Full text

Как известно, содержание обучения – это система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения и которые реализуют познавательную направленность того или иного учебного предмета. Знания являются основой формируемых умений и навыков учащихся, обеспечивающих практическую направленность обучения.Применение умений – это путь установления связи между теорией и практикой в учебно-воспитательной работе, стимулирования учебной деятельности, это важнейшее условие подготовки школьников к жизни, укрепления уверенности личности в своих силах [1].Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе особое внимание уделяется всестороннему изучению такой дидактической категории, как умение.

Понятие «умение» рассматривается в трудах таких известных педагогов и психологов, как: О.А. Абдуллина, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.А. Онищук, Ю.К. Бабанский, С.А. Смирнов, П.И. Пидкасистый,А.В. Усова, А.М. Новиков; П.А. Сорокун, Р.С. Немов, Л.В. Карпов, Л.Д. Столяренко, Б. Мещеряков, В. Зинченко, Н.Д. Левитов, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.В. Давыдов, Е.А. Милерян, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев и других. В целом под умениями понимаются сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели [2].

Уметь делать в общем смысле означает, что побуждаемый мотивами человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, познавать ее (в том числе приобретать необходимые новые знания), правильно ставить цель действий в соответствии с объективными условиями, определяющими ее реальность и достижимость; в соответствии с ситуацией, целью и наличными возможностями определять конкретные средства и способы (методы), в процессе действия усовершенствовать, отработать их и, наконец, достигнуть цели [3].

О.А. Абдуллина, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, Л.В. Карпов, Е.Н. Кабанова-Меллер, Е.А. Милерян, Р.С. Немов и другие рассматривают понятие умение как сознательное владение деятельностью. Процесс освоения деятельности представляет собой овладение целевыми действиями, операционным составом действий, принципами выбора способов действий на основе ориентировочной основы действий, осознание способов действий. Умения предполагают применение теоретических знаний на практике [4].

Многие отечественные педагоги и психологи (О.А. Абдуллина, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, П.А. Сорокун, Л.Д. Столяренко, Н.Д. Левитов и др.) понятие «умение» рассматривают как «владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии» [5]. Н.Д. Левитов под умением понимает «успешное выполнение действия или деятельности с выбором и применением правильных приемов работы и с учетом определенных условий» [6]. М.Н. Скаткин полагает, что умение представляет собой не только владение деятельностью, он подчеркивает, что все действия выполняются на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм методов организации деятельности [7]. А.Н. Леонтьев отмечает, что «для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет (непосредственная цель) был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую это действие включено» [8].

Умение рассматривается и как промежуточный этап овладения новым способом действия (Л.В. Карпов, В.В. Давыдов, Б.Г. Мещеков, В.П. Зинченко), который «основан на каком-либо правиле и соответствует правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач» [9].

В психологической науке понятие «умение» трактуется и как структурное сочетание качеств (чувственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных) личности, формирующихся и проявляющихся в сознательном, целесообразном осуществлении ею системы перцептивных, мыслительных, мнемических, волевых сенсомоторных и других действий, обеспечивающих успешное достижение целей в изменяющихся условиях деятельности. По мнению Е.А. Милеряна, «умения представляют собой структурный ансамбль природных и приобретенных свойств личности, поэтому каждому умению свойственна структура личностных качеств и свойств» [10].

Понятие «умение»в психолого-педагогической литературе (И.Я. Лернер, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, Л.В. Карпов, В.В. Давыдов, Е.А. Мирелян и др.) также рассматривается как возможность человека выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях. Так,И.Я. Лернер считает, что «умение – способ действия, который состоит из упорядоченного ряда операций, имеющих общую цель, и усвоен до степени готовности применять его в вариативных ситуациях» [11].

Таким образом, несмотря на всестороннее и многоплановое исследование такой дидактической категории, как умение, в педагогической и психологической науках до сих пор нет однозначного понимания сущности данного понятия.

В процессе анализа дефиниций термина-понятия «умение» нами были выявлены два подхода к определению сущности рассматриваемого понятия, на освещении которых мы остановимся подробнее.

Согласно первому подходу, отраженному в дефинициях понятия, данных Ю.К. Бабанским, С.А. Смирновым, Л.В. Карповым, Е.Н. Кабановой-Меллер, Б.Г. Мещеряковым, В.П. Зинченко и др., умение есть действие, предшествующее навыку, «возможность осуществить какое-либо действие, операцию» [12]. В своих работах Е.Н. Кабанова-Меллер рассматривает умение как результат первого этапа овладения навыком. Овладение умениями осуществляется на основе усвоенных приёмов. Умения представляют собой систему закрепленных действий, учащийся осознает прием, на который он опирается [13], т.е. каждое действие выполняется осознанно, но оно не доводится до автоматизма. Подобной точки зрения придерживается и Л.В. Карпов, который в своих трудах умение определяет как «промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка». Л.В. Карпов указывает, что «умения отличаются от навыка полным сознательным контролем, обеспечивающим оперативную перестройку системно-структурной основы действия при существенном изменении условий его осуществления [14].

Умение соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания, которое понято учащимися и может быть ими воспроизведено. В случае затруднений учащиеся обращаются к правилу с целью избежания ошибки. Практическое использование этого знания приобретает операциональные характеристики и выступает в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык [15].

Авторы данного подхода определяют умение как знание, не достигшее автоматизма, а следовательно, каждое действие контролируется сознанием и может перейти в навык при постоянном использовании, т.е. умение считается незавершенным навыком (рис.1). 

