В условиях глобализации мирохозяйственных процессов и изменения конъюнктуры рынка более гибкими оказываются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые представляют собой форму организации экономической деятельности, задачей которой является поиск способов эффективного использования ресурсов в постоянно изменяющихся и неопределенных условиях экономики.
Важно отметить, что именно малый и средний бизнес стабилизирует условия социально-экономического развития региона, создает новые рабочие места, а также обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей населения региона. Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса играет большую роль в развитии конкурентоспособности региона.
Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства детально прописаны в Статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]; подчеркнем еще раз, что среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна составлять для средних предприятий – от ста одного до двухсот пятидесяти человек; для малых предприятий – до ста человек; для микропредприятий – до пятнадцати человек. Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год составляет для среднего предприятия – 2 млрд. рублей; для малого предприятия – 800 млн. рублей; для микропредприятия – 120 млн. рублей [2].
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 февраля 2017 года количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Тульской области составляет 54 996 организаций [3]. Их распределение на микропредприятия, малые и средние предприятия, а также количество среднесписочной численности работников представлено в Таблице 1.
Таблица 1. – Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Тульской области по состоянию на 10.02.17
|
всего |
юридические лица |
индивидуальные предприниматели |
всего |
54 996 |
22 305 |
32 691 |
сумма среднесписочной численности работников |
142 288 |
118 304 |
23 984 |
микропредприятия |
52 623 |
20 185 |
32 438 |
сумма среднесписочной численности работников |
57 555 |
41 267 |
16 288 |
малые предприятия |
2 219 |
1 972 |
247 |
сумма среднесписочной численности работников |
67 300 |
60 010 |
7 290 |
средние предприятия |
154 |
148 |
6 |
сумма среднесписочной численности работников |
17 433 |
17 027 |
406 |
В целом, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области среднесписочная численность работников всех организаций Тульской области на декабрь 2016 года составила 436 179 человек [4]. Таким образом, 33% экономически активного населения занято именно на микро-, малых и средних предприятиях.
Стоит отметить, что статус «вновь созданных» в 2016 году имеют в целом 10 861 предприятие (3 725 – юридических лиц и 7 136 – индивидуальных предпринимателей), что составляет 20 % от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства Тульской области.
Роль данного сектора экономики в развитии экономики Тульского региона очевидна. На одном из совещаний губернатор Тульской области Алексей Дюмин заявил: «Наша цель – построить экономику, в которой малый и средний бизнес занимает достойное место» [5]. Таким образом, основными принципами политики областной власти в отношении малого и среднего бизнеса становятся: уменьшение барьеров, расширение возможностей, обеспечение гарантированных и стабильных правил ведения бизнеса.
Правительством Тульской области разработана Государственная программа Тульской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области», в которой отражены не только цели, задачи и этапы реализации программы до 2021 года, но и представлен детальный прогноз развития малого и среднего предпринимательства, социально-экономическая эффективность программы и прогноз конечных результатов государственной программы. В результате запланировано реализовать комплекс мероприятий по оказанию финансовой поддержки представителям бизнес-сообщества с целью улучшения количественных и качественных показателей в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в первую очередь ростом числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе вновь зарегистрированных [6].
Таким образом, очевидно, что и власти, и учебным заведениям, готовящим кадры для экономики и промышленности региона, невозможно в своей работе не учитывать сектор малого и среднего бизнеса и их проблемы с кадрами.
Проблемы эти практически те же, что и в бизнесе в целом. Во-первых, это дефицит квалифицированных специалистов. Одну их причин этого сегодня мы видим в том, что в нулевые годы молодёжь получала высшее образование только ради престижа, а не ради знаний в определенной области, репутация вуза при этом не имела значения. Формально, доступность высшего образования стала выше, но это не привело ни к всеобщей и всеобъемлющей грамотности, ни к широкому кругозору выпускников, которые в подавляющем большинстве случаев перестали работать по специальности по окончании высшего учебного заведения.
Другой причиной является собственно качество образования, предоставляемое вузами. Например, если говорить об управленцах среднего и высшего звена, то их востребованность очевидна. В зависимости от этапа и витка экономики, спрос увеличивается на управленцев с какими-то конкретными компетенциями. К примеру, в кризисное время – на антикризисных менеджеров, которые умеют резать бюджеты, увольнять людей и проводить уплощение организационных структур. К сожалению, в России очень сложно получить хорошее управленческое образование. И часто топ-менеджерам приходится самим себя выращивать.
Третьей причиной является стремительный научно-технический прогресс, ведущий к развитию общества знаний, обновление технологий, ускорение темпов глобализации, изменение характера труда, вызывающее необходимость постоянного совершенствования и обновления компетенций, переход к инновационной экономике и т.д., что заставляет работников адаптироваться к изменениям, обновляя свои умения и компетенции.
