Full text

В условиях глобализации мирохозяйственных процессов и изменения конъюнктуры рынка более гибкими оказываются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые представляют собой форму организации экономической деятельности, задачей которой является поиск способов эффективного использования ресурсов в постоянно изменяющихся и неопределенных условиях экономики.

Важно отметить, что именно малый и средний бизнес стабилизирует условия социально-экономического развития региона, создает новые рабочие места, а также обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей населения региона. Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса играет большую роль в развитии конкурентоспособности региона.

Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства детально прописаны в Статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]; подчеркнем еще раз, что среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна составлять для средних предприятий – от ста одного до двухсот пятидесяти человек; для малых предприятий – до ста человек; для микропредприятий – до пятнадцати человек. Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год составляет для среднего предприятия – 2 млрд. рублей; для малого предприятия – 800 млн. рублей; для микропредприятия – 120 млн. рублей [2].

Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 февраля 2017 года количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Тульской области составляет 54 996 организаций [3]. Их распределение на микропредприятия, малые и средние предприятия, а также количество среднесписочной численности работников представлено в Таблице 1.

 

Таблица 1. – Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Тульской области по состоянию на 10.02.17

 

 

всего

юридические лица

индивидуальные предприниматели

всего

54 996

22 305

32 691

сумма среднесписочной численности работников

142 288

118 304

23 984

микропредприятия

52 623

20 185

32 438

сумма среднесписочной численности работников

57 555

41 267

16 288

малые предприятия

2 219

1 972

247

сумма среднесписочной численности работников

67 300 

60 010 

7 290

средние предприятия

154

148

6

сумма среднесписочной численности работников

17 433 

17 027 

406

 

В целом, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области среднесписочная численность работников всех организаций Тульской области на декабрь 2016 года составила 436 179 человек [4]. Таким образом, 33% экономически активного населения занято именно на микро-, малых и средних предприятиях.

Стоит отметить, что статус «вновь созданных» в 2016 году имеют в целом 10 861 предприятие (3 725 – юридических лиц и 7 136 – индивидуальных предпринимателей), что составляет 20 % от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства Тульской области.

Роль данного сектора экономики в развитии экономики Тульского региона очевидна. На одном из совещаний губернатор Тульской области Алексей Дюмин заявил: «Наша цель – построить экономику, в которой малый и средний бизнес занимает достойное место» [5]. Таким образом, основными принципами политики областной власти в отношении малого и среднего бизнеса становятся: уменьшение барьеров, расширение возможностей, обеспечение гарантированных и стабильных правил ведения бизнеса.

Правительством Тульской области разработана Государственная программа Тульской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области», в которой отражены не только цели, задачи и этапы реализации программы до 2021 года, но и представлен детальный прогноз развития малого и среднего предпринимательства, социально-экономическая эффективность программы и прогноз конечных результатов государственной программы. В результате запланировано реализовать комплекс мероприятий по оказанию финансовой поддержки представителям бизнес-сообщества с целью улучшения количественных и качественных показателей в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в первую очередь ростом числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе вновь зарегистрированных [6].

Таким образом, очевидно, что и власти, и учебным заведениям, готовящим кадры для экономики и промышленности региона, невозможно в своей работе не учитывать сектор малого и среднего бизнеса и их проблемы с кадрами.

Проблемы эти практически те же, что и в бизнесе в целом. Во-первых, это дефицит квалифицированных специалистов. Одну их причин этого сегодня мы видим в том, что в нулевые годы молодёжь получала высшее образование только ради престижа, а не ради знаний в определенной области, репутация вуза при этом не имела значения. Формально, доступность высшего образования стала выше, но это не привело ни к всеобщей и всеобъемлющей грамотности, ни к широкому кругозору выпускников, которые в подавляющем большинстве случаев перестали работать по специальности по окончании высшего учебного заведения.

Другой причиной является собственно качество образования, предоставляемое вузами. Например, если говорить об управленцах среднего и высшего звена, то их востребованность очевидна. В зависимости от этапа и витка экономики, спрос увеличивается на управленцев с какими-то конкретными компетенциями. К примеру, в кризисное время – на антикризисных менеджеров, которые умеют резать бюджеты, увольнять людей и проводить уплощение организационных структур. К сожалению, в России очень сложно получить хорошее управленческое образование. И часто топ-менеджерам приходится самим себя выращивать.

Третьей причиной является стремительный научно-технический прогресс, ведущий к развитию общества знаний, обновление технологий, ускорение темпов глобализации, изменение характера труда, вызывающее необходимость постоянного совершенствования и обновления компетенций, переход к инновационной экономике и т.д., что заставляет работников адаптироваться к изменениям, обновляя свои умения и компетенции.

