Введение. Сегодня дистанционное образование как никогда популярно. Так как обучаться дистанционно можно по любому предмету и даже дома.
Дистанционное образование удобно всем – и особенно тем, кто желает повысить свою квалификацию, но не может сделать это в обычной форме получения образования из-за большой загруженности по работе [1, 2].
Дистанционное образование также решает проблему повышения уровня образования и у тех людей, которые живут далеко от образовательных организаций, где могут предоставить услуги по повышению квалификации и профпереподготовке.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет право организациям, осуществляющим образовательную деятельность, применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Согласно закону, под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета.
При этом вузы и техникумы могут применять такую форму обучения во всех реализуемых ими образовательных программах.
Анкетирование. С целью выявления проблем и перспектив использования дистанционных технологий в вузе было проведено анкетирование посредством Google-форм.
В проведении анкетирования приняло участие 47 человек.
Таблица 1. Результаты исследования. Структура выборки
Параметры |
|
Количество человек |
Процент |
Группа |
Возраст |
30-40 |
10 |
21,3 |
«младшие» |
40-50 |
30 |
63,8 |
«средние» |
|
от 50 |
7 |
14,9 |
«старшие» |
Таблица 2. Распределение по сегментам
Вопрос |
«младшие» |
«средние» |
«старшие» |
Имеете ли Вы опыт реализации своих курсов дистанционно? |
«Нет» - 65% «Да» - 35% |
«Нет» - 55% «Да» - 45% |
«Нет» - 75% «Да» - 25% |
Наиболее популярная для Вас форма дистанционного обучения |
«Электронная почта» - 30% Сайты Google – 60% Вебинары – 5% Moodle – 5% |
«Электронная почта» - 30% Сайты Google – 50% Вебинары – 18% Moodle – 2% |
«Электронная почта» - 90% Сайты Google – 7% Вебинары – 3% Moodle – 0% |
Имеете ли Вы свои дистанционные курсы, реализуемые около года? |
«Да» - 20% «Нет» - 80% |
«Да» - 30% «Нет» - 70% |
«Да» - 15% «Нет» - 85% |
Какие преимущества есть у дистанционного образования? |
Возможность обучения людей с ограниченными возможностями – 19%; возможность осуществлять работу в другом вузе – 21%, перспектива расширения географии студентов – 10%; удобство выбора времени для орга- низации учебного процесса – 50% |
Возможность обучения людей с ограниченными возможностями – 40%; возможность осуществлять работу в другом вузе – 40%, перспектива расширения географии студентов – 10%; удобство выбора времени для орга- низации учебного процесса – 10% |
Возможность обучения людей с ограниченными возможностями – 40%; возможность осуществлять работу в другом вузе – 30%, перспектива расширения географии студентов – 10%; удобство выбора времени для орга- низации учебного процесса – 20% |
Готовы ли Вы полностью реализовать свои курсы дистанционно? |
«Да» - 30% «Частично да» - 40% «Нет» - 30% |
«Да» - 40% «Частично да» - 39% «Нет» - 21% |
«Да» - 10% «Частично да» - 10% «Нет» - 80% |
В чем Вы видите предназначение дистанционного образования? |
«обучение будущего - это обучение через Интернет» - 60%; «это будет одной из технологий, но не ведущей, так как техника никогда не заменит человека» - 20%; «будущее - за личным общением учителя и ученика» - 20% |
«обучение будущего - это обучение через Интернет» - 50%; «это будет одной из технологий, но не ведущей, так как техника никогда не заменит человека» - 25%; «будущее - за личным общением учителя и ученика» - 25% |
«обучение будущего - это обучение через Интернет» - 35%; «это будет одной из технологий, но не ведущей, так как техника никогда не заменит человека» - 20%; «будущее - за личным общением учителя и ученика» - 45% |
Какой наиболее продуктивный вид дистанционных технологий? |
On-line уроки (вебинары) – 10%; электронные уроки – 61%; электронная почта – 29% |
On-line уроки (вебинары) – 50%; электронные уроки – 20%; электронная почта – 30% |
On-line уроки (вебинары) – 4%; электронные уроки – 6%; электронная почта – 90% |
Какие слабые стороны есть у дистанционного образования? |
отсутствие личного взаимодействия – 40%; проблема мотивации обучающихся – 10%; недостаток самоорганизации обучающихся – 10%; сложность контроля качества усвоения материала – 5%; слабая обратная связь – 5%; трудность оценивания результатов – 5%; большая загруженность преподавателя при подготовке дистанционных курсов и контроля за выполнением заданий -20%; сложность учета индивидуальных особенностей студентов – 5%. |
