Современная экономика трактуется многими зарубежными и отечественными экспертами как «экономика знаний», в которой научные достижения становятся непосредственной производительной силой и определяют конкурентоспособность той или иной отрасли и благополучие сфер деятельности. Ускоренными темпами развиваются инновации и технологический прогресс, проникая во все без исключения сферы жизни общества.
Высококвалифицированная подготовка персонала представляется важнейшим фактором успешной деятельности любого предприятия и коммерческой фирмы. «Какие бы задачи мы сегодня не ставили, какие проблемы нам не приходилось решать – в конечном итоге все упирается в кадры» [1].
В этой связи большую роль приобретают учреждения высшего образования как центры «генерирования» новых знаний. Их преподавательская и научно-исследовательская функции заслуживают пристального внимания со стороны государственных структур, заинтересованных в успешном осуществлении либерализации экономики и повышения уровня жизни населения страны .
Выдвинутый Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзияевым Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017-2021 годах нацелены на повышение эффективности реформ в экономике, приданию мощной динамики развитию страны и общества в целом. В этих условиях, нацеленность на укрепление партнерства между учреждениями высшего образования и бизнес-структурами страны становятся актуальными и настоятельно необходимыми.
Вузам следует найти способ при сохранении своей образовательной, научно-ориентированной природы и государственного финансирования суметь учитывать требования бизнес – партнеров, целью которых является достижение прибыли. Для этого необходимо выработать ясную бизнес-стратегию, где будут предельно четко описаны конечные приоритетные направления совместной работы.
Обе стороны должны стремиться к стратегическому партнерству. Такое партнерство вуза и работодателя или интеграция должно фиксироваться в долгосрочных соглашениях, ежегодных планах, программах, перечне мероприятий и т. д.
Стратегическое партнерство повышает конкурентоспособность и бизнес-структуры (предприятия) и вуза. Оно позволяет интегрировать обеим сторонам интеллектуальный, кадровый, материально-технический, финансовый потенциал. Каковы же стратегические интересы партнеров?
Бизнес-структурам, имеющим производственные предприятия, нужны компетентные и качественные кадры, новые технологии, новая конкурентоспособная продукция и инновационная активность как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Близкие стратегические интересы имеют и вузы. Одной из стратегических целей современного образования является превращение студента в активного субъекта собственного учения, готового психологически и функционально (в зависимости от своих способностей, интересов, наклонностей и жизненных планов) выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, вести исследовательский поиск, активно самостоятельно овладевать знаниями, расширять теоретический кругозор, а также применять полученные знания и навыки на практике. Особую актуальность эта задача приобретает в настоящее время, когда ощущается острая необходимость подготовки специалиста широкого профиля, способного к профессиональной мобильности [2]. Это определяет конкурентоспособность образовательных организаций на рынке образования.
Третья сторона стратегического партнерства, о которой нельзя забывать – это студент. Он тоже заинтересован в получении качественных знаний и востребованной, перспективной профессии. Это обеспечит его конкурентоспособность на рынке труда и его карьерный рост.
Но есть еще и четвертая сторона-государственные структуры в т.ч. министерства и ведомства, региональные и местные органы власти, включая махалли (орган самоуправления граждан страны, который сегодня решает целый спектр вопросов социально-экономического развития отдельно взятых территорий), которые, каждый на своем уровне, должны способствовать и создавать условия для многогранного и успешного партнерства вузов и бизнес-структур.
В г.Ташкенте, как и по всей нашей стране проводится широкомасштабная работа по динамичному развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, поддержке свободной деятельности предпринимателей. Указ главы нашего государства «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» от 5 октября 2016 года является важным фактором дальнейшего развития и совершенствования этой работы, открывает новые возможности в этом направлении, выводя ее на качественно новый уровень.
Сегодня в 3х районах столицы на базе бездействовавших предприятий машиностроительной и текстильной индустрии организованы малые промышленные зоны, где начинают работать три технопарка, в которых для предпринимателей созданы благоприятные условия с тем, чтобы они эффективно пользовались имеющимися возможностями, расширяли выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, создавали новые рабочие места. Так, только в технопарке, организованном на территории бывшего Ташкентского текстильного комбината, уже работают 284 субъекта предпринимательства самого разного масштаба, с общей численностью работников более 6,5 тысяч и занимаются выпуском текстильной, химической, пищевой, машиностроительной, кожевенно-обувной, бумажной, мебельной продукции, металлообработкой, производством строительных материалов.
В 2016 году ими было произведено продукции на 613 млрд. сумм и экспортировано на 48,5 миллиона долларов. Для удобства предпринимателей на территории технопарка действуют: коммерческий банк, нотариальная контора, подведена железнодорожная ветка и создана около 7 тыс. новых рабочих мест. И таких промышленных зон с технопарками будут создавать в каждом городе и региональных центрах Узбекистана в течении 2017-2021 г.г.
Поэтому на рынке труда страны есть огромная потребность в квалифицированных работниках и специалистах широкого профиля. В этой связи, для Республики Узбекистан необходим новый формат социально-экономического партнерства вузов и бизнес-структур [3].