Таким образом, полученного один раз диплома на всю жизнь недостаточно не только для того, чтобы строить карьеру, но и для того, чтобы просто оставаться востребованным на рынке труда. Только проработав некоторое время и повзрослев человек осознает реальную необходимость в тех или иных знаниях, умениях, навыках. Возникает вопрос о том, как быстро и эффективно ими овладеть.
Ответ очевиден – возвратиться в университет, но на этот раз необходимо выбирать университет с хорошей репутацией, профессорско-преподавательским составом, и теми программами обучения, которые реально необходимы на данном жизненном этапе. При этом можно выбрать как программы переподготовки, так и программы повышения квалификации (с отрывом или без отрыва от производства). Вузу, в свою очередь, стоит ориентироваться на интересы и потребности субъектов малого и среднего предпринимательства при определении и разработке направлений программ по повышения квалификации.
Отличительной особенностью переподготовки от повышения квалификации является не только количество часов обучения (для переподготовки – от 250 часов, для повышения квалификации – от 36 до 100 и выше), но и требования к слушателям (и переподготовку и повышение квалификации могут проходить граждане, которые уже обладают какой-либо профессией), и цели обучения (в рамках переподготовки слушатели имеют возможность получить навыки ведения деятельности в новой сфере обязанностей и требований и как следствие – новую должность; повышение квалификации нацелено на повышение качества / совершенствование / расширение профессиональных навыков слушателей в сфере тех профессий, которыми они обладают).
Таким образом, согласно Статье 76 Закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», переподготовка нацелена на внедрение новой квалификации и получение компетенции, которая необходима для ведения новой деятельности. А повышение квалификации спроецировано на улучшение качества умений и знаний слушателей, а также на обновление их компетенций в пределах квалификации, которой они обладают [7].
Представители субъектов малого и среднего предпринимательства предпочитают на сегодняшний день повышать свою квалификацию в рамках краткосрочных программ повышения квалификации без отрыва от производства (преимущественно в вечернее время и в выходные дни), выбирая при этом узконаправленные программы, связанные с их профессиональной деятельностью. Например, маркетологам интересны вопросы повышения эффективности продаж, прогнозирования потребностей потенциальных покупателей, пути удовлетворения этих потребностей путем предложения соответствующих мер и т.д. В то время как специалистам по работе с персоналом актуальным представляется изучение мероприятий по всему циклу работы с персоналом, вопросов формирования и развития персонала, способного обеспечить эффективную жизнедеятельность компании и т.п.
Очевидна и проблема с контрактными управляющими. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства Тульской области по состоянию на 10 февраля 2017 за 2016 год ни одно из малых и средних предприятий не заключило ни одного договора в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [3]. Это в частности свидетельствует о том, что представители малого и среднего бизнеса испытывают определенные трудности в этой сфере деятельности.
В России функционирует государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства, позволяющая предпринимателям избежать многих проблем при открытии и развитии бизнеса. В субъектах РФ эта государственная помощь дополняется муниципальными программами, разработанными с учетом экономической ситуации в регионе.
В Туле осуществляет работу «Центр поддержки предпринимательства Тульской области», который объединяет субъекты малого и среднего предпринимательства всей Тульской области в одну систему и координирует их деятельность. В числе прочего помощь заключается в бесплатном обучении и консультировании по вопросам налогообложения и ведения бухгалтерского учета и отчетности, по составлению бизнес-планов, по вопросам маркетинговой деятельности, по вопросам субсидирования и микрозаймов, и т.д. Данные услуги предоставляются не только тем, кто планирует открыть свой бизнес, но и опытным предпринимателям, желающим повысить свою квалификацию в той или иной области.
Отслеживая потребности субъектов малого и среднего предпринимательства Центр поддержки предпринимательства Тульской области регулярно объявляет конкурс на отбор вузов-партнеров по организации и реализации специальных программ обучения с целью повышения их квалификации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности.
В частности, в 2016 году (объявленном годом предпринимательства) из федерального бюджета были выделены средства на оказание образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по образовательным программам «Основы предпринимательской деятельности», «Эффективный маркетинг», «Управление персоналом» и «1С: Бухгалтерия». Все программы (по 40 академических часов) проводились в течение года трехразовыми циклами.
Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, имеющий лицензию, подтверждающую возможность оказания образовательных услуг по реализации образовательных программ повышения квалификации, штатных преподавателей с необходимой квалификацией и опытом работы, утвержденные программы обучения по заявленным Центром поддержки предпринимательства Тульской области направлениям, специально предназначенные помещения, оборудованные мебелью и оргтехникой, необходимой для оказания услуг, принимал участие в конкурсном отборе и успешно реализовывал все 4 программы.
Всего в 2016 году в Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова прошли обучение 173 представителя субъектов малого и среднего предпринимательства, из них по программам:
«Основы предпринимательской деятельности» - 48,
«Эффективный маркетинг» - 59,
«Управление персоналом» - 41,
«1С: Бухгалтерия» - 25.
