Оценка финансового состояния организации и повышение его эффективного функционирования является целью финансового анализа.
Финансовое состояние предприятия – это способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями c другими физическими и юридическими лицами, финансовой устойчивостью и платежеспособностью [2].
Ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности организации в условиях рыночной экономики. Если предприятие платежеспособное, финансово устойчивое и ликвидное, оно имеет преимущество перед другими предприятиями-конкурентами в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в подборе квалифицированных кадров и в выборе поставщиков [3].
Платежеспособность и ликвидность являются основными характеристиками финансового состояния организации.
Платежеспособность предприятия представляет собой способность организации вовремя погасить задолженность.
Ликвидность предприятия – показатель, означающий достаточность у него ликвидных активов для погашения в случае необходимости своих обязательств перед кредиторами.
Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности ее оборотных активов.
Ликвидностьбаланса организации – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств, или это способность оплачивать свои краткосрочные обязательства.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его коммерческой, финансовой и производственной деятельности. Если производственные и финансовые планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение организации. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит увеличение ее себестоимости, сокращение выручки и суммы прибыли и, как следствие, ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности [1].
Финансовый анализ позволяет:
1) оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
2) оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
3) выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
4) спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов
Устойчивое финансовое состояние организации – это итог грамотного управления всем комплексом факторов, непосредственно определяющим результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь позитивно влияет на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами.
Анализ ликвидности баланса, исходя из анализа устойчивости, оценивает текущую платежеспособность и дает заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем.
Показатели ликвидности организации делятся на абсолютные и относительные.
Относительные показатели ликвидности представляют собой расчет коэффициентов.
Абсолютные показатели ликвидности рассчитываются на основе бухгалтерского баланса. Чтобы сделать это, все активы группируются по уровню убывания их ликвидности, а все пассивы по срочности их оплаты. Данная группировка имеет вид:
А1 – наиболее ликвидные активы, которые находятся в немедленной готовности к реализации (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, высоколиквидные ценные бумаги);
А 2 – быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность, запасы готовой продукции);
А 3 – медленно реализуемые активы (запасы сырья, прочие ВОА);
А 4 – трудно реализуемые активы (итого ВОА).
Первые три группы активов А1, А2, А3 являются постоянно меняющимися активами и называются текущие активы. Они более ликвидны, чем остальное имущество.
П 1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность).
П 2 – краткосрочные обязательства (займы и кредиты, задолженность перед учредителями по выплате доходов, оценочные обязательства, прочие краткосрочные обязательства).
П 3 − долгосрочные кредиты и займы (итог раздела IV бухгалтерского баланса).
П 4 − устойчивые пассивы (итог раздела III бухгалтерского баланса, а также доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов) [4].
Проанализируем ликвидность и платежеспособность на примере ЗАО "Тулатеплосеть", основным видом деятельности которого является выработка, транспортировка и распределение тепловой энергии в жилые домах и другие здания города Тулы (отопление и горячее водоснабжение).
Таблица 1 - Группировка активов предприятия по степени их ликвидности
Группа |
2015 г. |
2016 г. |
||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
|
А 1 –наиболее ликвидные активы |
11964 |
1,29 |
14233 |
1,42 |
А 2 –быстро реализуемые активы |
761577 |
82,06 |
882073 |
88,24 |
А 3 –медленно реализуемые активы |
85015 |
9,16 |
45 093 |
4,51 |
А 4 –трудно реализуемые активы |
67557 |
7,28 |
57195 |
5,72 |
Баланс |
928083 |
100,00 |
999676 |
100,00 |
Из данной таблицы видно, что на 2015 г. и 2016 г. наибольшую долю в имуществе организации составили быстро реализуемые активы 82,06% и 88,24% соответственно.
Быстро реализуемые активы увеличился за отчетный период за счет увеличения дебиторской задолженности.
Таблица 2 - Группировка пассивов предприятия по принадлежности капитала
и срочности платежей
Группа |
2015 год |
2016 год |
||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
|
П 1 –наиболее срочные обязательства |
814545 |
87,77 |
1221287 |
122,17 |
П 2 – краткосрочные обязательства |
38244 |
4,12 |
40787 |
4,08 |
П 3-долгосрочные кредиты и займы |
1475 |
0,16 |
1491 |
0,15 |
П 4- устойчивые пассивы |
73819 |
7,95 |
-263889 |
-26,40 |
Баланс |
928083 |
100,00 |
999676 |
100,00 |
Из таблицы видно, что на 2015 г и 2016 г. наибольшую долю в имуществе организации составили наиболее срочные обязательства 87,77% и 122,17%, соответственно, которые увеличились за отчетный период за счет увеличения кредиторской задолженности.
