Наш информационный мир невозможно представить без использования компьютера. Компьютер так прочно вошел в нашу жизнь, что изолировать ребенка от этого достижения цивилизации – значит сделать его «Маугли». Понятие «компьютер» (на английском языке computer произошло от латинского computо – считаю) – это вычислительное устройство для приема, переработки, хранения и выдачи информации в электронном виде, которая может воспринимать и выполнять сложные последовательности вычислительных операций по заданной инструкции – программе. Однако, чем дальше родители отодвинут знакомство своего ребенка с компьютером, тем лучше для него. Развитие ребенка при этом не пострадает, если он, вместо использования этой техники, будет читать книги, ходить в музеи и посещать театры.
Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования, становится информационная культура, выражающая у человека в комплексе знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой и строящаяся на современных инновационных процессах.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни… к жизни в мире, полном огромного объёма информации. Всё более очевидным становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией: добывать её, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Стремительно движется научно-технический прогресс, стремительно растут информационные потребности педагогов и учащихся. И педагоги, и учащиеся отмечают влияние использования компьютерных технологий на эффективность учебно-воспитательного процесса.
Под компьютерными технологиями или информационными технологиями (ИТ) понимается обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях. Компьютерные технологии – это передний край науки XXI века [3].
Использования массовой компьютеризации образования выделяют повышение активизации мышления учащихся, развитие творческих способностей личности и другие положительные стороны. Конечно все понимают преимущества, которые несёт в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. Но всё это сопровождается определёнными проблемами.
В возрасте 7-8 лет дети активно постигают мир, и тут компьютер может помочь в развитии определенных навыков. Психологи, к примеру, отмечают, что работа на компьютере развивает навык концентрации внимания. Правда, как обычно, от пользы до вреда – один шаг: умеренное пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. Поэтому очень важно, следить сколько времени первоклассник проводит за компьютером. Учитывая тенденции глобальной компьютеризации, актуальные для второго десятилетия 21-го века, нормы времени, которое можно сидеть за компьютером детям, следующие:
5 лет 1 час в день
6 лет 1 час 15 минут в день
7-9 лет 1,5 часа в день
10-12 лет 2 часа в день
13-14 лет 2,5 часа в день
15-16 лет 3 часа в день
Родители обязаны следить, чтобы время, проведенное за компьютером, пошло младшему школьнику на пользу и способствовало его развитию [2]. Разрешив ребенку пользоваться компьютером, покупать и переписывать у своих товарищей игры, следует внимательно следить за их содержанием. Многие игры имеют агрессивный характер, что имеет пагубные последствия для детской психики и характера. Играя в подобные компьютерные игры, первоклассник невольно усваивает агрессивные установки и теряет чувствительность к созиданию и к добрым занятиям. Также как телевизионные фильмы, наводненные сценами убийств и насилия, компьютерные игры такого содержания воспитывают в детях жестокость и неуправляемость.
Удивительно, но факт: младшие школьники испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной долгожданной встрече с ним. Родителям бывает некогда уследить за детьми, которые освоили уже компьютер, и теперь им уже не достаточно обыкновенных игр, записанных на дисках, а хочется чего-то новенького и более интересного. Препятствовать этому детскому любопытству не в состоянии все родители.
Первоклассники очень сильно отличаются от тех, кто старше их даже на один год, хотя на первый взгляд это различие может быть не так заметно. Для детей 7-8 лет все взрослые являются авторитетом. Этот возраст наивности и привязанности к родителям. Однако ради любопытства они могут заходить на запрещенные родителями сайты и чаты. Чтобы этого не произошло, необходимо принимать участие при занятиях первоклассника на компьютере, заглядывать на сайты, которые он посещает. Компьютер должен всегда находиться в той комнате, где родители могли бы видеть, чем ребенок занимается. В случае необходимости важно использовать средства блокировки нежелательного для младшего школьника материала. Следует научить первоклассников советоваться с родителями по всем вопросам, связанным с получением информации по Интернету и не загружать программы, музыку, файлы без их разрешения. Ученику первого класса надо запретить пользоваться службами мгновенного обмена сообщениями и иметь свой персональный электронный адрес [5].
По мере взросления дети начинают интересоваться окружающим миром, и отношения с друзьями становятся для них очень важным. Их любимый способ общения – мгновенный обмен сообщениями. Контроль над посещением ребенком Интернета должен сочетаться с доверительными беседами. Только так родители смогут узнать, что их ребенка что-то встревожило или испугало, и вовремя принять меры. Родителям очень важно объяснить, какой опасностью может грозить общение с незнакомцами в Интернете, а тем более по телефону или личной встрече. Поэтому необходимо научить детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного сообщения.
