Существенные изменения, происходящие в последние десятилетия практически во всех странах мира, связаны, прежде всего, с инновационным характером экономики, порождающим принципиально новые требования к развитию всех структурных элементов общественного организма. Меняются ориентиры социальных процессов, механизмы их взаимодействия, появляются новые институты, влияющие на интересы и формирующие новые мотивы различных слоев общества. Трансформация структурных элементов развития общества вызвала к жизни множество концепций, объясняющих специфику нового этапа общественного развития [1]. В социальной и экономической теории появились новые имена, связанные с новыми процессами, имеющими место, прежде всего, в развитых странах. Поскольку новые явления еще явно не приобрели всеобщего распространения, этим объясняется многообразие, нечеткость понятийного аппарата, используемого как экономической теорией, так и всеми общественными науками. Наиболее адекватное отражение специфика современного этапа развития экономики получила в концепции экономики, основанной на знаниях, т.е. экономики знаний и экономике инновационного развития, т.е. экономики инноваций.
Экономика знаний – высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики и следующий этап развития экономики и общества передовых стран мира. Часто термин «экономика знаний» используют как синоним инновационной экономики [2].
Главным фактором формирования и развития экономики знаний является креативный, инновационный человеческий капитал [3]. Процесс развития экономики знаний состоит в повышении качества человеческого капитала, качества жизни и в производстве знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. При этом ведущими характеристиками экономики, основанной на знаниях, являются не только создание новых знаний и выпуск высокотехнологичной продукции с высокими потребительскими качествами, но и широкое эффективное использование новых знаний и этой продукции во всех отраслях народного хозяйства и сферах деятельности человека.
В экономическом аспекте знания отдельного человека включают в себя, во-первых, формальное образование и опыт, накопленный в процессе деятельности, во-вторых, находящиеся в собственности этого человека объекты авторского и приравненного к нему права, в третьих, репутацию личности, известность этого человека в социуме и в профессиональных кругах. Часть знаний человека – формальное образование – приобретается им на рынке образовательных услуг либо за счет государственного бюджета, либо по рыночной стоимости [4]. В свою очередь, совокупность человеческого капитала личности является предметом рыночных взаимоотношений личности с предприятием, и/или обществом, которому эта личность предоставляет свои знания в возмездное пользование, создавая при этом своим трудом определенную часть национального богатства страны. Таким образом, знания отдельной личности, входящей в состав экономически активной части населения, определяют ее производительность т.е. являются ее человеческим капиталом, отнесенным к единице времени.
Большую часть инвестиций развитые страны осуществляют в человеческий капитал. Это дает им решающее преимущество в научном, инновационном и интеллектуальном развитии, а также в опережающем росте качества жизни населения [5]. Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условиям для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты. Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают ведущим странам мира их лидерство.
Отметим, что по мере развития общества знаний можно отследить две связанные между собой тенденции, наблюдаемые в трендах экономик развитых стран.
Во-первых, в совокупном национальном богатстве страны возрастает доля именно человеческого капитала, в то время как доли произведенного и природного капитала падают.
Во-вторых, растет вклад в валовой внутренний продукт (ВВП), а, следовательно, в человеческий капитал страны, высокотехнологичных (т.е. наиболее наукоемких) отраслей экономики, успех которых определяется вкладом граждан, имеющих высшее образование.
Что касается первой отмеченной тенденции, то убедительным доказательством того, что за последние два столетия соотношение между человеческим и произведенным капиталом в развитых странах постоянно менялось в сторону увеличения доли человеческого капитала при снижении долей природного и произведенного капитала, являются данные о динамике структуры национального богатства в этих странах.
Инновационность в качестве важнейшей черты нового этапа общественного развития проявляется, прежде всего, в способности генерировать, а затем трансформировать знания в создание новых продуктов, технологий, процессов и услуг. Для характеристики степени инновационности экономики экспертами ОЭСР разработана система, состоящая из 200 индикаторов экономики, основанной на знаниях. В системе этих показателей важнейшее место занимают данные, отражающие развитие системы образования [6].