Известно, что долгое время учреждения высшего образования развивались как достаточно независимые организации, сильно оторванные от любых вопросов коммерческого характера. Однако в наши дни положение дел начинает меняться. И учреждения высшего образования, и бизнес-структуры нуждаются друг в друге как в источниках столь необходимых для деятельности ресурсов. Университеты и вузы стремятся получить дополнительные источники финансирования и возможности практической проверки результатов исследований, а бизнес-структуры нуждаются в квалифицированных кадрах и новейших инновационных научных разработках, обеспечивающих преимущества в условиях конкурентной борьбы. Так, к примеру, предполагается создание на территории Университета ИНХА в г. Ташкенте «виртуальную» свободную экономическую зону (СЭЗ) «Инновационный центр информационно-коммуникационных технологий», где предполагается разместить десятки отечественных бизнес-структур, проявляющих инновационную активность
Таким образом, говоря о стратегическом партнерстве, нельзя забывать о собственной инновационной инфраструктуре вуза, которая должна включать и уже включает в себя вузовские технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера и коммерциализации технологий. Все вместе это образует так называемый учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) вуза, который должен состоять из трех уровней. Ядро первого уровня составляют учебный, научный и инновационный блоки вуза, есть ближний инновационный уровень – малые предприятия и производственные и иные структуры технопарка или бизнес-инкубатора, созданные по инициативе ВУЗа или в большей степени связанные с вузом, дальний инновационный пояс – это предприятия, являющиеся стратегическими партнерами, у которых с вузом имеются договорные партнерские отношения.
Сегодня сама жизнь требует налаживания действенной обратной связи бизнес-структур с вузами страны, что позволит узнавать об их бизнес-производственных проблемах и потребностях, находить взаимовыгодные пути решения. Данные задачи диктуют необходимость глубокого пересмотра подходов к подготовке кадров особенно в сфере информационно-коммуникационных технологий, инженерно-технических работников, формированию прочной материально-технической и научной базы отечественных и зарубежных высших учебных заведений всех сфер деятельности.
Еще одним шагом на пути взаимодействия вузов с бизнес-структурами является интеграция отечественных вузов в международную образовательную систему и взаимодействие с корпоративными структурами.
Значительных успехов в этом направлении достигли, к примеру, Центр развития и внедрения компьютерных и информационных технологий «UZINFOCOM» и АО «GM Uzbekistan» совместно с рядом ташкентских вузов подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, который предусматривает партнерство в вопросах применения современных ИКТ в деятельности «GM Uzbekistan»,что позволит улучшить качество предоставляемых услуг, а также способствует устранению имеющихся проблем в обслуживании клиентов GM посредством внедрения инновационных решений. К реализации этих планов активно привлекаются студенты столичных университетов южнокорейского ИНХА и Туринский политехнический-сначала в качестве стажеров, а затем и с возможностью приглашения их на постоянную работу, создавая новые рабочие места. Следует отметить, что выгоды от реализации данной программы получают все участники, которые в неё вовлечены. Для студентов это возможность познакомиться с современными технологиями, получить и развить навыки работы в команде, понять, как строится процесс производства программного обеспечения, познакомиться с условиями работы и требованиями, предъявляемыми компанией. Самым привлекательным, конечно, для них является возможность дальнейшего трудоустройства и материальный интерес. Отметим, что участие студентов даже в студенческих проектах должно оплачиваться.
Рассматривая возможности плодотворного сотрудничества бизнес-структур и учреждений высшего образования, можно привести пример США. Залогом успеха функционирования американских университетов является диверсификация источников финансирования и расширение исследовательского поля. Две данные миссии дополняют друг друга, обеспечивая большую адаптивность университетов к инновационным процессам и заинтересованности взаимодействовать с бизнес-структурами. Те, в свою очередь, являются постоянными заказчиками научных и образовательных услуг, что помимо практического обучения студентов, обеспечивает учреждения высшего образования финансированием: на долю частных корпораций приходится почти 60% финансовых поступлений в науку. А американское законодательство предусматривает многочисленные льготы для корпораций, финансирующих НИОКР: возможность работы в лабораториях, принадлежащих государству, снижение налогов на прибыль; безвозмездная аренда государственной земли; льготы на приобретение сырья и материалов и т.п. [4].
Таким образом, нынешняя ситуация, сложившаяся в экономике Узбекистана, требует конкретных практических шагов, преодоление излишнего бюрократизма и сокращение промежуточных процедур для создания эффективного механизма сотрудничества учреждений высшего образования с бизнес-структурами. Внедрение нового формата стратегического партнерства позволит решать:
- для бизнес-структур: устойчиво сотрудничать за счет создания совместных учебно-инновационных центров для получения новейших инновационных идей, проектов и квалифицированных кадров, участвовать в работе университетских бизнес-инкубаторов и технопарков для создания своих субъектов предпринимательства, аккредитации образовательных программ и участие в координационных (попечительских) советах и т.п.; постоянное обеспечение базы практик для студентов –выпускников и магистров.
- для вузовских учреждений – гарантированное трудоустройство выпускников; отсутствие проблем с организацией практики; возможность своевременно вносить изменения в педагогические концепции в соответствии с требованиями рынка. Это улучшение материально-технической базы, обновление учебных курсов, материальная помощь преподавателям и аспирантам, докторантам, которые вовлечены в программу, повышение престижа факультетов и ВУЗа в целом.
- для студентов – возможность познакомиться с современными технологиями, получить и развить навыки работы в команде, понять, как строится процесс производства программного обеспечения, познакомиться с условиями работы и требованиями, предъявляемыми компанией. Самым привлекательным, конечно, для них является возможность дальнейшего трудоустройства.
- для государства – получение дополнительных налогов и создание новых рабочих мест.
Все вышеуказанное обуславливает необходимость широкого участия в процессах экономического развития страны представителей общественности и всего научного сообщества. Лишь путем комплексного и взаимовыгодного сотрудничества учреждений высшего образования, бизнес-структур, органов государственной власти, общественных и зарубежных институтов возможно построение современной экономики, обеспечивающей стабильное и поступательное развитие страны, выход на международный уровень и качественный рост благосостояния населения.