Таблица 3 - Оценка ликвидности баланса предприятия
Группа |
Актив |
Группа |
Пассив |
Платежный излишек или недостаток средств |
|||
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||
А1 |
11964 |
14233 |
П1 |
814545 |
1221287 |
- 802581 |
-1207054 |
А2 |
761577 |
882073 |
П2 |
38244 |
40787 |
723333 |
841286 |
А3 |
85015 |
45 093 |
П3 |
1475 |
1491 |
83540 |
43602 |
А4 |
67557 |
57195 |
П4 |
73819 |
- 263889 |
- 6262 |
321084 |
Баланс |
928083 |
999676 |
Баланс |
928083 |
999676 |
- |
- |
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место следующее соотношение: А1 ≥П1, А2 ≥ П2, А3 ≥ П3, А4 ≤ П4.
Из выше указанной таблицы можно сделать следующий вывод:
1) неравенство А1 > П1 не выполняется, что свидетельствует о не платежеспособности организации на момент составления баланса. У организации недостаточно средств для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов.
2) неравенство А2 > П2 выполнятся, то это означает, что быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.
3) неравенство А3 > П3 выполнимо, следовательно, в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.
4) неравенство А4 < П4 выполнимо за 2015г., что свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости организации, наличия у нее собственных оборотных средств, но 2016 г. говорит об обратном.
Для полной оценки уровня ликвидности необходимо провести анализ коэффициентов ликвидности, которые представлены в Таблице 8:
Таблица 4 - Расчет основных коэффициентов ликвидности
Показатель (норматив) |
Формула |
2015 г. |
2016 г. |
1. Коэффициент текущей ликвидности (1-2) |
1,007 |
0,746 |
|
2. Коэффициент быстрой ликвидности (0,7-0,8 до 1,5) |
0,907 |
0,710 |
|
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (не менее 0,2) |
0,014 |
0,011 |
Из данной таблицы видно, что коэффициент текущей ликвидности за 2016 г. и коэффициент абсолютной ликвидности за весь рассматриваемый период меньше нормативных значений, что может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала, нерациональном использовании собственных средств. Это может быть связано с замедлением оборачиваемости средств, вложенных в запасы и с высокой долей неработающих активов. В результате это уменьшает эффективность использования финансовых ресурсов.
Из данного анализа можно сделать вывод, что организация на момент составления баланса является неплатежеспособной. Данное состояние предприятия обуславливается растущей дебиторской задолженностью.
Данная компания проводит мягкую кредитную политику, цель которой - увеличение круга покупателей и удержание текущих клиентов для увеличения товарооборота. Но это увеличивает финансовые риски, что говорит о необходимости страхования от них. Чтобы снизить финансовые риски следует проводить оценку финансового состояния партнера, перейти к жесткой, или консервативной, политики, которая характеризуется минимальной отсрочкой платежа, но это может привести к уменьшению числа покупателей и снижению товарооборота.
Также для оценки степени надежности клиента можно использовать группировку дебиторов с помощью системы интегральной оценки надежности клиента, которая рассчитывается как произведение бальных оценок по всем выбранным показателям. В основе данного метода применяется шкала оценки потенциально надежных клиентов, которая представлена в Таблице 5 :
Таблица 5 - Шкала оценки потенциально надежного клиента
Показатели |
Баллы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Срок работы с клиентом, лет |
больше 1 |
1- 2= |
2 - 4= |
больше 4 |
Доля продаж клиенту (в общем объеме продаж), % |
до 10 |
10 - 15 |
15 - 20 |
больше 20 |
Доля просроченной задолженности в конце периода, % |
50 - 100 |
20 - 50 |
5 - 20 |
0 - 5 |
Интегральный показатель, который определяется по клиенту, рассчитывается как произведение баллов по трем показателям.
Диапазон значений показателей устанавливается самой организацией. После интегральной оценки все контрагенты объединяются в группы по уровню надежности:
1) Группа риска (от 1 до 4 баллов)
2) Группа повышенного внимания (от 5 до 12 баллов)
3) Группа надежных клиентов (от 12 до 27 баллов)
4) Группа "золотых" клиентов (от 28 до 64 баллов)
От хорошего или плохого финансового состояния предприятия зависит степень его экономической привлекательности для поставщиков, акционеров, банков, покупателей и т.д., имеющих возможность выбора между данным предприятием и другими предприятиями, способными удовлетворить тот же их экономический интерес [5].