Full text

Современная система образования предусматривает обучение специалистов по различным направлениям подготовки. Социальная сфера выступает одним из приоритетных областей, требующих особого подхода к обучению студентов – будущих социальных работников. В связи с этим актуальными направлениями являются методы обучения и, соответственно, стимулирования студентов к более глубокому и детальному изучению социологических дисциплин с целью получения «на выходе» высококвалифицированных работников, профессионалов в социальной сфере.

Мотивация представляет собой важнейший компонент структуры образовательного процесса. Для развития личности внутренняя мотивация выступает как ключевой критерий ее сформированности и готовности, т.е. при этом студент испытывает удовлетворение от самой деятельности, от достигнутого результата.

Образовательная мотивация обычно определена некоторым рядом факторов [1; 5; 6; 8]:

  1. самой образовательной организацией;
  2. организацией образовательного процесса;
  3. личностными характеристиками студента;
  4. особенностями личности преподавателя и их взаимоотношений со студентом;
  5. спецификой учебной дисциплины.

Стимулирование студентов к изучению социальных дисциплин должно проводиться систематически, постепенно и «мягко» формируя интерес студента к изучению основ профессии. Базисные знания и заинтересованность будущей профессией формируется еще в школьные годы, задача вуза – укрепить и упрочить стремление студента познавать азы социальных дисциплин и дальше, погружаясь все глубже в своих знаниях.

Так, готовность студента – будущего работника соцсферы к обучению в вузе, в первую очередь, характеризуется заинтересованностью, мотивированностью к данной профессии (см. рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 - Модель формирования готовности к образовательной деятельности в процессе обучения профессии

 

Методика стимулирования студентов образовательных организаций к более углубленному изучению социальных дисциплин в полной мере лежит на профессорско-преподавательском составе и самом вузе.

Так, для повышения интереса к выбранной профессии целесообразно разработать и внедрить систему деятельности по развитию мотивации студентов. В данную систему рекомендуется включить следующие элементы [2; 4; 6; 7]:

- оценка степени образовательной мотивации отдельного студента с целью выявления общего отношения к изучаемым дисциплинами, тем самым, определяя конкретные стимулы к изучению.

- перспективное планирование развития образовательного стимулирования отдельного студента, учитывая следующие факторы:

а) базирование на достижениях студента и области его мотивации, т.е. опора на имеющиеся знания;

б) умения студента «учиться», т.е. его сознательность, стремление к обучению;

в) степень обучаемости студента;

г) умение студента ставить перед собой цели и их реализовывать;

д) положительная ориентация преподавателя на наличие и степень мотивации студента, т.е. любой студент способен обучиться при имеющихся у него ресурсах (знания, опыт, мотивация).

- организация психолого-педагогических, а также организационно-педагогических условий для развития образовательной мотивации студента, которые способствуют его стимулированию при изучении дисциплин, а именно: по средствам решения задач, формами организации образовательного (учебного) процесса и пр.;

Также необходимо выделить один из методов повышения и развития качества обучения специалистов социальной сферы – внедрение в образовательный процесс способов, которые направлены на становление и совершенствование познавательной активности и самоорганизованности. Так как педагогический механизм повышения мыслительной деятельности позволяет активировать образовательную деятельность, мотивацию обучения и, соответственно, повысить качество изучения дисциплин. Иными словами, данный принцип представляет собой систему разнообразных методов, аккумулирующих все виды образовательной деятельности.

Итак, опираясь на вышесказанное, необходимо подытожить и выделить следующие аспекты мотивирования студентов [3; 5; 9]:

- развитие мотивов и стимулов при получении социального образования способствует также формированию и развитию научного мышления, способности «учиться обучаться», т.е. происходит выработка определенных качественных характеристик, необходимых при изучении других дисциплин;

- более детальное углубленное изучение дисциплин способствует общему интеллектуальному развитию, формирует векторы познавательной активности;

- мотивация к изучению базовых социальных дисциплин способствует более глубокому и качественному усвоению специальных дисциплин, что особо важно для студентов вузов;

- эффективному изучению способствует наличие качественного учебно-методического обеспечения, актуальной литературы и интерактивных и инновационных методов обучения;

- устойчивому формированию мотивации также является уверенность студента в необходимости приобретаемых знаний в будущем и др.

Таким образом, эффективное формирование и развитие мотивации и стимулирования студентов в процессе подготовки будущих работников социальной сферы является необходимым и целесообразным фактором становления будущего специалиста. Четкое понимание «нужности» приобретаемых знаний, понимание повышения качественного развития собственных интеллектуальных способностей, благоприятные и «добрые» отношения студента с преподавателем, личностные критерии и др. являются базисом к повышению стимулов к получению социального образования.