Стоит отметить, что желающих обучаться на базе Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова было гораздо больше. Ограничения по количеству слушателей обусловлены ограничениями в финансировании. Однако, качество преподавания и работы со слушателями, общая атмосфера обучения, высокий профессионализм преподавателей и практико-ориентированный характер программ обучения побудил ряд слушателей к готовности обучаться по другим программам на возмездной основе.
Проанализировав контингент обучающихся, приходим к следующему выводу: всего представителей ИП в Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова обучилось 68 человек, ООО – 105, то есть процентное соотношение составляет 40% и 60% соответственно.
Центр также инициирует проведение семинаров, конференций, форумов, круглых столов и иных мероприятий. Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова имеет богатый опыт работы и в этой области, и активно сотрудничает с Центром в этом направлении, ежегодно организуя цикл Бизнес-семинаров «Модели и технологии рационального управления бизнесом», который проводится в рамках реализации регионального проекта «Наука и образование для бизнеса». Выбор такой формы краткосрочного консультирования предпринимателей обусловлен и опытом работы, и анкетированием слушателей, в результате анализа которого мы пришли к выводу о том, что предпринимателей больше интересуют практико-ориентированные семинары, предоставляющие возможность принимать участие в дискуссии, обмениваться мнениями, решать кейсы, и т.д. в то время как конференции носят в большинстве случаев информативный характер и не предоставляют возможности обсуждений.
Анализ контингента участников Бизнес-семинаров опять демонстрирует преобладание представителей ООО по сравнению с ИП на 25%.
Таким образом, очевидно, что предприниматели, организующие ООО больше испытывают интерес к повышению своей квалификации, нуждаются в мероприятиях дискуссионного характера, в которых поднимаются различные сложные вопросы по организации предпринимательской деятельности и могут быть выработаны нестандартные решения. Обмен информацией позволяет предпринимателям шире смотреть на разрешение рисковых ситуаций, возникающих в процессе их функционирования. В свою очередь у ИП наиболее актуальными становятся насущные вопросы, связанные в первую очередь с правовыми аспектами их функционирования. Это может быть следствием отсутствия компетентности, что может говорить о недостаточном уровне образования в области организации собственного бизнеса. Спектр проблем, требующих творческого, неординарного подхода у представителей ИП, по большей степени представляющих сферу услуг, невысок, отсюда и низкий интерес к семинарам, конференциям.
Тем не менее, в условиях современного развития экономики очевидна потребность прогрессивных взрослых людей, обладающих определенной профессией и организующих свой собственный бизнес, в непрерывном, постоянном и последовательном обновлении собственных знаний, умений и навыков, что подразумевает реализацию концепции образования в течение всей жизни. При этом и вузам, и субъектам предпринимательства необходимо понимать, что образование и профессиональные умения становятся факторами достижения экономического успеха, гражданской ответственности и социального согласия.
Вузам, для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг в области повышения квалификации взрослых необходимо научиться выявлять спрос на образовательные программы и разрабатывать именно их, осваивать андрагогику – педагогику обучения взрослых, специфику мотивационной основы обучения взрослых [8], направлять представителей профессорско-преподавательского состава на стажировки на предприятия, поскольку потенциальным слушателям гораздо интереснее и полезнее не общие теоретические выкладки, а практическая реализация тех знаний, умений и навыков, которые они получают в ходе обучения. Развитие конкурентной среды на российском образовательном рынке приведет к тому, что любое учебное заведение будет вынуждено научиться всему тому, от чего будет зависеть его конкурентоспособность.
Главная проблема вузов в данном случае заключается в том, что образовательные учреждения очень инерционны, зачастую консервативны, не ориентированы на практические потребности потребителя образовательных услуг. Педагогических кадров, реально готовых к мобильности, собственному непрерывному обучению, имеющих опыт работы в той сфере, которой они обучают слушателей, очень мало. Помимо этого, многие преподаватели не могут осознать разницу между обучением студентов в вузе в течение 4-5 лет и краткосрочным повышением квалификации взрослых, работающих слушателей в объеме 40 часов.
В последнем случае преподаватель должен понимать, что он становится своего рода консультантом, который всего лишь задает направление движения для обучающихся. Его задача заключается не в предоставлении максимально возможного объема теоретической информации, а в стремлении заинтересовать взрослого человека, дать ему импульс к самостоятельному изучению материала, показать, как на практике применять полученные знания и совершенствовать приобретенные умения.
Таким образом, в условиях настоящих требований развития общества и экономики современному человеку для приобретения уверенности в себе и преуспевания на профессиональном поприще необходимо учиться, доучиваться и переучиваться в течение всей жизни в зависимости от новых требований и условий современного социума, а вузам необходимо создавать все условия для построения мобильной, гибкой системы непрерывного образования, ориентированного на потребителя данных образовательных услуг.