффективного управления рисками [2]. Другим немаловажным фактором выступает серьезная нехватка специалистов и структур, профессионально занятых управлением рисками, ввиду того, что данная область финансово-корпоративного управления является новым направлением российского делового сектора.