Если рассматривать мировые тенденции в сфере производства и использования энергетических ресурсов, то становится очевидным, что в ближайшие 10 – 20 лет резко возрастет роль электроэнергетики. Электричество способно постепенно вытеснить углеводородные энергоресурсы даже из сфер, в которых они играют исключительную роль – транспорт и теплоснабжение. С учетом этого, долгосрочные планы развития электроэнергетики должны учитывать не только строительство и ввод новых генерирующих мощностей, но и развитие соответствующей инфраструктуры. К примеру, станции электрической подзарядки транспортных средств, по аналогии с автозаправочными станциями, предприятия по производству новых типов электродвигателей и комплектующих к ним, аккумулирующих элементов и мобильных электрогенераторов, технологии и системы передачи электроэнергии на расстояния и прочее. Поскольку тенденции расширения сфер применения и потребления электроэнергии имеют глобальные масштабы, то можно прогнозировать увеличение спроса на соответствующие категории продуктов, машин, технологий. Очевидно, что значительную роль в энергетическом балансе должны играть неисчерпаемые источники, использующие энергию окружающей среды. Вместе с тем, основным недостатком этих источников является их низкая производительность и зависимость от природно-климатических условий, что в свою очередь требует развития нового для Узбекистана типа энергетики, производящей электричество вне зависимости от внешней среды. Совершенно очевидно, что решение вышеуказанных вопросов возможно исключительно при наличии соответствующего кадрового потенциала, подготовкой которого должна заниматься высшая школа уже в близкой перспективе.
В условиях инновационного развития меняется функциональная роль образования: из транслятора знаний и генератора специфических навыков и умений оно превращается, во-первых, в непосредственного производителя знаний и, во-вторых, в активного участника процесса трансформации этих знаний в новые продукты, технологии и услуги. Формирование экономики, основанной на знаниях, означает взаимную интеграцию образовательного, научного и производственного пространства: включение процесса применения знаний в образовательный процесс происходит на фоне генерации новых знаний в непосредственном процессе производства.
Инновационный тип развития выдвинул новые требования к формированию человеческого капитала, которые получили развитие в концепции непрерывного образования, а также в необходимости формирования творческих начал в развитии всех членов общества. Переход от обучения преимущественно конкретным навыкам и трансляции информации к развитию творчества, формированию навыков и способностей к самообучению – становится главным лейтмотивом системы высшего профессионального образования и подготовки специалистов.
Одной из стратегических целей современного образования является превращение студента в активного субъекта собственного учения, психологически и функционально готового выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, вести исследовательский поиск, извлекать из различных источников информацию и превращать ее в знание. В современной высшей школе важным является формирование и развитие у студентов навыков активного самостоятельного овладения знаниями, расширения теоретического кругозора, правильной организации своей работы по поиску необходимых материалов и их изучению, по практическому применению полученных в ходе работы знаний и навыков. Без этого будущему специалисту трудно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний, в увеличивающемся потоке информации [7].
Одним из важных условий поддержания непрерывности инновационного процесса в экономике является способность системы высшего образования работать на опережение требований экономики и общества к квалификации специалистов. Администрация высших учебных заведений должна отдавать себе отчет, что поступивший сегодня абитуриент должен быть способен трудоустроиться через 4–5 лет, поскольку этот показатель прямо характеризует качество обучения в высшей школе и отражает его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. В свою очередь, работа на опережение не может быть обеспечена лишь развитием связей с предприятиями – потенциальными работодателями. Высшая школа должна быть вовлечена в деятельность реального сектора, инновационную и научно-исследовательскую деятельность. Это позволяет сформировать представление о том, какие открытия сегодняшнего дня превратятся в технологии завтра и потребуют повышения квалификации персонала для эффективной работы с этими технологиями. Кроме научно-технической и технологической интеграции университетов с реальным сектором и социальной сферой, они должны обеспечивать своевременную корректировку учебных программ, курсов, наборов и содержание дисциплин, необходимых для получения соответствующей специальности.
В постоянном совершенствовании и развитии должны находиться педагогические технологии и, соответственно, кадровый потенциал преподавательского состава. При этом администрация университетов должна обеспечивать качество и результативность образовательного процесса, учитывая интересы и запросы студентов в отношении того, чему и каким образом университет должен их обучать. Подобные взаимоотношения администрации со студентами требуют не только внимательности, но и высокой степени доверительности с обеих сторон, а, следовательно, деятельность администрации и университета в целом, должна быть прозрачной и адекватной ожиданиям.
В настоящее время Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально-ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество [8]. Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития Узбекистана является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий.
Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.
Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей [9].
В 2015-2016 годах в центре внимания государства были вопросы дальнейшего реформирования и совершенствования системы образования. Ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляют порядка 10-12 процентов к ВВП, что почти в 2 раза превышает соответствующие рекомендации ЮНЕСКО (6-7 процентов) по размерам инвестиций в образование, необходимых для обеспечения устойчивого развития страны.