Опытный учитель первоклассников и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, не были «перемежающимися». Учитель в период адаптации к школе с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает учащимся отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы. Хорошо, если учитель здесь следует совету известного педагога Ш. Амонашвили: «Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» [4].
Конечно решать проблему компьютерной безопасности детей в возрасте 7-8 лет в одиночку родители не могут, на помощь приходит школа.
Для гармоничного развития личности ребенку необходимо освоение новых технологий, а соответственно и знакомство с Интернетом, как с глобальным источником информации. Но реальность такова, что дети реже используют Интернет как библиотеку знаний, а делают упор на игры и общение в сети. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью всемирной паутины мы находим нужную информацию, но, как известно, не только полезную. Интернет также таит в себе множество опасностей. Существует множество сайтов пропагандирующих порнографию, проституцию, насилие, войны, межнациональную и религиозную рознь, употребление наркотиков и алкоголя. Такого рода информация может травмировать психику ребенка, вызвать страх, панику и внушить им ужас. Большинство родителей понимают и осознают эту проблему, но лишь немногие из них знают, как правильно защитить детей от такого рода информации.
Исходя из того, что вопросы информационной этики и права в сфере компьютерной безопасности не очень обнародуются в школах, зачастую, учителю приходится самостоятельно разрабатывать систему мероприятий, посвящённую проблемам правовой защиты детей в мире информационных технологий. Основную форму взаимодействия педагогического коллектива и родителей МБОУ СОШ № 20, которую применяют в своей работе – родительские собрания. Как показывает практика, это самая универсальная форма взаимодействия. На родительских собраниях обсуждаются проблемы детей и родителей, классных коллективов, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в делах школы и отдельного классного коллектива, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое.
Анкетирование – это психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. В школе проводится анкетирование родителей на предмет компьютерной безопасности первоклассников, уроки изучения компьютерной безопасности, внеклассные мероприятия и классные часы. Их цель – помочь родителям и учащимся усвоить правила пользования компьютером и Интернетом, знать источники опасности, которые таит в себе всемирная паутина, и первоочередные шаги для обеспечения безопасности её использования учащимися начальных классов. От наших детей зависит наше с вами будущее, и с этим трудно поспорить. Ведь чем лучше мы сможем воспитать новое поколение, тем лучше будет мир, в котором мы живем. Именно поэтому мы должны защищать детей, учить, воспитывать и самое главное любить. Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу [3].
Для родителей младших школьников также разработаны листовки, в которых четко отражены рекомендации по пользованию их детей Интернетом. Они содержат следующую информацию.
1. Защита детей – руководство к действию.
Существует большое количество программного обеспечения, с помощью которого можно осуществлять «Родительский контроль». Работа компьютера осуществляется за счет совокупного использования аппаратного и программного обеспечения. Под первым понимается набор микросхем, плат и прочих электронных компонентов и устройств, входящих в состав персонального компьютера (ПК). Под вторым – компьютерные программы, которые предназначены для обработки информации и выполнения полезных действий при помощи ПК.
Многие антивирусы также имеют эту функцию в своем арсенале. Родительский контроль так же представлен и в самой операционной системе Windows Vista и Windows 7, но это спасает лишь отчасти. Нельзя наивно думать, что если вы скачали программу из Интернета, проблема решена. Ваши дети умнее, чем вы думаете, они легко могут обойти все преграды и добиться своего. Поэтому, лучше быть на шаг впереди. Первоочередные шаги для повышения безопасности – это регулярно скачивать обновления для программного обеспечения; установить антивирусное и антишпионское программное обеспечение; установить фильтр (например, Интернет-Цензор); установить спам-фильтр (например, в Outlook); не открывать писем от пользователей, которых вы не знаете.
Программное обеспечение от Microsoft для обеспечения безопасности в Интернете: операционная система с функцией родительского контроля (ввод ограничений по играм, программам и проводимому за компьютером время); браузер с фильтром, предотвращающим мошенничество (помогает защититься от скрытой установки вредоносных программ, которые могут повредить, передать злоумышленникам или уничтожить ваши документы, использовать ваши персональные данные или просто нарушить работу ПК); антивирус Microsoft Security Essentials – решение против шпионских программ (Решение Microsoft® Security Essentials обеспечивает БЕСПЛАТНУЮ защиту ПК от вирусов, шпионского и другого вредоносного ПО на основе передовой технологии); Windows Live с функцией «Семейная безопасность». С помощью данной службы можно защитить детей от просмотра нежелательного веб-содержимого, управлять списком пользователей, а также отслеживать посещаемые детьми веб-сайты.