отсутствие личного взаимодействия – 50%; проблема мотивации обучающихся – 10%; недостаток самоорганизации обучающихся – 5%; сложность контроля качества усвоения материала – 5%; слабая обратная связь – 0%; трудность оценивания результатов – 5%; большая загруженность преподавателя при подготовке дистанционных курсов и контроля за выполнением заданий – 15%; сложность учета индивидуальных особенностей студентов – 10%. |
отсутствие личного взаимодействия – 70%; проблема мотивации обучающихся – 20%; недостаток самоорганизации обучающихся – 5%; сложность контроля качества усвоения материала – 0%; слабая обратная связь – 0%; трудность оценивания результатов -5%; большая загруженность преподавателя при подготовке дистанционных курсов и контроля за выполнением заданий – 0%; сложность учета индивидуальных особенностей студентов – 0%. |
Какие существуют проблемы при переходе полностью на дистанционную систему обучения? |
компьютер не заменит живое общение студента и преподавателя – 40%; неготовность преподавателей к новому – 10%; плохая самоорганизация обучающихся – 10%; трудоемкость подготовки хороших курсов – 20%; проблема контроля знаний – 10%; ухудшение качества обучения – 10%. |
компьютер не заменит живое общение студента и преподавателя – 50%; неготовность преподавателей к новому – 10%; плохая самоорганизация обучающихся – 10%; трудоемкость подготовки хороших курсов – 10%; проблема контроля знаний – 10%; ухудшение качества обучения – 10%. |
компьютер не заменит живое общение студента и преподавателя – 60%; неготовность преподавателей к новому – 20%; плохая самоорганизация обучающихся – 10%; трудоемкость подготовки хороших курсов – 5%; проблема контроля знаний – 5%; ухудшение качества обучения – 0%. |
Выводы. Как видно из таблицы 2, представители «средней» группы более активны в создании своих дистанционных курсов. Электронной почтой пользуются более оперативно представители «старшей» группы. Сайтами «Google» пользуются представители «младшей» группы, а вебинары активно проводят представители «средней» группы. Дистанционные курсы реализуют представители «средней» группы. Представители «средней» группы также готовы реализовать свои курсы полностью дистанционно.
Анкетируемые из «младшей» и «средней группы» сходятся во мнении, что за дистанционным образованием – будущее. Все опрошенные согласны, что наиболее слабой стороной дистанционного образования является отсутствие личного взаимодействия. Главная проблема, которую отмечают все опрошенные, остается следующая – «компьютер не заменит живое общение студента и преподавателя».
Благодаря проведенному исследованию, мы убедились, что дистанционное образование активно внедряется в процесс обучения в вузе. Наиболее активными разработчиками курсов дистанционного образования являются представители «средней» группы – возраст которых 40-50 лет. Представители «младшей» группы также намерены обучаться и создавать в будущем свои авторские курсы.
Такая форма проведения дистанционных занятий, как вебинары, очень популярна среди представителей «средней» группы.
Представители «старшей» группы достаточно консервативны в своем
Риски и ограничения исследования. Анкетирование проведено было в режиме «online», посредством Google-форм, так как Интернет-пользователи составляют большую часть интересующей нас аудитории. Интернет-анкетирование является чрезвычайно удобным, недорогим и быстрым способом проведения исследований, позволяющим в короткие сроки опросить большую, географически обширную аудиторию, обработать и представить данные для отчета.
Количество опрошенных оказалось достаточным для проведения нашего исследования и составления выводов по его итогу.
Заключение. Проведенное исследование показало, что большая часть преподавателей достаточно осведомлены о возможностях и формах реализации дистанционного обучения и осознают преимущества и перспективы его развития.
Многие из них, окончив соответствующие курсы повышения квалификации, смогли разработать собственные дистанционные курсы, которые теперь реализуют.
Сегодня дистанционные технологии внедряются преимущественно в работе со студентами, которые обучаются на заочной форме, обучающимися магистратуры и со слушателями курсов повышения квалификации и профпереподготовки. Дальнейшее развитие дистанционного обучения возможно в следующих направлениях:
- углубленная подготовка обучающихся школ по предметам для успешной сдачи ЕГЭ;
- обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- повышение компетентности в области современных информационных технологий студентов очной формы обучения;
- организация текущего и промежуточного контроля результатов обучения у всех студентов всех форм обучения.