В 2015 году были осуществлены работы по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы 384 объектов в сфере образования на общую сумму 423 миллиарда сумов, в том числе построено по типовым проектам 29 новых общеобразовательных школ, реконструировано 219 школ и капитально отремонтировано 136 школ.
В Узбекском государственном университете мировых языков построен новый современный учебный корпус на 2,2 тысячи учебных мест, спортивный комплекс, а также гостиница для привлеченных иностранных специалистов. Завершено строительство нового учебного блока в Навоийском государственном горном институте [10].
В сфере высшего образования внедрена принципиально новая, усовершенствованная система регулярной переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов. В 15 базовых вузах организованы курсы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров вузов, на которых уже прошли переподготовку около 2,7 тысячи преподавателей.
В целях повышения эффективности механизмов реализации государственной политики в сфере высшего образования необходимо четкое определение правовых рамок деятельности, как государственных органов, регулирующих высшее образование, так и учебных заведений, а также институтов гражданского общества. При этом должна быть исключена вероятность дублирования функций, полномочий различными государственными органами и совмещения в одном органе функций и полномочий. Изменение принципов организации образовательного процесса не могут ограничиться лишь совершенствованием педагогических технологий. Необходимы изменения в механизмах управления в системе высшего образования, которые должны обеспечивать вовлеченность университетов в инновационную деятельность бизнеса и общества. Механизмы управления должны создавать среду, воздействующую в равной степени, как на студента и преподавателя, так и на органы управления учебным заведением и систему государственного управления высшим образованием, поддерживая процесс непрерывного развития и самосовершенствования.
Целью реформирования средней и высшей школы является повышение качества и эффективности обучения, что невозможно без создания условий для развития конкуренции как внутри высшей школы (университета), так и между ними. Созданию конкурентной внутриуниверситетской среды будет способствовать система предоставления образовательных субсидий. Каждый год студент должен подтверждать своими результатами необходимость выделения субсидий: в случае недостаточной эффективности использования государственных средств они будут передаваться тем, кто достиг более высоких результатов [11]. Итогом изменения системы выделения государственных субсидий станет усиление мотивации студентов к учебе; что приведет к существенному синергетическому эффекту (эффекту со-обучения).
Усилению конкуренции между вузами способствует выделение учебных грантов студентам и университетам, предоставление студенческих кредитов. При оценке эффективности разных способов финансирования образовательного процесса необходимо учитывать следующее.
1. Результаты реформы могут отличаться от ожидаемых результатов. Например, увеличение расходов государства на высшее образование путем предоставления большего количества грантов или выделения большего количества бюджетных мест может привести к замещению частных инвестиций государственными и к сокращению общих расходов на развитие высшей школы.
2. Экономика, основанная на знаниях и инновациях, крайне динамична. Свойство гибкости, динамичности присуще всем ее секторам, в том числе и образовательному сектору. Гибкость системы образования, ее постоянное соответствие требованиям развития науки и производства, могут быть обеспечены не только ужесточением контроля со стороны государственных структур за содержанием образовательного процесса, но и качеством используемых ресурсов и полученных результатов, предоставлением большей самостоятельности школам и университетам.
3. Переход к экономике знаний и инноваций предполагает интеграцию национальных экономик и их образовательных систем, повышение степени мобильности студентов и выпускников высшей школы
Дальнейшее развитие Высшей школы в Узбекистане должно основываться на четких и прозрачных целях, связанных с промышленной политикой и учитывающих не только процессы, происходящие внутри страны, но и тенденции экономического, социального и политического развития в региональном и мировом масштабах. Причем это касается не только вопросов подготовки специалистов по определенным отраслям, но и удовлетворение потребности соседних в регионе стран в квалифицированных кадрах, за счет обучения иностранных студентов в отечественных университетах. Это, с одной стороны, будет способствовать повышению роли Узбекистана в Центрально-Азиатском регионе, как научно-культурного лидера, с другой – позволит расширить ресурсную базу высшей школы за счет дополнительных доходов от обучения иностранных студентов.
Таким образом, ключевой целью последующих реформ должна стать система высшего образования:
выпускающая кадры с уровнем компетентности, опережающим сегодняшние потребности экономики и общества, способные к самообразованию, конкурентоспособные на национальном и международном рынках труда;
абсорбирующая зарубежные передовые технологии и достижения мировой науки, и трансформирующая их в компетенции студентов и выпускников;
вовлеченная в процессы развития отечественных инновационных технологий и производств.