2. Лучший способ защиты детей – правильное воспитание:
– научите своего ребенка отличать хорошее от плохого. Объясните ему, как следует вести себя в той или иной ситуации. Предупрежден – значит вооружен;
– помогайте ребенку решить его детские проблемы, даже если они вам кажутся пустяковыми. Он должен всегда чувствовать вашу поддержку.
– все то, чему вы учите своего ребенка, вы должны подкреплять собственным примером, иначе от обучения будет мало пользы.
– помните, что правильное воспитание – залог хорошего будущего вашего ребенка.
Установите некоторые ограничения для самостоятельного выхода в Интернет. Обсудите это с детьми, чтобы они понимали необходимость подобных запретов. Составьте список правил работы детей в Интернете и помните, что лучше твердое «нет», чем неуверенное «да». Пусть ограничения будут минимальны, но зато действовать всегда и без ограничений.
3. Возрастные особенности детей и Интернет:
– приучите детей посещать только те сайты, которые Вы разрешили;
– используйте программные средства блокировки нежелательного материала;
– научите детей советоваться с Вами при раскрытии личной информации;
– требуйте от детей ничего не скачивать из Интернета без Вашего одобрения;
– не разрешайте в этом возрасте пользоваться средствами мгновенного обмена сообщениями;
– беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете;
– приучите детей сообщать Вам, если их что-то встревожило в сети.
4.Как избежать проблем, связанных с игровыми сайтами?
Дети обожают играть в сети Интернет, но путешествуя по Интернету, они легко могут попасть и на сервер с азартными играми. Закон разрешает для несовершеннолетних большинство игр, но это не касается игр на деньги. Собственно, использование денег и является разницей между теми сайтами с азартными играми и сайтами, где просто играют. На последних в качестве развлечения предлагаются на выбор аркады, словесные игры, головоломки. Поощрительным моментом там является начисление очков или баллов. Нет траты денег. Правда, есть сайты, где вместо реальных денег используются игровые, но они не менее опасны, чем сайты с играми на деньги, так как вырабатывают привычку играть на деньги вообще и провоцируют азарт.
5. Компьютерная зависимость.
Если вы заметили, что ребенок может часами просиживать перед голубым экраном за игрой и днями не выходить из Интернета, заменяя живое общение чатами, форумами – тогда есть о чем задуматься [7]. Термин «компьютерная» или «киберзависимость» определяет патологическое пристрастие человека к проведению всего свободного времени за компьютером ради развлечения. Все интересы «компьютерных фанатов» или «геймеров» сводятся лишь к удовлетворению: игровой зависимости (стрелялки и стратегии или онлайновые азартные игры); неодолимого пристрастия к виртуальному общению по веб-сети; навязчивого веб-серфинга – бесконечный поиск новой информации не ради самой информации, а ради праздного любопытства.
Можно наблюдать и некоторые физические отклонения младшего школьника, страдающего компьютерной зависимостью: нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, повышенная утомляемость, бессонница, боли в спине, туннельный синдром (боли в запястье). Лечение компьютерной зависимости – сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины и родителей.
На родительских собраниях учителя начальных классов дают советы по профилактике развития компьютерной зависимости у детей. Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер». Приведем эти советы.
– Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
– Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
– Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
– Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
Данные рекомендации – практическая информация для родителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.
В нашей школе для учащихся начальных классов проводятся уроки безопасности в интернете, используя сайт «Сетевичок». Главной задачей является понимать, какие сайты и материалы глобальной сети станут для них незаменимыми помощниками, а какие несут в себе угрозу, представляют реальную опасность. На таких уроках ребята узнают, как безопасно общаться в социальных сетях, пользоваться полезными Интернет-ресурсами для учебы и не попадаться на уловки мошенников [8].
При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет неоценимой. Имея компьютер, первоклассник потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет разработать свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может и станут его профессией. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями учащиеся встречаются первыми. Чтобы умная машина была другом, а не врагом детям, учителям и родителям, и в школе, и в семье всем необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы могли понимать то, чем увлечены первоклассники, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться с детьми.