Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Поступление в школу совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность.
В младшем школьном возрасте у учащихся активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии [1]. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим. Опыт педагогов и психологов показывает, что не все дети легко переживают процесс адаптации к школе: многие первоклассники с трудом переносят новую учебную нагрузку, которую предполагает школьное обучение. Особые трудности у первоклассников вызывает и социальная адаптация – способность подчиняться школьному режиму, усваивать школьные поведенческие нормы, выполнять школьные обязанности.
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью первоклассником, но и его комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению как незнакомой для детей жизненной ситуации, в результате которой у ребенка будет сформирована привычка к новым учебным условиям и умение соответствовать новым учебным требованиям, необходимо время и психолого-педагогическая поддержка со стороны учителя и родителей. Ведь от благополучия протекания адаптационного периода в школе будет зависеть успешность первоклассника овладения учебной деятельностью, комфортность его пребывания в школе, здоровье ребенка, а также его отношение к школе и учению в целом.
В связи с этим возникает необходимость формирования организационных умений первоклассников с первых дней обучения в школе. Для их эффективного формирования в период адаптации учащихся к школьному обучению необходимо соблюдение ряда условий. Одним из них является создание личностно ориентированной образовательной среды, которая обеспечит первоклассникам возможность удовлетворения и развития потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр. Следующим условием является стиль взаимоотношений между первоклассниками и учителем начальных классов, который влияет на эмоциональный комфорт, уровень тревожности, самооценку у детей, на уровень их ответственности и самостоятельности, на их познавательную активность, на общение детей в коллективе.
Важным условием развития организационных умений у первоклассников является постепенное изменение характера познавательной деятельности, которое выражается в переходе от репродуктивных (воспроизводящих) действий к продуктивным (творческим). Следующим условием – является широкое приобщение ученика первого класса к гибким организационным формам учебной работы. Использование разнообразных групповых и индивидуальных видов и форм учебной работы в сочетании с фронтальными, дает возможность учащемуся, уже с первых дней обучения в школе, выступать с позиции организатора решения отдельных познавательных учебных задач.
В период адаптации детей к школе ученые выделяют основные направления формирования организационных умений. Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы показать первоклассникам значимость организационных умений в учебной работе и раскрыть на доступном материале их содержательную сторону. Методическое решение этой задачи может быть самым разнообразным, но итогом ее должно быть четкое осознание первоклассниками взаимосвязи трех элементов познания: цель-средство – приемы работы – результат.
В период «острой» адаптации первоклассников к школе (сентябрь-октябрь) этот процесс происходит в ходе игровой деятельности, специальных упражнений в ходе занятий. Основными функциями учителя начальных классов на данном этапе адаптации являются: положительная установка на учебную деятельность; проявление эмоциональной отзывчивости; стимулирование их самостоятельности и активности; авансирование детям своего хорошего настроения и доверия; укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения первоклассников к учению, желания учиться. Наиболее результативными формами работы являются игры (подвижные, ролевые, дидактические), рефлексивные круги, метод анализа конкретных ситуаций, метод положительного примера [6].
Игровые методы развивающего и психокоррекционного характера обязательно должны быть введены в начальных классах школы. Это продиктовано необходимостью создания постоянного психологического «фона» для первоклассников, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления и личности. К примеру, хорошо зарекомендовала себя игра «У лукоморья дуб зеленый». Её цель – познакомить детей друг с другом, посредством называния имен, написанных на листочках, развитие умения работать в команде. На уроке учитель вешает на доску рисунок дерева. На него прикрепляются листья, на которых написаны имена детей класса. Учитель отрывает один лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ученика (учеников) с этим именем. Вызванный (ые) срывает следующий листок с дерева, и так далее, пока все ученики класса не окажутся у доски. Затем учитель собирает у учащихся все листья, перемешивает и беспорядочно раздает им обратно. Первоклассники дети должны найти листок со своим именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других.
Особое место в системе организационных умений в период адаптации первоклассников к школе занимает организация учебного места, так как без правильно организованного рабочего места деятельность обучающихся на занятиях не может быть достаточно эффективной. С психологической точки зрения определенный порядок на рабочем месте, окружающая обстановка, свет оказывают непосредственное влияние на готовность человека к восприятию либо воспроизведению информации.