Таким образом, полученного один раз диплома на всю жизнь недостаточно не только для того, чтобы строить карьеру, но и для того, чтобы просто оставаться востребованным на рынке труда. Только проработав некоторое время и повзрослев человек осознает реальную необходимость в тех или иных знаниях, умениях, навыках. Возникает вопрос о том, как быстро и эффективно ими овладеть. 

Ответ очевиден – возвратиться в университет, но на этот раз необходимо выбирать университет с хорошей репутацией, профессорско-преподавательским составом, и теми программами обучения, которые реально необходимы на данном жизненном этапе. При этом можно выбрать как программы переподготовки, так и программы повышения квалификации (с отрывом или без отрыва от производства). Вузу, в свою очередь, стоит ориентироваться на интересы и потребности субъектов малого и среднего предпринимательства при определении и разработке направлений программ по повышения квалификации.

Отличительной особенностью переподготовки от повышения квалификации является не только количество часов обучения (для переподготовки – от 250 часов, для повышения квалификации – от 36 до 100 и выше), но и требования к слушателям (и переподготовку и повышение квалификации могут проходить граждане, которые уже обладают какой-либо профессией), и цели обучения (в рамках переподготовки слушатели имеют возможность получить навыки ведения деятельности в новой сфере обязанностей и требований и как следствие – новую должность; повышение квалификации нацелено на повышение качества / совершенствование / расширение профессиональных навыков слушателей в сфере тех профессий, которыми они обладают).

Таким образом, согласно Статье 76 Закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», переподготовка нацелена на внедрение новой квалификации и получение компетенции, которая необходима для ведения новой деятельности. А повышение квалификации спроецировано на улучшение качества умений и знаний слушателей, а также на обновление их компетенций в пределах квалификации, которой они обладают [7].

Представители субъектов малого и среднего предпринимательства предпочитают на сегодняшний день повышать свою квалификацию в рамках краткосрочных программ повышения квалификации без отрыва от производства (преимущественно в вечернее время и в выходные дни), выбирая при этом узконаправленные программы, связанные с их профессиональной деятельностью. Например, маркетологам интересны вопросы повышения эффективности продаж, прогнозирования потребностей потенциальных покупателей, пути удовлетворения этих потребностей путем предложения соответствующих мер и т.д. В то время как специалистам по работе с персоналом актуальным представляется изучение мероприятий по всему циклу работы с персоналом, вопросов формирования и развития персонала, способного обеспечить эффективную жизнедеятельность компании и т.п.

Очевидна и проблема с контрактными управляющими. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства Тульской области по состоянию на 10 февраля 2017 за 2016 год ни одно из малых и средних предприятий не заключило ни одного договора в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [3]. Это в частности свидетельствует о том, что представители малого и среднего бизнеса испытывают определенные трудности в этой сфере деятельности.

В России функционирует государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства, позволяющая предпринимателям избежать многих проблем при открытии и развитии бизнеса. В субъектах РФ эта государственная помощь дополняется муниципальными программами, разработанными с учетом экономической ситуации в регионе.

В Туле осуществляет работу «Центр поддержки предпринимательства Тульской области», который объединяет субъекты малого и среднего предпринимательства всей Тульской области в одну систему и координирует их деятельность. В числе прочего помощь заключается в бесплатном обучении и консультировании по вопросам налогообложения и ведения бухгалтерского учета и отчетности, по составлению бизнес-планов, по вопросам маркетинговой деятельности, по вопросам субсидирования и микрозаймов, и т.д. Данные услуги предоставляются не только тем, кто планирует открыть свой бизнес, но и опытным предпринимателям, желающим повысить свою квалификацию в той или иной области.

Отслеживая потребности субъектов малого и среднего предпринимательства Центр поддержки предпринимательства Тульской области регулярно объявляет конкурс на отбор вузов-партнеров по организации и реализации специальных программ обучения с целью повышения их квалификации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности.

В частности, в 2016 году (объявленном годом предпринимательства) из федерального бюджета были выделены средства на оказание образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по образовательным программам «Основы предпринимательской деятельности», «Эффективный маркетинг», «Управление персоналом» и «1С: Бухгалтерия». Все программы (по 40 академических часов) проводились в течение года трехразовыми циклами.

Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, имеющий лицензию, подтверждающую возможность оказания образовательных услуг по реализации образовательных программ повышения квалификации, штатных преподавателей с необходимой квалификацией и опытом работы, утвержденные программы обучения по заявленным Центром поддержки предпринимательства Тульской области направлениям, специально предназначенные помещения, оборудованные мебелью и оргтехникой, необходимой для оказания услуг, принимал участие в конкурсном отборе и успешно реализовывал все 4 программы.

Всего в 2016 году в Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова прошли обучение 173 представителя субъектов малого и среднего предпринимательства, из них по программам:

«Основы предпринимательской деятельности» - 48,

«Эффективный маркетинг» - 59,

«Управление персоналом» - 41,

«1С: Бухгалтерия» - 25.