 

Рисунок 1 –Умение как незавершенный навык (согласно первому подходу) 

Таким образом, согласно первому подходу, умение – это способность сознательно выполнять простое действие на основе ранее приобретенного знания, которое путем постоянных тренировок автоматизируется, т.е. переходит в навык.

В связи с этим считаем необходимым рассмотреть развитие навыка, отразив в таблице 1 этапы его формирования и особенности выполнения действия на каждом этапе (по Л.Б. Ительсону) [16].

Таблица 1

Этапы формирования навыка и особенности выполнения действия на каждом этапе (по Л.Б. Ительсону) 

Этапы формированиянавыка

Особенностивыполнениядействия

 

1

Ознакомительный

Понимание цели, но смутное представление способов ее достижения. Выполнение действия с грубыми ошибками

2

Подготовительный (аналитический)

Пониманиеспособоввыполнениядействия.

В выполнении действия наблюдается неточность с лишними движениями и плохим контролем

3

Стандартизирующий (синтетический)

Повышение качества движений при выполнении действия. Перенос внимания на результат. Улучшение контроля

4

Варьирующий (ситуативный)

Гибкое целесообразное выполнение действий. Контроль на основе специальных сенсорных синтезов. Интуиция

 

Содержательный материал таблицы говорит о том, что знание (1 и 2 этапы) переходит в умение (3 этап) и автоматизируется (4 этап).

Существует другой подход к определению понятия «умения», в соответствии с которым умения рассматриваются как определенные способы выполнения действий, основанные не только на знаниях, но и на навыках. Данного подхода придерживаются такие ученые, как В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, А.В. Усова, П.А. Сорокун, Л.Д. Столяренко, К.К. Платонов, И.Я. Лернер и др. Например, А.В. Усова под умением понимает «готовность личности к определенным действиям или операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков» [17]. П.А. Сорокун умения определяет как гибкие системы приемов и способов выполнения деятельности, сформированные в результате применения специально усвоенных знаний и навыков [18]. Л.Д. Столяренко подчёркивает, что «навык – составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства, а умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки» [19]. И.Я. Лернер полагает, что умению всегда предшествуют не только знания, но и навыки, которые есть операция, способ выполнения которой доведен до автоматизма и не контролируются сознанием. Умение он понимает как способ действия, состоящий из упорядоченного ряда операций, имеющих общую цель и усвоенных в степени готовности применять их в вариативных ситуациях. Умения могут быть усвоены на разных ступенях совершенства и всегда контролируются сознанием [20].

По мнению В.А. Сластенина, «умение – это компонент деятельности, в котором воплощаются знания и навыки», и по сравнению с навыками умения «имеют большую подвижность, носят сознательный характер выполнения действия с возможностью перехода в творчество» [21].Согласно утверждению К.К. Платонова, умение, проходя ряд этапов формирования, в итоге перерастает в мастерство. Под умением ученый понимает «подготовленность к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний, навыков и жизненного опыта» [22]. В таблице 2 представлены этапы формирования умения, выделенные К.К. Платоновым.

Таблица 2

Этапыформированияумения и особенностивыполнениядействия накаждомэтапе(по К.К. Платонову) 

Этапы формирования умения

Особенности выполнения действия

 

1

Первоначальное умение

 

Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки, деятельность методом проб и ошибок

2

Недостаточно умелая деятельность

 

Наличие знаний о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, неспецифических для данной деятельности навыков

3

Отдельные общие умения

 

Ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например, умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т. п.

4

Высокоразвитое умение

Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способа ее достижения

5

Мастерство

Творческое использование различных умений

 

А.М. Новиков выделяет несколько уровней овладения умением,что отражено в таблице 3 [23].

Таблица 3

Уровни овладения умением иособенности выполнения действия на каждом уровне (по А.М. Новикову)

Уровни овладения умением

Особенности выполнения действия

 

1

Первоначальное умение

Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Ярко выражен характер проб и ошибок

2

Частично умелые действия

Овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности

3

Умелая деятельность

Творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности

4

Мастерство

Овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели, творческое использование различных умений  (технологий)

 

Анализ содержательного материала таблиц 2 и 3 показывает, что сложное творческое действие, состоящее из нескольких шагов, остается умением, не превращаясь в навык. В.А. Онищук подчеркивает, что умение – это творческое действие, которое не может быть автоматизировано, так как отражает готовность человека к принятию решений, и оно изменчиво; умение включает в себя ранее накопленный опыт и определенные знаниия [24].

Ю.К. Бабанский понятие «умение» определяет как сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Доведенное до реально возможного автоматизма умение характеризуется уже как навык. На базе сформированности определенных навыков развиваются более широкие обобщенные умения, о чем говорится также в работах К.К. Платонова и В.А.Сластенина. В этом контексте навыки становятся уже элементами умений более высокого уровня, чем те, которые лежали в основе первоначального навыка [25]. Иными словами, авторы второго подхода под умением понимают сознательное, контролируемое и творческое действие, не переходящее в навык, что отражено на рисунке 2.  

 

Рисунок 2 – Умение как творческое действие (согласно второму подходу) 

Таким образом, согласно второму подходу, умение есть совокупность знаний и навыков в действии для выполнения сложного творческого действия, которое не может быть автоматизированным. Проведенный нами компонентный анализ дефиниций понятия «умения» получил отражение в таблице 4.

Таблица 4

Содержательные компоненты понятия «умение» в дефинициях учёных 

 Обобщая вышесказанное, отметим, что ни одно из представленных в таблице 4 содержательных компонентов понятия «умение» не является единственно правильным, поскольку каждый из них отражает различные, но взаимодополняющие стороны очень сложной по своей природе этой дидактической категории. На наш взгляд, проблема определения сущности понятия «умение» остается в современной науке до настоящего времени открытой.