Результаты наблюдений за первоклассниками в первые дни обучения показали, что у большинства детей практически не сформировано умение организовать своё рабочее место до учебных занятий и во время их проведения. Так, более половины учащихся во время перемены не готовят своё рабочее место к уроку без напоминания учителя. Более того, в ходе работы выяснялось, что у них отсутствуют необходимые учебные принадлежности и на уроке много времени уходит на решение организационных вопросов. Поэтому на первом этапе работы учителю начальных классов необходимо в первые дни пребывания учащихся в школе, следует сформировать потребность первоклассников начинать работу с организации своего рабочего места. С этой целью используется метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед классом: ситуация-иллюстрация, т.е. какой-то конкретный случай, предлагаемый учителем, который возникает в связи с неготовностью рабочего места ученика к определенному уроку; ситуация-упражнение, где ученики должны выделить и запомнить какие-то элементы создавшейся на уроке в этой связи; ситуация-оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а ученикам предлагается оценить ее; ситуация-проблема, перед классом ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
Например, один из уроков в период адаптации первоклассников к обучению в школе, учитель начинает с рассказа о двух девочках. «Обе девочки ходили в первый класс, обе умели красиво рисовать (показывает два рисунка). У Кати рисунки всегда получались яркие и аккуратные, у Маши рисунки тоже были интересные, но с пятнами, листы измяты. Однажды девочки стали рисовать вместе. Катя убрала со стола лишние предметы, положила перед собой лист бумаги, приготовила краски, кисточку и салфетку для работы. А Маша ничего убирать не стала, она подвинула книги на уголочек стола, положила лист, сверху поставила стакан с водой, а салфеточку для работы, даже не приготовила и начала рисовать, как вы думаете, что происходило дальше? (ответы детей) У кого работа получится лучше? Почему? Что нужно сделать, когда вы начинаете новое занятие? А вы навели порядок на своём рабочем месте?».
В дальнейшем (в течение 2-3 недель), перед каждым уроком учитель должен напоминать детям: проверьте, всё ли приготовлено у вас для работы, нет ли лишних предметов. В нашем 1 «В» классе для этих целей используется карточка-сигнал, на которой схематически изображается карандаш, лист бумаги, коробочка для раздаточного материала, правильно расположенные на столе. Если учитель видит, что кто-то из детей не приготовился к уроку, он молча показывает карточку и ждёт, когда дети приготовят всё необходимое. Кроме того, эта карточка применяется и в том случае, когда надо навести порядок на рабочем месте после смены видов деятельности в процессе урока.
В период адаптации детей к МБОУ СОШ № 20 эффективно используется такая форма работы, как рефлексивный круг [2]. Именно такая форма позволяет научить первоклассников осмысливать действительность, передавать средствами языка ощущения или наблюдения через описание события и его анализ, приблизиться к решению той или иной проблемы. Цель этой формы учебной работы – обеспечение таких условий, где учащиеся смогли бы на любом этапе самостоятельной деятельности давать достаточно грамотную оценку своим действиям и действием товарищей. Рефлексивные круги играют роль внешнего толчка, чтобы ученик захотел работать. На первых порах сам учитель называет цель деятельности, а потом предлагает учащимся вместе обсудить её. Далее он предлагает несколько целей на выбор, например, познакомиться с новым звуком, послушать стихотворение, поиграть, решить головоломку и т.п. После коллективного обсуждения определяется цель деятельности на предстоящем уроке.
Большое значение в период адаптации первоклассников имеет метод положительного примера [3]. Для детей младшего школьного возраста исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у детей стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Лучшим примером для первоклассников должен служить учитель, у которого всегда порядок на столе, который чётко формулирует задания и представляет идеал организованности. Использование этого метода позволяет к концу первой учебной четверти первого класса добиться того, что первоклассники лучше понимают эмоциональное состояние других людей, чаще обращаются за помощью друг к другу, при проведении игр проявляют творчество. На этапе целеполагания дети активно включаются в обсуждение, принимают цель деятельности как лично-значимую, самостоятельно готовят своё рабочее место к предстоящему уроку. Формирование организационных умений продолжается на протяжении всего обучения в первом классе и до конца начального общего образования [4].
Итак, для организации и создания благоприятных условий в период адаптации первоклассников к школе, необходимы не только знания и усилия учителя начальных классов в организации учебно-воспитательного процесса, но и взаимопомощь родителей, в организации и создании условий для учебной работы ребенка дома. В процессе работы с первоклассниками была разработана памятка для родителей, помогающая организовать и помочь справиться с теми трудностями, которые возникли у первоклассника на этом трудном этапе школьной жизни [5].
1. Поддержите в ребенке его стремлении стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудностей, возникшие у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это – учитель. Уважайте мнение первоклассника о нем.
9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно мешать его многообразию, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно свободного времени для игровых занятий.