Стоит отметить, что желающих обучаться на базе Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова было гораздо больше. Ограничения по количеству слушателей обусловлены ограничениями в финансировании. Однако, качество преподавания и работы со слушателями, общая атмосфера обучения, высокий профессионализм преподавателей и практико-ориентированный характер программ обучения побудил ряд слушателей к готовности обучаться по другим программам на возмездной основе.

Проанализировав контингент обучающихся, приходим к следующему выводу: всего представителей ИП в Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова обучилось 68 человек, ООО – 105, то есть процентное соотношение составляет 40% и 60% соответственно.

Центр также инициирует проведение семинаров, конференций, форумов, круглых столов и иных мероприятий. Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова имеет богатый опыт работы и в этой области, и активно сотрудничает с Центром в этом направлении, ежегодно организуя цикл Бизнес-семинаров «Модели и технологии рационального управления бизнесом», который проводится в рамках реализации регионального проекта «Наука и образование для бизнеса». Выбор такой формы краткосрочного консультирования предпринимателей обусловлен и опытом работы, и анкетированием слушателей, в результате анализа которого мы пришли к выводу о том, что предпринимателей больше интересуют практико-ориентированные семинары, предоставляющие возможность принимать участие в дискуссии, обмениваться мнениями, решать кейсы, и т.д. в то время как конференции носят в большинстве случаев информативный характер и не предоставляют возможности обсуждений.

Анализ контингента участников Бизнес-семинаров опять демонстрирует преобладание представителей ООО по сравнению с ИП на 25%.

Таким образом, очевидно, что предприниматели, организующие ООО больше испытывают интерес к повышению своей квалификации, нуждаются в мероприятиях дискуссионного характера, в которых поднимаются различные сложные вопросы по организации предпринимательской деятельности и могут быть выработаны нестандартные решения. Обмен информацией позволяет предпринимателям шире смотреть на разрешение рисковых ситуаций, возникающих в процессе их функционирования. В свою очередь у ИП наиболее актуальными становятся насущные вопросы, связанные в первую очередь с правовыми аспектами их функционирования. Это может быть следствием отсутствия компетентности, что может говорить о недостаточном уровне образования в области организации собственного бизнеса. Спектр проблем, требующих творческого, неординарного подхода у представителей ИП, по большей степени представляющих сферу услуг, невысок, отсюда и низкий интерес к семинарам, конференциям.

Тем не менее, в условиях современного развития экономики очевидна потребность прогрессивных взрослых людей, обладающих определенной профессией и организующих свой собственный бизнес, в непрерывном, постоянном и последовательном обновлении собственных знаний, умений и навыков, что подразумевает реализацию концепции образования в течение всей жизни. При этом и вузам, и субъектам предпринимательства необходимо понимать, что образование и профессиональные умения становятся факторами достижения экономического успеха, гражданской ответственности и социального согласия.

Вузам, для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг в области повышения квалификации взрослых необходимо научиться выявлять спрос на образовательные программы и разрабатывать именно их, осваивать андрагогику – педагогику обучения взрослых, специфику мотивационной основы обучения взрослых [8], направлять представителей профессорско-преподавательского состава на стажировки на предприятия, поскольку потенциальным слушателям гораздо интереснее и полезнее не общие теоретические выкладки, а практическая реализация тех знаний, умений и навыков, которые они получают в ходе обучения. Развитие конкурентной среды на российском образовательном рынке приведет к тому, что любое учебное заведение будет вынуждено научиться всему тому, от чего будет зависеть его конкурентоспособность.

Главная проблема вузов в данном случае заключается в том, что образовательные учреждения очень инерционны, зачастую консервативны, не ориентированы на практические потребности потребителя образовательных услуг. Педагогических кадров, реально готовых к мобильности, собственному непрерывному обучению, имеющих опыт работы в той сфере, которой они обучают слушателей, очень мало. Помимо этого, многие преподаватели не могут осознать разницу между обучением студентов в вузе в течение 4-5 лет и краткосрочным повышением квалификации взрослых, работающих слушателей в объеме 40 часов.

В последнем случае преподаватель должен понимать, что он становится своего рода консультантом, который всего лишь задает направление движения для обучающихся. Его задача заключается не в предоставлении максимально возможного объема теоретической информации, а в стремлении заинтересовать взрослого человека, дать ему импульс к самостоятельному изучению материала, показать, как на практике применять полученные знания и совершенствовать приобретенные умения.

Таким образом, в условиях настоящих требований развития общества и экономики современному человеку для приобретения уверенности в себе и преуспевания на профессиональном поприще необходимо учиться, доучиваться и переучиваться в течение всей жизни в зависимости от новых требований и условий современного социума, а вузам необходимо создавать все условия для построения мобильной, гибкой системы непрерывного образования, ориентированного на потребителя данных образовательных услуг.